Влияние акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.
Задачи:
1. Изучить проблему акцентуации характера в психологии.
2. Изучить основные подходы к проблеме акцентуации характера в зарубежной и отечественной психологии.
3. Изучить проблему профессионального выбора в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы акцентуации характера в психологии………………………………………………………………………...6
1.1. Основные подходы к проблеме акцентуаций в зарубежной (К.Леонгард) и отечественной (Е.Климов) психологии………………………..6
1.2. Проблема профессионального выбора в подростковом возрасте...12
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор…………………………………..19
2.1. Методики эмпирического исследования…………………………….19
2.1.1.Опросник ДДО (Е.А.Климова)……………………………………..17
2.1.2. Характерологический опросник (Леонгард – Шмишек)………..21
2.1.3. Описание и анализ полученных результатов…………………….22
Выводы……………………………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..40
Приложение 3…………………………………….………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа ПРВП.docx

— 220.06 Кб (Скачать файл)

 
Таб. 3. Расчет коэффициента корреляции.

 

2. Рассчитаем ∑[(X-Xср)(Y-Yср)]): ∑[(X-Xср)(Y-Yср)])=0.845 
3. Рассчитаем m*σx и m*σy:

 
m*σx=2.089, m*σy=0.607; 
Коэффициент корреляции Пирсона: rxy=0.845/(2.089x0.607)=0.666

       Оценим полученное нами эмпирическое  значение коэффициента Пирсона, сравнив его с соответствующим  критическим значением для заданного  уровня значимости из таблицы.  При нахождении критических значений для вычисленного коэффициента корреляции Пирсона число степеней свободы рассчитывается как k=m-2. Для выборки с числом элементов m=10 и уровнем значимости p=0.05 критическое значение коэффициента Пирсона rкрит=0.63, с уровнем значимости p=0.01 rкрит=0.77

       Так как абсолютное значение, полученного нами коэффициента  корреляции больше критического  значения при вероятности ошибки p=0.05, взятого из таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), мы отклоняем гипотезу H0 об отсутствии корреляционной зависимости между выборками и принимаем альтернативную гипотезу о статистической значимости на 5% уровне (вероятность ошибки 0.05) отличия коэффициента корреляции от нуля, и наличии связи между выборками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

Выводы

       Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы:

       1.Подростки с различной акцентуацией характера уже в возрасте 14-17 лет имеют сформировавшиеся акцентуированные черты, в целом соответствующие взрослому возрасту.

       2.Подростки с демонстративной акцентуацией  выбирают преимущественно работу с природой, художественными образами.

       3.Подростки с педантичной акцентуацией выбирают преимущественно работу с природой, художественными образами.

       4. С застревающим типом акцентуацией  выбирали профессии, связанные с природой, художественными образами, творческой деятельностью в целом.

       5.С возбудимым типом акцентуации выбирали работу с людьми, художественными образами.

       6.Подростки с гипертимной акцентуацией, выбирали направления, связанные с работой с человеком, профессии, связанные с творческой деятельностью.   

        7.С дистимическим типом акцентуации показывали желание работать творчески.

       8.Подростки с тревожно-боязливой акцентуацией. Их профессиональный выбор определялся желанием работать с техникой.

       9.Циклотимический тип, выбирают, как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой.

      10.Подростки с аффективно-экзальтированным типом склонны к выбору творческих профессий.

      11.Подростки с эмотивным типом акцентуации. Чаще выбирают,  работу со знаковой информацией, связанную с техникой.

Заключение

       Акцентуация — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

       Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр К. Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Он разработал также свою классификацию акцентуаций, в которой можно видеть значительное влияние психоаналитических представлений о типологии психических расстройств [3].

       В 1977 году А.Е.Личко на основе работ Леонгарда и классификаций психопатий П.Б. Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера»,  считая личность комплексным понятием для акцентуаций. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста [4].

       Целью данной курсовой работы было исследование, влияние акцентуации характера на выбор будущей профессии в подростковом возрасте. Объектом настоящего исследования были старшеклассники в возрасте 14-17 лет. Для решения поставленных задач были использованы

следующие методики: для определения акцентуаций характера - опросник Леонгарда-Шмишека, для определения типа профессии – методика ДДО Климова. Для математической обработки данных применялся коэффициент линейной корреляции К. Пирсона.

       Гипотеза, акцентуированные черты личности связаны с выбором будущей профессии старшими школьниками, подтвердилась.

 

Список литературы

  1. Андерсонс Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников// Гуманизация образования. – 2007. - № 3. – С. 94-99.
  2. Андерсонс, Г. В. Концептуальное обоснование содержания педагогической поддержки старшеклассников в выборе будущей профессии// Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов/ Под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Выпуск 37. – Воронеж: ВГПУ, 2006. 
  3. Байтингер О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в          юношеском возрасте/ СПб., 2006.-117с.
  4. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. //Психологическая наука и образование. 1998, №1, с. 52-58.
  5. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / // Социс. 2004. № 2.С.98-103.
  6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
  7. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск:

Народная асвета, 1978

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
  2. Климов Е. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта/ // Тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. С. 5-25.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
  4. Кербиков О.В., Озерецкий Н.И., Попов Е.А., Снежневский А.В.. Учебник психиатрии. — М.: Медгиз, 1958.
  5. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 2.
  6. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  7. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Эксмо, 1999.
  8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы./ М., 2004
  9. Патохарактерологические исследования у подростков. — Л., 1981.
  10. Профессиональная педагогика. М., 1999. С. 490-494.– 275с.
  11. Психология личности; в 2-х томах; Самара, 2002 – 295с.
  12. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987.
  13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб, 2000.
  14. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., 1994.
  15. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.  
  16. Сластёнина В., Общая педагогика/ под ред. ч.1. М., 2003 – 264с.
  17. Ферхнем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб., 2001.
  18. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.:Педагогика, 1981
  19. Шэффер Д. Дети и подростки. Психология развития. —СПб., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

ОПРОСНИК ДДО

 

Инструкция- Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описаний различных видов занятий.

Просим Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:

+++

++

+

-

- -

- - -

- если вид занятия очень нравится 

- если определенно нравится 

- если скорее нравится, чем не  нравится 

- если скорее не нравится 

- если определенно не нравится 

- если очень не нравится 

Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами


 

Я предпочту

1а. Ухаживать за животными 

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям 

2б. Составлять таблицы, схемы, программы  для ЭВМ 

3а. Следить за качеством книжных  иллюстраций, плакатов, художественных  открыток, конвертов грампластинок 

3б. Следить за состоянием и  развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать 

5а. Обсуждать научно-популярные  книги, статьи 

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных  какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения  или настраивать музыкальные  инструменты.

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором  и др.)

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные  им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или  участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

9б. Искать и исправлять ошибки  в текстах, таблицах, рисунках 

10а. Лечить животных 

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений 

11б. Конструировать, проектировать  новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания  и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между  людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить  в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков  художественной самодеятельности 

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские  приборы, аппараты 

14б. Оказывать людям медицинскую  помощь при ранениях, ушибах, ожогах  и т.п.

15а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и  др.

15б. Художественно описывать, изображать  события (наблюдаемые и представляемые)

16а. Делать лабораторные анализы  в больнице 

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать  лечение 

17а. Красить или расписывать  стены помещений, поверхность изделий 

17б. Осуществлять монтаж или  сборку машин, приборов 

18а. Организовывать культпоходы  сверстников или младших в  театры, музеи, экскурсии, туристические  походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать  участие в концертах 

19а. Изготовлять по чертежам  детали, изделия (машины, одежду), строить  здания 

19б. Заниматься черчением, копировать  чертежи, карты 

20а. Вести борьбу с болезнями  растений, с вредителями леса, сада 

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ др.)


 

ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ:

1. “человек-природа” — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а.

2. “человек-техника" — все технические профессии; 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а.

3. “человек-человек” —  все профессии, связанные с обслуживанием  людей, с общением; 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а.

4. “человек-знак” —  все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные  специальности; 2б, 5а, 9б, 10б, 12а, 15а, 19б, 20б.

5. “человек-художественный  образ” — все творческие специальности. 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.

 

Ключ:

  1. человек-природа”- 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а.

2. “человек-техника" - 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а.

3. “человек-человек” -2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а.

     4. “человек-знак” -2б, 5а, 9б, 10б, 12а, 15а, 19б, 20б.

    5. “человек-художественный образ” -3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Инструкция - Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.

 

Вопросы:

  1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
  2. Восприимчивы ли вы к обидам?
  3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
  4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
  5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
  6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
  7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  9. Серьезный ли вы человек?
  10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
  11. Предприимчивы ли вы?
  12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
  13. Мягкосердечный ли вы человек?
  14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
  15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
  16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
  17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
  18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
  19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
  20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
  21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
  22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
  23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
  24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
  25. Смогли бы вы убить человека?
  26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
  27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
  28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
  29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
  30. Быстро ли вы можете разгневаться?
  31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
  32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
  34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  35. Влияет ли на вас вид крови?
  36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
  39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
  40. Являетесь ли вы общительным человеком?
  41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
  42. Убегали ли вы ребенком из дома?
  43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
  44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
  45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
  46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
  47. Любите ли вы животных?
  48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
  49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
  50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
  51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
  52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  53. Много ли вы общаетесь?
  54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
  55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
  56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
  59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
  60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
  61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
  64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
  65. Часто ли вы смеетесь?
  66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
  68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
  69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
  70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  71. Пугливы ли вы?
  72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
  73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
  74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
  75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
  76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
  77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
  78. Переносите ли вы злость длительное время?
  79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
  80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
  81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
  82. Часто ли вы видите страшные сны?
  83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
  84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
  85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
  87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
  88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Информация о работе Влияние акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор