Влияние акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.
Задачи:
1. Изучить проблему акцентуации характера в психологии.
2. Изучить основные подходы к проблеме акцентуации характера в зарубежной и отечественной психологии.
3. Изучить проблему профессионального выбора в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы акцентуации характера в психологии………………………………………………………………………...6
1.1. Основные подходы к проблеме акцентуаций в зарубежной (К.Леонгард) и отечественной (Е.Климов) психологии………………………..6
1.2. Проблема профессионального выбора в подростковом возрасте...12
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор…………………………………..19
2.1. Методики эмпирического исследования…………………………….19
2.1.1.Опросник ДДО (Е.А.Климова)……………………………………..17
2.1.2. Характерологический опросник (Леонгард – Шмишек)………..21
2.1.3. Описание и анализ полученных результатов…………………….22
Выводы……………………………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..40
Приложение 3…………………………………….………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа ПРВП.docx

— 220.06 Кб (Скачать файл)

       В зависимости  от степени выраженности было  выделено две степени акцентуации  характера: явная и скрытая. 
       Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

     Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».

       Отличие  акцентуаций характера от психопатий заключается в том, что:

       Психопатии  – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина, «определяют весь психический  облик индивидуума, накладывая на  весь его душевный склад свой  властный отпечаток», «в течение  жизни не подвергаются сколько-нибудь  резким изменениям», «мешают приспособляться  к окружающей среде». Эти три  критерия были обозначены О. В. Кербиковым [11] как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. 
      Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии.

        В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается. Второй признак — тотальность, также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной.

Классификация акцентуаций по Е. Личко:

1. Гипертимный тип — отличается неугомонностью, шумливостью, подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, приподнятым настроением. Им свойственна переоценка собственной личности, тяга к компаниям, подчас асоциальным. 
         2. Психастенический тип - выражается в повышенном самоанализе и самобичевании, робости, тревожной мнительности, «умственной жвачке», навязчивых страхах, моторной неловкости и нерешительности.  
       3. Шизоидный тип - свойственно раздвоенность, замкнутость (аутизм), эмоциональная холодность, трудности в межличностных отношениях, склонность к вычурной фантазии, символике, «философской интоксикации». В качестве коммуникативного допинга используется алкоголь. Шизоиды обнаруживают неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере, раздвоенность сознания. 
       4. Эпилептоидный тип – свойственна злобная гневность и жестокость уживаются с бережливостью, педантизмом и аккуратностью, повышенной ревнивостью, стремлением к властвованию. Алкогольное опьянение усиливает агрессию и сопровождается беспамятством, садомазохистскими наклонностями.  
       5. Циклоидный тип - свойственно склонность к колебаниям настроения: период подъема с активностью, шутливостью, склонностью к алкоголизации (до 1-2 недель) может сменяться понижением настроения до степени, не доходящей до истинной депрессии (субдепрессия). Мелкие неприятности тогда переносятся тяжело. Появляются вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству.  
       6. Лабильный тип – главной чертой является крайняя неустойчивость настроения, меняющегося от ничтожного повода. Это «люди настроения в данный момент», чуткие к знакам внимания, привязанные к родным и близким. У лабильных циклоидов фаза упадка короче (1-2 дня). 
       7. Сензитивный тип отличается впечатлительностью, тягой к интеллектуально-эстетическим увлечениям, переживанием своей неполноценности.  
       8. Астеноневротический тип проявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, ипохондрией. 
       9. Неустойчивый тип характеризуется легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица часто попадают в сомнительные компании, склонны к отклоняющемуся (делинквентному) поведению, азартным играм, удовольствиям, праздному безделью. 
       10. Паранойяльная акцентуация характеризуется чрезмерной подозрительностью, напряженностью, недоверчивостью. 
       11. Истероидный тип отличается эгоцентризмом, стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Представители этого типа любят выслушивать только похвалу в свой адрес, часто претендуя на роль лидера. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более, что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Если на первое место у истероидных личностей выступает стремление вызвать удивление и почитание, а также демонстративность поступков, то можно говорить о демонстративной разновидности этого типа акцентуации. Во всех поступках такого типа наблюдается явная наигранность, неестественность, и позёрство, даже в интимной сфере. 
        12. Конформный тип акцентуации характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, поэтому, попав в хороший микросоциальный коллектив, они могут стать исполнительными работниками, в ином случае могут нарушать нормы поведения (например, «за компанию» спиваются).  

 

       1.2. Проблема профессионального выбора в подростковом возрасте.

 

       Старший школьный  возраст характеризуется активным  формированием так называемого  чувства взрослости, которое является  показателем определенного уровня  самосознания и играет огромную  роль в формировании ценностных  ориентаций старшеклассников.

       Выбор профессии молодым человеком принадлежит к категории так называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые учениками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся как обществу, так и самим молодым людям.

       Многочисленные  исследования, проведенные социологами, психологами, педагогами, показывают, что огромную роль в формировании  жизненных планов молодежи, в  реальном выборе профессии играют  ценностные ориентации старшеклассников.

       В подростковом  возрасте начинает формироваться  устойчивый круг интересов, который  является психологической базой  ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов  с частного и конкретного на  отвлеченное и общее, наблюдается  рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается  интерес к собственным психологическим  переживаниям и переживаниям  других людей. Чаще всего период  перехода от подросткового к  юношескому возрасту приходится  на старшие классы школы и  поэтому переход от детства  к взрослости и связанная с  ним необходимость самоопределения  и выбора жизненного пути после  окончания школы осложняется  тем, что для старшеклассников  остается актуальным проблема  формирования самосознания (центрального  новообразования подросткового  возраста) [1].

      Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный выбор своего учебного заведения. Это происходит как из-за несделанной ранее профориентационной работы (школьники не знают, какая специальность подходит для них больше всего); так и из-за нехватки информации об учебных заведениях.  
       Естественно, что в этом случае предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает подросток (хорошо, если специальность ему понравится, и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту). Иногда это выражается даже в том, что накануне вступительных экзаменов, потенциальный абитуриент не знает, куда ему подавать документы и, зачастую, подает документы в первый попавшийся вуз. Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации [4].

       Чтобы  решить эти проблемы необходимо  в первую очередь проводить  профориентационную работу в школах.

       Процесс  окончательного принятия решения  о выборе профессии и профессионального  учебного заведения, рода работы  осуществляется в выпускных классах  общеобразовательной школы. Большинство  ученых-исследователей, занимающихся  изучением факторов, влияющих на  этот выбор, выделяют 8 факторов:

       1. Позиция членов семьи. Часто семья является доминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения [7].

       2.Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получать молодые люди.

       3.Позиция друзей. Иногда выбор учебного заведения или специальности осуществляется "за компанию".

       4.Престиж. Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными.

       5.Позиция учителей и школьных педагогов. Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегда ими даются профессиональные рекомендации.

       6.Информированность. Наличие достаточного количества доступной для выпускников школ информации о структуре рынка труда той или иной территории, где планирует в дальнейшем работать выпускник школы.

       7.Личные профессиональные планы. Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.

       8.Способности, склонности. Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности.

       Как правило, перечисленные факторы влияют  на выбор будущей специальности  примерно в той последовательности, в которой они перечислены [7].

       Таким  образом, личные профессиональные  планы выпускника школы, его способности  и склонности часто не учитываются  при выборе специальности. Как  мы видим, об осознанном выборе  говорить не приходится. Способности, склонности и личностные профессиональные  планы стоят в этом списке  на последних местах. На первых  местах стоят мнение окружающих  и вынужденная необходимость (отсутствие  учебного заведения или необходимой  специальности). Вывод очевиден –  осознанный выбор специальности  и учебного заведения способны  сделать единицы.

       В результате в установке современной молодежи "через высшее образование к высокооплачиваемой работе" прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала: диплом по "престижной" специальности рассматривается как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и "допуск" к работе с высокой зарплатой. Этот факт подтверждают результаты исследования мотивов выбора профессии у российских и немецких студентов экономических специальностей, проведенного П. И. Дыниным [6]. У немецких студентов превалирует стремление стать личностью, а не иметь высокие доходы. Это отражается в высоком рейтинге таких мотивов, как стремление к интересной деятельности, возможность действовать самостоятельно, возможность делать нечто разумное.

       Профессиональное самоопределение – событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое – трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы выбор профессии.

       Профессиональное  самоопределение личности - сложный  и длительный процесс, охватывающий  значительный период жизни. Его  эффективность, как правило, определяется  степенью согласованности психологических  возможностей человека с содержанием  и требованиями профессиональной  деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

       Профессиональное  самоопределение тесным образом  связано с понятием "профессиональная ориентация" (это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации) [7].

       Результатом  процесса профессионального самоопределения  в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

       В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности [2].

       Профессиональное  самоопределение становится центральным  новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как  члена общества, принятие себя  в нем. 
       У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я" [7].

       Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР.

 

       2.1. Методики эмпирического исследования.

 

       2.1.1. Опросник ДДО (Е.А.Климов)

       Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

      Содержание  методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». (Подробнее см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Информация о работе Влияние акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор