Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования
2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние род.на реб.Диплом Морозова.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

На формирующем  этапе опытно-экспериментальной  работы нами разработана коррекционная  программа по преодолению детско-родительских отношений и реализована на практике. 

Психокоррекционная  работа была реализована с детьми и их родителями, в семьях которых  выявлены нарушения детско-родительских отношений. Выявлено 15 таких семей, но у одного ребенка (Илья Ж.) выявлен  высокий (креативный) уровень психологического развития, хотя в семье наблюдаются нарушения детско-родительских отношений. Дети с креативным уровнем психологического развития не нуждаются в психокоррекционной работе. Следовательно, психокоррекционная работа реализована со следующей группой детей, состоящей из 14 детей: Арина С., Алеша Р.,Даша Р., Оля Б., Талгат А., Рита М., Всеволод С., Дима Д., Никита О., Даниил Ч., Кирилл Т., Дарина И., Лиза П., Никита Б. 

Коррекционная программа направлена на работу с  родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов: 

пропедевтический; 

вводный; 

развивающий; 

контрольно-оценочный (см. Приложение 5). 

В коррекционной  работе приняло участие 19 родителей  и 14 детей. К большому нашему сожалению, папы некоторых детей (Никиты О., Дарины И., Лизы П., Алеши Р. и Даши Р., Талгата А., Всеволода С.) отказались присутствовать на коррекционных занятиях, ссылаясь на загруженность на работе и нехватку времени, но мы очень рады тому, что все мамы детей согласились на эксперимент.  

Опишем ход  коррекционной работы. 

Первый этап (пропедевтический), направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал свое имя, рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Никиты О., Ирина Николаевна, вообще отказалась от игры. Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное. 

На втором этапе (вводный этап) родители были более  активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей пятилетнего возраста (см. Приложение 6). Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами. 

Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей также, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании. 

Дети также  принимали активное участие в  беседах. Все с удовольствием  рассказывали о праздниках, которые  они отмечают семьей. Большинство  детей любят «Новый год» и «День рождения». Дима Д. сказал: «Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца». 

На третьем  этапе (развивающий этап) все родители принимали активное участие в  дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка. 

Для выявления  детских страхов, для развития умения говорить о своих негативных переживаниях открыто, с детьми провели упражнение «Расскажи свои страхи». Сначала дети не решались говорить, чего они боятся, но после рассказа ведущего о своих детских страхах, дети включились в разговор и рассказали свои страхи. Только Дима Д. сказал: «Я не знаю, чего я боюсь!». В рисовании своих страхов дети с удовольствием принимали участие. 

На совместном детско-родительском занятии было изготовлено  много интересных поделок. Было видно, что детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Даниил Ч. вместе со своим папой, Геннадием Ивановичем. После изготовления поделок была организована выставка. 

В играх также  участвовали все с удовольствием. Только Ирине Николаевне (маме Никиты О.) показалось, что упражнения, которые  выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало  негативную реакцию у ребенка. 

В основном занятия  на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке. 

На четвертом  этапе (контрольно-оценочный этап) родители делились впечатлениями о проведенных  занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность. 

Дети с большой  любовью делали подарки в виде рисунков для своих родителей.  

В результате мы провели спортивный праздник для  детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке. 

Спортивный праздник закончился чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями. Мама Лизы П. (Елена Петровна) сказала: «Мы все стали одной большой  дружной семьей».  

Таким образом, коррекционные занятия позволили установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях. 

На заключительной беседе и подведении итогов занятий  выяснилось, со слов родителей, что наладились отношения с ребенком в семье Димы Д., причем это отметили как мама, так и папа Димы.  

Папа Даниила  Ч. сказал: «Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для  себя, понял, в чём мы допускали  ошибки при воспитании своего сына. Теперь у нас дома благоприятная атмосфера и нашу семью можно назвать счастливой». 

Во многом этому  способствовало то, что на занятиях присутствовали оба родителя Даниила  и Димы. К сожалению, папа Никиты Б., хотя и изъявил желание посещать занятия, присутствовал далеко не на всех занятиях, также ссылаясь на нехватку времени. 

Мама Никиты О. принимала участие неактивно, явно доставляя огорчение своему ребенку. В заключение она высказалась  о том, что занятия не принесли в их семью ничего нового, отношения между членами семьи остались прежними и отличаются отсутствием понимания друг друга. 

На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга. 

2.4 Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы, контрольный этап 
 

С целью выявления  эффективности внедренной нами коррекционной  программы был проведен контрольный  этап по методикам констатирующего  этапа исследования. 

Составим сравнительную  голограмму психологического развития детей на констатирующем и контрольном этапах. 

Условные обозначения: 

А – данные о  психологическом развитии на констатирующем этапе; 

Б – данные и  психологическом развитии детей  на контрольном этапе; 

По вертикальной оси откладывается количество детей в группе. 
 

  

Рисунок 1 Сравнительная  голограмма психологического развития детей на констатирующем и контрольном  этапах исследования 
 

Анализ «Сравнительной голограммы психологического развития детей на констатирующем и контрольном  этапах исследования» показывает положительные результаты коррекционной работы по преодолению нарушений детско-родительских отношений.  

На контрольном  этапе опытно-экспериментальной  работы выявлено улучшение уровня психологического развития Риты М.., так как воспитателем группы, Михайленко Татьяной Михайловной, было отмечено, что Рита М. перестала плакать и проявлять агрессию, то есть два признака по шкале Р.Сирса у девочки отсутствуют. Следовательно, Рита М. интерпретируется как носитель среднего уровня психологического развития (адаптивного уровня), хотя на контрольном этапе результаты исследования интерпретировались как у носителя дезадаптивного уровня психологического развития. 

Также улучшение  психологического развития выявилось  у Димы Д. и Даниила Ч. 

Дима Д. перестал обижаться по любому поводу и пугаться всего, что его окружает. Следовательно, два признака по шкале Р.Сирса у мальчика отсутствуют. Таким образом, психологическое развитие Димы Д. находится на высоком уровне – креативном, в то время как на констатирующем этапе у мальчика выявился адаптивный уровень психологического развития. 

Даниил Ч. стал более сосредоточенным, то есть десятый  признак по шкале Р.Сирса у  Дани отсутствует. На контрольном этапе  опытно-экспериментальной работы психологическое  развитие Дани находится на среднем – адаптивном – уровне, тогда как на констатирующем этапе его психологическое развитие находилось на дезадаптивном уровне. 

Проанализируем, почему не выявилось улучшения психологического развития других детей экспериментальной  группы. По нашему мнению, для эффективности коррекционной работы необходимо присутствие обоих родителей. В нашем случае от занятий отказались папы Дарины И., Лизы П., Никиты О., близнецов Алеши Р. и Даши Р., Талгата А., Всеволода С., что в конечном итоге не привело к существенным изменениям детско-родительских отношений, и как следствие, к совершенствованию психологического развития названных детей. К тому же мама Никиты О. неохотно участвовала в предлагаемых мероприятиях, а иногда и вовсе отказывалась от участия в них. Для семьи Никиты О. необходима индивидуальная коррекционная работа. Также не выявилось улучшений в психологическом развитии Никиты Б., Оли Б., и Арины С. По нашему мнению, причиной этому служит необходимость индивидуальной работы с детьми и консультирования семьи. Что касается Кирилла Т., психологическое развитие которого осталось на прежнем – адаптивном уровне, то причиной этому, как выяснилось, явилось доминирование в семье бабушки, которая также приглашалась на коррекционные занятия, но отказалась от посещений. 

В целом, мы можем  сделать вывод, что наблюдается  позитивная динамика психологического развития детей вследствие улучшения  детско-родительских отношений.  

Таким образом, детско-родительские отношения влияют на психологическое здоровье детей, а их нарушения приводят к детскому психологическому нездоровью, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. 

Заключение 
 

Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития ребенка  могут быть определены следующими интегративными показателями:  

• родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом  себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством; 

• тип семейного  воспитания, определяемый параметрами  эмоциональных отношений, стилем общения  и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями  родительского контроля и степенью последовательности в его реализации; 

• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. В последней четверти XX в. в общественном сознании основой является пересмотр концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений. 

К высшему уровню психологического развития — креативному  — можно отнести детей с  устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления  стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие  дети не нуждаются в психологической помощи. 

К среднему уровню — адаптивному — отнесем детей, в целом адаптированных к социуму, т. е. по результатам диагностических  проверок проявляющих лишь отдельные  признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. 

К низшему уровню — назовем его ассимилятивно-аккомодативным (дезадаптивным) — отнесем детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. По результатам диагностических проверок такие дети проявляют много признаков дезадаптации и сильно повышенную тревожность. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной коррекционной работе с ними.  

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста