Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:08, курсовая работа
Цель: изучение особенностей воображения младших школьников.
Объект исследования: воображение и творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития воображения младших школьников.
Задачи:
1. Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников;
2. Обобщить и систематизировать материал;
3. Провести экспериментальное исследование особенностей развития воображения и творческих способностей младших школьников;
4. Провести анализ полученных в ходе экспериментальной работы результатов;
5. Сделать выводы.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятий воображения и творческих способностей младших школьников. 4
1.1. Понятие воображения. 4
1.2.Виды воображения. 6
1.3. Функции воображения. 9
1.4. Воображение и творчество. 11
Глава 2. Особенности творческих способностей и воображения младших школьников. 14
2.1. Психические особенности детей младшего школьного возраста. 14
2.2. Воображение и творческие способности младших школьников. 19
Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. 23
3.1. Организация, методы и методики исследования особенностей творческих способностей и воображения в младшем школьном возрасте 23
3.2. Результаты экспериментального исследования особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. 29
Заключение 31
Список литературы
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10
баллов по этому заданию ребенок может
получить лишь в том случае, если придуманная
им вещь весьма оригинальна, детально
проработана и отличается хорошим художественным
вкусом [6, с.197].
Выводы
об уровне развития:
5 уровень - 10 баллов — очень высокий.
4 уровень - 8-9 баллов — высокий.
3 уровень - 4-7 баллов — средний.
2 уровень - 2-3 балла — низкий.
1
уровень - 0-1 балл — очень низкий.
Методика №1. «Вербальная фантазия» (речевое воображение).
Уровень
(баллы) |
Младшие школьники | Старшие дошкольники | ||
человек | % | человек | % | |
1 уровень(0-1) | 0 | 0% | 3 | 20% |
2 уровень(2-3) | 1 | 6.7% | 4 | 26.6% |
3 уровень(4-7) | 4 | 26.7% | 4 | 26.6% |
4 уровень(8-9) | 5 | 33.2% | 3 | 20% |
5 уровень(10) | 5 | 33.2% | 1 | 6.7% |
Методика 2. «Рисунок»
Уровень
(баллы) |
Младшие школьники | Старшие дошкольники | ||
человек | % | человек | % | |
1 уровень(0-1) | 0 | 0% | 3 | 20% |
2 уровень(2-3) | 0 | 0% | 5 | 33.3% |
3 уровень(4-7) | 6 | 40% | 5 | 33.3% |
4 уровень(8-9) | 5 | 33.3% | 2 | 13.3% |
5 уровень(10) | 4 | 26.7% | 0 | 0% |
Методика 3. «Скульптура»
Уровень
(баллы) |
Младшие школьники | Старшие дошкольники | ||
человек | % | человек | % | |
1 уровень(0-1) | 1 | 6.7% | 4 | 26.7% |
2 уровень(2-3) | 2 | 13.3% | 3 | 20% |
3 уровень(4-7) | 5 | 33.3% | 3 | 20% |
4 уровень(8-9) | 3 | 20% | 3 | 20% |
5 уровень(10) | 4 | 26.7% | 2 | 13.3% |
Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.
Полученные результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста появляется широко развернутая предметная среда дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету; развивается креативное мышление художественного и метафорического типа.
У младших школьников
воображение развивается