Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 08:37, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в углубленном изучении основных видов памяти.
В ходе данного исследования решаются следующие задачи:
Дать понятие и общую характеристику памяти;
Дать характеристику видов памяти.
Провести исследование кратковременной памяти.
Введение. 2
1.Память. Виды, уровни и типы памяти. 3
1.1 память как психический процесс. 3
1.2. Виды памяти. 3
1.3 Типы и уровни памяти. 4
1.4..Виды нарушения памяти. Амнезии. 5
2.Исследование памяти. 7
2.1.Методы изучения памяти. 7
2.2 Исследование кратковременной памяти. 8
Список литературы. 10
После окончания опыта
экспериментатор фиксирует в
протоколе словесный отчёт
Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти
Факторов, которые влияют на сохранение материала в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т.п. Результаты ряда исследования ретроактивного торможения (так называется ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта) является особенно сильным, если промежуточная деятельность между заучиванием и воспроизведением является гомогенной, т.е. сходной с первоначальным заучиванием. В связи с этим, исследованию должны, в первую очередь, подвергнуться эффекты ретроактивного торможения. Остановимся более подробно на нескольких методиках исследования эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов.
Первая методика включает
в себя три опыта, которые строятся
по одинаковой схеме и отличаются
друг от друга только характером предъявляемого
для запоминания материала: в
первом опыте предъявляются связанные
между собой слова, во втором - не
связанные, в третьем - бессмысленные
слоги. Испытуемому в каждом опыте
последовательно на слух предъявляют
три ряда из 4, 6 и 8 элементов с
предложением воспроизвести в том
же порядке. Испытуемый должен воспроизвести
элементы 4 раза: первый раз непосредственно
после предъявления, второй раз после
паузы в 15 с., третий раз после
перемножения в уме двух двузначных
чисел (гетерогенное отвлечение), четвёртый
раз - после гомогенного отвлечения
- запоминания ряда других объектов
(например, ряда слов, слогов и др.). Воспроизведённые
элементы экспериментатор фиксирует
в протоколе. После каждого опыта
фиксируются данные словесного отчёта
испытуемого и наблюдения экспериментатора.
После проведения опыта, при помощи
формулы, подсчитывается коэффициент
ретроактивного торможения. По каждому
опыту экспериментатор
Следующая методика принадлежит Ф.Д. Горбову. Её целью является выявление преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью. Испытуемому на экране дисплея последовательно со временем экспозиции 2 с предъявляют цифры, перед которыми стоит знак сложения или вычитания. Задача испытуемого складывать (или вычитать в зависимости от стоящего знака) предъявленное число с последним полученным результатом. Сумма (или разность) во всех случаях не превышает 9. полученный результат в каждой пробе испытуемый указывает с помощью мыши на цифровом табло из 10 цифр - от 0 до 9. В ходе эксперимента, неожиданно для испытуемого, перед предъявлением очередной цифры появляется яркая вспышка, которая должна вызвать ретроградную амнезию (разрушение мнемического следа). В опыте 50 представлений, из которых в случайном порядке выбираются 10, которым предшествует яркая вспышка. В процессе обработки результатов выявляются возможные ошибки, носящие характер ретроградной амнезии, т.е. возникающие за счёт стирания последнего результата и замены его предпоследним.
Тест «Кратковременная зрительная память».
В испытании приняли участие 5 человек. Все испытуемые женщины в возрасте от 29 до 60 лет. Испытания проводились анонимно, без указания полных паспортных данных – только имя и возраст
Испытуемым предъявляется тестовый материал и дается задание: «Сейчас я покажу вам таблицу с числами. Через 20 секунд таблицу я уберу, а Вы запишите все запомнившиеся Вам числа в любой последовательности.»
Предъявляется тестовая таблица:
13 |
91 |
39 |
65 |
83 |
51 |
23 |
94 |
87 |
Далее проводится исследование и анализируются результаты.
В исследование принимали участие взрослые, объем их кратковременной памяти при отсутствии различных психических заболеваний или выявленных ранее проблем с памятью будет равен 7 и выше правильно названным числам.
Данные исследования сведем в таблицу.
Имя |
Возраст |
Количество правильно записанных чисел. |
Елена |
30 л. |
8 |
Татьяна |
29 |
9 |
Надежда |
54 |
7 |
Ольга |
50 |
7 |
Тамара |
33 |
8 |
Все испытуемые справились с заданием. Если провести анализ результатов то можно заметить, что, несмотря на норму объема кратковременной памяти, чем ближе испытуемый к пенсионному возрасту, тем хуже он запоминает, хотя выборка данная выборка невелика. В целом, у здоровых людей это связано со старением организма.
1. Введение в психологию / Сост. Петровский А.В. - М.: Прогресс, 1999. – 529 с.
2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2005. – 652 с.
3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 583 с.
4. Память / Сост. У. Джеймс. - М.: Психология, 1997. – 284 с.
5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К Гербечевксий и др. под общей ред. АА Крылова, С.А. Маничева – 2-е изд. доп. пер. – Спб.: Питер. 2005 – 560с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – М., 2001. С. 89.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 672 с.
8. Общая психология: учебник / под общ. Ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232с.