Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.
Задачи:
1. Изучить проблему акцентуации характера в психологии.
2. Изучить основные подходы к проблеме акцентуации характера в зарубежной и отечественной психологии.
3. Изучить проблему профессионального выбора в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы акцентуации характера в психологии………………………………………………………………………...6
1.1. Основные подходы к проблеме акцентуаций в зарубежной (К.Леонгард) и отечественной (Е.Климов) психологии………………………..6
1.2. Проблема профессионального выбора в подростковом возрасте...12
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор…………………………………..19
2.1. Методики эмпирического исследования…………………………….19
2.1.1.Опросник ДДО (Е.А.Климова)……………………………………..17
2.1.2. Характерологический опросник (Леонгард – Шмишек)………..21
2.1.3. Описание и анализ полученных результатов…………………….22
Выводы……………………………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..40
Приложение 3…………………………………….………………………..45
Таб.
3. Расчет коэффициента корреляции.
2. Рассчитаем ∑[(X-Xср)(Y-Yср)]): ∑[(X-Xср)(Y-Yср)])=0.845
3. Рассчитаем m*σx и m*σy:
m*σx=2.089, m*σy=0.607;
Коэффициент корреляции Пирсона: rxy=0.845/(2.089x0.607)=0.666
Оценим полученное нами
Так как абсолютное значение,
полученного нами коэффициента
корреляции больше
Выводы
Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы:
1.Подростки с различной акцентуацией характера уже в возрасте 14-17 лет имеют сформировавшиеся акцентуированные черты, в целом соответствующие взрослому возрасту.
2.Подростки с демонстративной акцентуацией выбирают преимущественно работу с природой, художественными образами.
3.Подростки с педантичной акцентуацией выбирают преимущественно работу с природой, художественными образами.
4. С застревающим типом акцентуацией выбирали профессии, связанные с природой, художественными образами, творческой деятельностью в целом.
5.С возбудимым типом акцентуации выбирали работу с людьми, художественными образами.
6.Подростки с гипертимной акцентуацией, выбирали направления, связанные с работой с человеком, профессии, связанные с творческой деятельностью.
7.С дистимическим типом акцентуации показывали желание работать творчески.
8.Подростки с тревожно-боязливой акцентуацией. Их профессиональный выбор определялся желанием работать с техникой.
9.Циклотимический тип, выбирают, как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой.
10.Подростки с аффективно-экзальтированным типом склонны к выбору творческих профессий.
11.Подростки с эмотивным типом акцентуации. Чаще выбирают, работу со знаковой информацией, связанную с техникой.
Заключение
Акцентуация — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.
Термин «акцентуация»
в 1968 году ввёл немецкий психиатр К. Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях
«акцентуированная личность» и «акцентуированная
черта личности». Он описывает акцентуации
как чрезмерно усиленные индивидуальные
черты личности, обладающие тенденцией
к переходу в патологическое состояние
в неблагоприятных условиях. Он разработал
также свою классификацию акцентуаций,
в которой можно видеть значительное влияние психоаналитических пре
В 1977 году А.Е.Личко на основе работ Леонгарда и классификаций психопатий П.Б. Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая личность комплексным понятием для акцентуаций. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста [4].
Целью данной курсовой работы было исследование, влияние акцентуации характера на выбор будущей профессии в подростковом возрасте. Объектом настоящего исследования были старшеклассники в возрасте 14-17 лет. Для решения поставленных задач были использованы
следующие методики: для определения акцентуаций характера - опросник Леонгарда-Шмишека, для определения типа профессии – методика ДДО Климова. Для математической обработки данных применялся коэффициент линейной корреляции К. Пирсона.
Гипотеза, акцентуированные черты личности связаны с выбором будущей профессии старшими школьниками, подтвердилась.
Список литературы
Народная асвета, 1978
Инструкция- Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описаний различных видов занятий.
Просим Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:
+++ ++ + - - - - - - |
- если вид занятия очень - если определенно нравится - если скорее нравится, чем не нравится - если скорее не нравится - если определенно не нравится - если очень не нравится |
Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами |
Я предпочту
1а. Ухаживать за животными |
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным людям |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, конвертов грампластинок |
3б. Следить за состоянием и развитием растений. |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
4б. Доводить товары до |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
6б. Тренировать товарищей (или младших)
в выполнении каких-либо |
7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. |
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.) |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
10б. Выполнять вычисления, расчеты. |
11а. Выводить новые сорта растений |
11б. Конструировать, проектировать
новые виды промышленных |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков
художественной |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ др.) |
ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ:
1. “человек-природа” — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а.
2. “человек-техника" — все технические профессии; 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а.
3. “человек-человек” — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а.
4. “человек-знак” —
все профессии, связанные с обсчетами,
цифровыми и буквенными
5. “человек-художественный образ” — все творческие специальности. 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.
Ключ:
2. “человек-техника" - 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а.
3. “человек-человек” -2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а.
4. “человек-знак” -2б, 5а, 9б, 10б, 12а, 15а, 19б, 20б.
5. “человек-художественный образ” -3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструкция - Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.
Вопросы:
Информация о работе Влияние акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор