Влияние воображения на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей воображения младших школьников.
Объект исследования: воображение и творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития воображения младших школьников.
Задачи:
1. Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников;
2. Обобщить и систематизировать материал;
3. Провести экспериментальное исследование особенностей развития воображения и творческих способностей младших школьников;
4. Провести анализ полученных в ходе экспериментальной работы результатов;
5. Сделать выводы.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятий воображения и творческих способностей младших школьников. 4
1.1. Понятие воображения. 4
1.2.Виды воображения. 6
1.3. Функции воображения. 9
1.4. Воображение и творчество. 11
Глава 2. Особенности творческих способностей и воображения младших школьников. 14
2.1. Психические особенности детей младшего школьного возраста. 14
2.2. Воображение и творческие способности младших школьников. 19
Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. 23
3.1. Организация, методы и методики исследования особенностей творческих способностей и воображения в младшем школьном возрасте 23
3.2. Результаты экспериментального исследования особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. 29
Заключение 31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Карташева.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

      Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.

      Младший школьник производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия. Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр. Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности [3, с.94].

      Воображение младшего школьника характеризуется также наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни. Однако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

      В процессе учебной  деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

      В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста [4, с.103].

      Младшие школьники  большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

      Однако, фантазия, как  и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [5, с.267].

          Таким образом, воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников.

3.1. Организация, методы и методики исследования особенностей творческих способностей и воображения в младшем школьном возрасте.

     Цель экспериментального исследования - практическим путем  выявить особенности развития воображения и творческих способностей младших школьников по сравнению с детьми более младшей возрастной группы, а именно - по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста.

      В исследовании приняли  участие младшие школьники - учащиеся 3-го класса МОУ «Лицей №27» г. Новокузнецка, расположенной в Орджоникидзевском районе по адресу ул. 40 лет Победы, 9. Дети младшего школьного возраста в количестве 15-ти человек составили экспериментальную группу. Контрольную группу составила выборка детей старшего дошкольного возраста из 15-ти человек - воспитанники МДОУ «Детский сад №6» г. Новокузнецка, расположенного в Центральном районе по адресу пр. Металлургов, 7.

     В исследовании были задействованы следующие методы: беседа, наблюдение и анализ продуктов  творческой деятельности детей.

     Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

     В исследовании были задействованы следующие методики.

Методика 1. «Вербальная фантазия» (речевое  воображение).

  В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

  1. Скорость процессов воображения.
  2. Необычность, оригинальность образов.
  3. Богатство фантазии.
  4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
  5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому  из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

  0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

  Если  в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

  Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.

  Если  ребенок просто пересказал то, что  когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла [6, с193] .

  Богатство фантазии ребенка проявляется также  в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

  Если  общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

  Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

  0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов, ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

  Впечатлительность или эмоциональность образов  оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя [6, c.194].

  Если  образы, использованные ребенком в  его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу — 2.

  Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

  Для того чтобы в ходе прослушивания  рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице 5. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования. По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах [6, с.195].

Таблица №5 

Оцениваемые параметры воображения ребёнка
Оценка  этих параметров в баллах
  0 1 2
  1. Скорость процессов воображения
  2. Необычность, оригинальность образов
  3. Богатство фантазии (разнообразие образов)
  4. Глубина и проработанность 
    (детализированность) образов
  5. Впечатлительность, эмоциональность 
    образов
     

 

Методика 2. «Рисунок»

  В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

  Анализ  картины и оценка фантазии ребенка  в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола. 

Методика 3. «Скульптура»

  Ребенку предлагается набор пластилина и  задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

 Фантазия  ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

 0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

 2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

Информация о работе Влияние воображения на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте