Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.
Задачи:
1. Изучить проблему акцентуации характера в психологии.
2. Изучить основные подходы к проблеме акцентуации характера в зарубежной и отечественной психологии.
3. Изучить проблему профессионального выбора в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы акцентуации характера в психологии………………………………………………………………………...6
1.1. Основные подходы к проблеме акцентуаций в зарубежной (К.Леонгард) и отечественной (Е.Климов) психологии………………………..6
1.2. Проблема профессионального выбора в подростковом возрасте...12
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор…………………………………..19
2.1. Методики эмпирического исследования…………………………….19
2.1.1.Опросник ДДО (Е.А.Климова)……………………………………..17
2.1.2. Характерологический опросник (Леонгард – Шмишек)………..21
2.1.3. Описание и анализ полученных результатов…………………….22
Выводы……………………………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..40
Приложение 3…………………………………….………………………..45
Классификация проводится по 5 типам:
Труд людей этой группы профессий связан с:
2. Человек - Человек (Ч-Ч).
Труд людей этой группы профессий связан с:
3. Человек - Знаковая система (Ч-З).
Труд людей этой группы профессий связан с:
4. Человек - Природа (Ч-П).
Труд людей этой группы профессий связан с:
5. Человек - Художественный образ (Ч-Х).
Труд людей этой группы профессий связан с:
2.1.2. Характерологический опросник (Леонгард-Шмишек)
Личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.
Содержание методики. Состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда) (Подробнее см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2):
1.Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
2.Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
3.Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
4.Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
5.Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
6.Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
7.Тревожно-боязливый. Склоннос
8.Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
9.Аффективно-экзальтированный.
10.Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
2.1.3. Описание и анализ полученных результатов.
Прежде, чем представить результаты проведенного исследования, необходимо отметить следующее. Вопрос о выборе профессии подростком – сложный вопрос. Как показывают данные многих авторов, во многом этот выбор определяется эмоциональным состоянием подростка и особенностями социализации в этом возрасте (следование за друзьями, любимой девушкой и т.д.)
При выполнении эмпирического исследования была сформирована выборка испытуемых. В исследовании принимали участие испытуемые возрасте от 14 до 17 лет.
Результаты индивидуального тестирования по характерологическому опроснику Леонгарда – Шмишека представлены в Таблице 1.
№ Испы туемого |
Демонс- ратив- ный тип |
Педан- тичный тип |
Заст- реваю- щий тип |
Воз- буди- мый тип |
Гипер-тимечес-кий тип |
Дисти-мичес-кий тип |
Тревож- но/бояз- ливый тип |
Цикло- тими- ческий тип |
Экза- льтиро- ванный тип |
Эмо- тив- ный тип |
|
1 |
23 |
17 |
19 |
21 |
18 |
19 |
17 |
20 |
19 |
19 |
19.2 |
2 |
19 |
23 |
18 |
19 |
21 |
19 |
18 |
19 |
20 |
20 |
19.6 |
3 |
21 |
17 |
19 |
19 |
20 |
19 |
24 |
18 |
22 |
19 |
19.8 |
4 |
17 |
19 |
18 |
21 |
20 |
19 |
17 |
15 |
22 |
18 |
18.6 |
5 |
20 |
19 |
22 |
17 |
23 |
18 |
15 |
17 |
17 |
18 |
18.6 |
6 |
20 |
20 |
19 |
17 |
23 |
18 |
19 |
18 |
17 |
16 |
18.7 |
7 |
19 |
19 |
17 |
17 |
15 |
23 |
19 |
20 |
21 |
18 |
18.8 |
8 |
17 |
20 |
21 |
19 |
18 |
19 |
17 |
21 |
20 |
17 |
20.8 |
9 |
18 |
18 |
17 |
23 |
21 |
19 |
23 |
18 |
19 |
19 |
19.5 |
10 |
22 |
17 |
18 |
21 |
18 |
20 |
19 |
18 |
19 |
17 |
18.9 |
Таблица 1. Подростки
с различной личностной
Как видно из рис. 1 , подростки с демонстративной акцентуацией нашей выборки в возрасте 14-17 лет выбирают преимущественно работу с природой, художественными образами, интересуются в определенной степени интеллектуальной работой, и работой в социальной сфере.
Подростки с педантичной акцентуацией в возрасте 14-17 лет выбирают преимущественно работу с природой, художественными образами (рис. 2)
Подростки с застревающим типом акцентуацией (рис. 3) выбирали профессии, связанные с природой, художественными образами, творческой деятельностью в целом.
Испытуемые с возбудимым типом акцентуации в возрасте 14-17 лет (рис. 4) Выбирали они работу с людьми, художественными образами, и отличались желанием работать, помимо творческих специальностей, в социальной сфере.
На рис. 5, результаты у подростков с гипертимной акцентуацией. Эти подростки выбирали в основном профессиональные направления, связанные с работой с человеком, профессии, связанные с творческой деятельностью.
Подростки с дистимическим типом акцентуации показывали желание работать творчески (рис. 6).
Подростки с тревожно-боязливой акцентуацией. Их профессиональный выбор четко определялся желанием работать с техникой, предпочтением интеллектуального труда (рис. 7).
Циклотимический тип, как видно из рис. 8., выбирают, как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой.
Подростки с аффективно-экзальтированным типом (рис. 9) склонны к выбору творческих и управленческих профессий, к социальной работе.
На рис. 10, подростки с эмотивным типом акцентуации. Чаще выбирают, работу со знаковой информацией, связанную с техникой.
Рис. 1 Диагностика профессионального выбора у подростков с демонстративной акцентуацией по ДДО.
Рис. 2 Диагностика профессионального выбора у подростков с педантичной акцентуацией по ДДО.
Рис. 3 Диагностика профессионального выбора у подростков с застревающим типом акцентуацией по ДДО.
Рис. 4 Диагностика профессионального выбора у подростков с возбудимым типом акцентуации по ДДО.
Рис. 5. Диагностика профессионального выбора у подростков с гипертимной акцентуацией по ДДО.
Рис. 6 Диагностика профессионального выбора у подростков с дистимическим типом акцентуации по ДДО.
Рис. 7 Диагностика профессионального выбора у подростков с тревожно-боязливой акцентуацией по ДДО.
Рис. 8 Диагностика профессионального выбора у подростков с циклотимическим типом акцентуации по ДДО.
Рис. 9 Диагностика профессионального выбора у подростков с аффективно-экзальтированной акцентуацией по ДДО.8
Рис. 10 Диагностика профессионального выбора у подростков с эмотивным типом акцентуации по ДДО.
Для обработки данных был применен методом линейной корреляции Пирсона, с целью доказательства, влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор. Коэффициент корреляции Пирсона - рассчитывается для оценки наличия или отсутствия между двумя переменными величинами линейной связи. Кроме того, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи, поэтому его также называют коэффициентом линейной корреляции Пирсона.
Условия применимости
коэффициента корреляции
Для расчета коэффициента корреляции по Пирсону используем формулу:
где - среднее значение, величины X; - среднее значение, величины Y
В таблице 2 представлены значения признаков X и Y:
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
X |
19.2 |
19.6 |
19.8 |
18.6 |
18.6 |
18.7 |
18.8 |
20.8 |
19.5 |
18.9 |
Y |
2.9 |
2.9 |
2.8 |
2.4 |
2.5 |
2.8 |
2.6 |
2.9 |
2.7 |
2.4 |
Таб. 2. Значения признаков X и Y.
1. На основании исходных данных,
приведенных в таблице 2, рассчитаем
средние значения для X и Y:
=19.25
=2.69
Все необходимые для расчета коэффициента корреляции промежуточные данные и их суммы представлены в таблице 3:
№ |
X |
Y |
X-Xср |
Y-Yср |
(Y-Yср)*(X-Xср) |
(X-Xср)2 |
(X-Xср)2 |
1 |
19.2 |
2.9 |
-0.05 |
0.21 |
-0.011 |
0.003 |
0.044 |
2 |
19.6 |
2.9 |
0.35 |
0.21 |
0.074 |
0.123 |
0.044 |
3 |
19.8 |
2.8 |
0.55 |
0.11 |
0.061 |
0.303 |
0.012 |
4 |
18.6 |
2.4 |
-0.65 |
-0.29 |
0.189 |
0.423 |
0.084 |
5 |
18.6 |
2.5 |
-0.65 |
-0.19 |
0.124 |
0.423 |
0.036 |
6 |
18.7 |
2.8 |
-0.55 |
0.11 |
-0.061 |
0.303 |
0.012 |
7 |
18.8 |
2.6 |
-0.45 |
-0.09 |
0.041 |
0.203 |
0.008 |
8 |
20.8 |
2.9 |
1.55 |
0.21 |
0.326 |
2.403 |
0.044 |
9 |
19.5 |
2.7 |
0.25 |
0.01 |
0.003 |
0.063 |
0 |
10 |
18.9 |
2.4 |
-0.35 |
-0.29 |
0.102 |
0.123 |
0.084 |
∑ |
- |
- |
- |
- |
0.845 |
4.365 |
0.369 |
Информация о работе Влияние акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор