Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:08, курсовая работа
Цель: изучение особенностей воображения младших школьников.
Объект исследования: воображение и творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития воображения младших школьников.
Задачи:
1. Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников;
2. Обобщить и систематизировать материал;
3. Провести экспериментальное исследование особенностей развития воображения и творческих способностей младших школьников;
4. Провести анализ полученных в ходе экспериментальной работы результатов;
5. Сделать выводы.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятий воображения и творческих способностей младших школьников. 4
1.1. Понятие воображения. 4
1.2.Виды воображения. 6
1.3. Функции воображения. 9
1.4. Воображение и творчество. 11
Глава 2. Особенности творческих способностей и воображения младших школьников. 14
2.1. Психические особенности детей младшего школьного возраста. 14
2.2. Воображение и творческие способности младших школьников. 19
Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. 23
3.1. Организация, методы и методики исследования особенностей творческих способностей и воображения в младшем школьном возрасте 23
3.2. Результаты экспериментального исследования особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. 29
Заключение 31
Список литературы
Курсовая
работа
Влияние воображения на развитие творческих способностей в
младшем
школьном возрасте
Новокузнецк-2009
Оглавление
Актуальность.
Младший школьный возраст характеризуются
активизацией функции воображения. Вначале
воссоздающего (позволявшего в более раннем
возрасте представлять сказочные образы),
а затем и творческого (благодаря которому
создается принципиально новый образ).
Младшие школьники большую часть своей
активной деятельности осуществляют с
помощью воображения. Они с увлечением
занимаются творческой деятельностью.
Психологической основой, которой также
является воображение. В настоящее время становится
очевидным, что развитие воображения младших
школьников происходит под воздействием
телевидения, компьютерных игр, рекламы,
что ограничивает возможности детей, заставляет
их мыслить шаблонами. Современному ребенку
очень трудно представить отвлеченные
предметы и необыкновенные явления. Воображаемых
героев они копируют с экранов телевизоров.
Благодаря воображению человек творит,
разумно планирует свою деятельность
и управляет ею. Материальная и духовная
культура, созданная человечеством к настоящему
времени, является продуктом развития
его воображения. Обладая богатым воображением,
человек может «жить» в разном времени,
что не может себе позволить никакое другое
существо в мире. Безусловно, что прогресс
общества находится в прямой зависимости
от развития воображения сегодняшнего
поколения детей, а развивается оно особенно
интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если
в этот период воображение специально
не развивать, в последующем наступает
быстрое снижение активности этой функции.
Вместе с уменьшением способности фантазировать
у человека обедняется личность, снижаются
возможности творческого мышления, гаснет
интерес к искусству и науке. Поэтому методы
и приемы его развития - одна из актуальных
проблем современного образования.
Проблема: как эффективно развивать воображение у младших школьников?
Тема: развитие воображения в младшем школьном возрасте.
Цель: изучение особенностей воображения младших школьников.
Объект исследования: воображение и творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития воображения младших школьников.
Задачи:
Методы исследования: теоретический метод исследования, основанный на анализе и синтезе литературы и эмпирические методы: тестирование, наблюдение.
Воображение – это бессознательная способность комбинировать факты новыми способами. Как психологичекий процесс, оно позволяет представить результат труда до его начала, при этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности [7, с.19].
До сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой [5, с.261].
Богатство
воображения зависит от умения воспринимать,
наблюдать и сохранять в памяти образы
предметов и явлений, которые потом подвергаются
переработке. Физиологическая основа
воображения - появление новых сочетаний
между теми временными связями, которые
ранее образовались в коре больших полушарий
мозга. Восстановление прежних связей
— это процессы памяти (вспоминание, узнавание).
А для работы воображения необходимо,
чтобы возникли новые системы этих связей,
в таких сочетаниях, каких еще не было
в коре мозга, но которые состояли бы из
имеющихся там следов возбуждений.
Воображение
тесно связано с деятельностью двух сигнальных
систем. Образы, представления о вещах
и явлениях могут появиться у человека
в том случае, если он имел соответствующие
ощущения и восприятия, т. е получал первые
сигналы окружающей действительности.
Речь устная и письменная, вторая сигнальная
система тоже дает много материала для
воображения [2].
Воображение
тесно связано с мышлением. Подобно мышлению,
оно позволяет предвидеть будущее. Так
же как и мышление, воображение возникает
в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях,
когда необходимо отыскать новые решения;
так же как и мышление, оно мотивируется
потребностями личности.
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека и связано с деятельностью организма [5, с.260].
Воображение может быть четырех основных видов:
1) активное
- характеризуется тем, что
2) пассивное
- образы такого воображения
3) продуктивное
- в нем действительность
4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воспроизводящее и творческое.
Воспроизводящее (его называют также воссоздающим или репродуктивным) воображение возникает на основе описаний или изображений (например, чертежей, схем и т. д.), выполненных другими. Читая книгу, мы представляем картины природы или события, мысленно видим людей, которых описывает автор [2].
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, - воссоздающее воображение. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний необходимо с помощью воссоздающего воображения конструировать в сознании то, что отражено в этих книгах, на этих картах. Ребенку воображение дает возможность осваивать окружающий мир в игре, а взрослому - преобразовывать мир в активной творческой деятельности. Без творческого воображения немыслима деятельность ученого, изобретателя, конструктора и вообще любого человека, занятого созданием чего-то нового, оригинального [2].
Пассивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека [2].
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
При
помощи специальных упражнений и
приемов можно развивать
С
помощью воображения мы можем
управлять многими
Творческая деятельность – это деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающим только в самом человеке. Если мы посмотрим на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различать два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает связан с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения [1, с.3].