Виды, уровни и типы памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в углубленном изучении основных видов памяти.
В ходе данного исследования решаются следующие задачи:
Дать понятие и общую характеристику памяти;
Дать характеристику видов памяти.
Провести исследование кратковременной памяти.

Содержание

Введение. 2
1.Память. Виды, уровни и типы памяти. 3
1.1 память как психический процесс. 3
1.2. Виды памяти. 3
1.3 Типы и уровни памяти. 4
1.4..Виды нарушения памяти. Амнезии. 5
2.Исследование памяти. 7
2.1.Методы изучения памяти. 7
2.2 Исследование кратковременной памяти. 8
Список литературы. 10

Вложенные файлы: 1 файл

Виды, уровни и тыпы памяти.docx

— 65.80 Кб (Скачать файл)

После окончания опыта  экспериментатор фиксирует в  протоколе словесный отчёт испытуемого  о мнемических приёмах, которые он использовал в целях запоминания. В заключении подсчитывается общее количество правильно воспроизведённых слов при каждом повторении, подсчитывается частота воспроизведения каждого слова и подводятся выводы о процессе запоминания.

Исследование  факторов, влияющих на сохранение материала  в памяти

Факторов, которые влияют на сохранение материала в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т.п. Результаты ряда исследования ретроактивного торможения (так называется ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта) является особенно сильным, если промежуточная деятельность между заучиванием и воспроизведением является гомогенной, т.е. сходной с первоначальным заучиванием. В связи с этим, исследованию должны, в первую очередь, подвергнуться эффекты ретроактивного торможения. Остановимся более подробно на нескольких методиках исследования эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов.

Первая методика включает в себя три опыта, которые строятся по одинаковой схеме и отличаются друг от друга только характером предъявляемого для запоминания материала: в  первом опыте предъявляются связанные  между собой слова, во втором - не связанные, в третьем - бессмысленные  слоги. Испытуемому в каждом опыте  последовательно на слух предъявляют  три ряда из 4, 6 и 8 элементов с  предложением воспроизвести в том  же порядке. Испытуемый должен воспроизвести  элементы 4 раза: первый раз непосредственно  после предъявления, второй раз после  паузы в 15 с., третий раз после  перемножения в уме двух двузначных чисел (гетерогенное отвлечение), четвёртый  раз - после гомогенного отвлечения - запоминания ряда других объектов (например, ряда слов, слогов и др.). Воспроизведённые элементы экспериментатор фиксирует  в протоколе. После каждого опыта  фиксируются данные словесного отчёта испытуемого и наблюдения экспериментатора. После проведения опыта, при помощи формулы, подсчитывается коэффициент  ретроактивного торможения. По каждому  опыту экспериментатор анализирует влияние пауз и отвлечений на продуктивность воспроизведения и характер его ошибок. При сравнении результатов, полученных во всех трёх опытах, оцениваются различия в воспроизведении связанных и несвязанных слов, а также бессмысленных слогов. Также сопоставляется влияние пауз и отвлечений на воспроизведение материала различной степени осмысленности.

Следующая методика принадлежит Ф.Д. Горбову. Её целью является выявление преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью. Испытуемому на экране дисплея последовательно со временем экспозиции 2 с предъявляют цифры, перед которыми стоит знак сложения или вычитания. Задача испытуемого складывать (или вычитать в зависимости от стоящего знака) предъявленное число с последним полученным результатом. Сумма (или разность) во всех случаях не превышает 9. полученный результат в каждой пробе испытуемый указывает с помощью мыши на цифровом табло из 10 цифр - от 0 до 9. В ходе эксперимента, неожиданно для испытуемого, перед предъявлением очередной цифры появляется яркая вспышка, которая должна вызвать ретроградную амнезию (разрушение мнемического следа). В опыте 50 представлений, из которых в случайном порядке выбираются 10, которым предшествует яркая вспышка. В процессе обработки результатов выявляются возможные ошибки, носящие характер ретроградной амнезии, т.е. возникающие за счёт стирания последнего результата и замены его предпоследним.

2.2 Исследование кратковременной памяти.

Тест «Кратковременная зрительная память».

В испытании приняли участие 5 человек. Все испытуемые женщины  в возрасте от 29 до 60 лет. Испытания проводились анонимно, без указания полных паспортных данных – только имя и возраст

Испытуемым предъявляется тестовый материал и дается задание: «Сейчас я покажу вам таблицу с числами. Через 20 секунд таблицу я уберу, а Вы запишите все запомнившиеся Вам числа в любой последовательности.»

Предъявляется тестовая таблица:

13

91

39

65

83

51

23

94

87


Далее проводится исследование и анализируются результаты.

В исследование принимали  участие взрослые, объем их кратковременной  памяти при отсутствии различных  психических заболеваний или  выявленных ранее проблем с памятью будет равен 7 и выше правильно названным числам.

Данные исследования сведем в таблицу.

Имя

Возраст

Количество правильно  записанных чисел.

Елена

30 л.

8

Татьяна

29

9

Надежда

54

7

Ольга

50

7

Тамара

33

8


Все испытуемые справились с заданием. Если провести анализ результатов то можно заметить, что, несмотря на норму объема кратковременной памяти, чем ближе испытуемый  к пенсионному возрасту, тем хуже он запоминает, хотя выборка данная выборка невелика. В целом, у здоровых людей это связано со старением организма.

 

Список литературы.

1. Введение в психологию / Сост. Петровский А.В. - М.: Прогресс, 1999. – 529 с. 

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2005. – 652 с. 

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 583 с. 

4. Память / Сост. У. Джеймс. - М.: Психология, 1997. – 284 с. 

5. Практикум по общей,  экспериментальной и прикладной психологии./ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К Гербечевксий и др. под общей ред. АА Крылова, С.А. Маничева – 2-е изд. доп. пер. – Спб.: Питер. 2005 – 560с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы  психологии. – М., 2001. С. 89. 

7. Столяренко Л.Д. Основы  психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 672 с.

8. Общая психология: учебник / под общ. Ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232с.


Информация о работе Виды, уровни и типы памяти