Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования
2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние род.на реб.Диплом Морозова.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Нами проведены  беседы с родителями, где выяснялось мнение родителей о взаимоотношениях в семье, конфликтах, их частоте, способах разрешения, принятых наказаниях и  поощрениях со стороны взрослых, реакции ребенка на них, а также об особенностях ребенка, волнующих родителя. 

В ходе констатирующего  этапа опытно-экспериментальной  работы выявлены нарушения детско-родительских отношений в семьях детей средней  группы МДОУ № 3 п. Адамовка по методике «Рисунок семьи» Е. Хаммера, а также выявлен уровень психологического развития детей по методике Р.Сирса (см. Приложение 1, 2). 

2 этап – формирующий:  на данном этапе разработана  коррекционная программа по преодолению  выявленных в ходе констатирующего этапа нарушений детско-родительских отношений. Разработанная коррекционная программа реализована с детьми и родителями, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений (см. Приложение 5). 

этап – контрольный: на данном этапе реализована диагностика детско-родительских отношений и психологического развития детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка, с которыми проведена коррекционная работа, по методикам констатирующего этапа, а также дан сравнительный анализ контрольного и констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. 

Рассмотрим особенности  организации и проведения методики «Рисунок семьи» Е.Хаммера и методики выявления уровня психологического развития детей Р.Сирса. 

Методика диагностики  тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса) [31, 25] имеет следующие аспекты: 

Совместно с  воспитателем на группу заполняется  лист наблюдений по каждому ребенку  в соответствии с признаками по шкале  тревожности Р. Сирса, наблюдаемыми у детей (см. Приложение 1). 

На основании результатов диагностики и наблюдений за детьми детей каждого группы детского сада можно условно разделить на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья. Как уже отмечалось, дети 1-й группы, отнесенные к креативному уровню, не требуют психологической поддержки. Дети 2-й группы должны быть включены в групповые занятия профилактически-развивающей направленности. С детьми 3-й группы необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу. Кроме того, следует особо остановиться на индивидуальной и групповой помощи детям с выраженными страхами, поскольку проблема страха является довольно распространенной для современных детей. Безусловно, помощь детям будет эффективной только при поддержке родителей, поэтому необходимо специально рассмотреть консультирование родителей.  

Для решения  вопроса о том, связаны ли психологические  особенности ребенка с нарушением семейных взаимоотношений, испытуемому  можно предложить выполнить рисунок  семьи. 

«Рисунок семьи» — одна из самых популярных методик, используемых в практической работе психолога. 

Данная методика направлена на выявление эмоциональных  проблем и трудностей взаимоотношений  в семье. Существует множество модификаций  применения теста и обработки  результатов. Ребенка просят или  «нарисовать свою семью» (В. Хьюлс, Дж. Дилео), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер) (см. Приложение 4), или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо» («Кинетический рисунок семьи» — Р. Берне, С. Кауфман) и т. д. Некоторые варианты предусматривают беседу после рисования по определенным вопросам и по содержанию рисунка (Л. Корман). Методика может дополняться другими заданиями (например, нарисовать семью в четырех комнатах — в модификации А. Захарова), может проводиться как отдельно с ребенком, так и со всеми членами семьи (Ч. Ширн и К. Расселл). В последнем варианте появляется возможность сравнить точки зрения отца, матери и детей на семейные отношения [14; 19; 23; 24; 27]. 

Существует немало различных систем интерпретации  результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи чаще всего пользуются схемами, которые предложены В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом [14; 19; 23]. 

Так, Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок  семьи по трем уровням. На первом уровне выделяется и интерпретируется обобщенная структура рисунка. На втором дается интерпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования. 

При интерпретации  теста используется очень много  отдельных более или менее  значимых признаков рисунка. В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка (см. Приложение 2). Она также обращает внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами. В отличие от многих авторов, В. К. Лосева замечает, что изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности этих эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций. 

2.2 Обработка  и анализ результатов обследования  на констатирующем этапе исследования 
 

В опытно-экспериментальной работе были обследованы 24 ребенка (и их семьи), составляющих списочный состав средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка. 

Констатирующий  этап опытно-экспериментальной работы мы начинали со сбора анкетных данных родителей исследуемых детей (см. Приложение 3). 

В результате анкетного  опроса родителей мы получили следующие  данные о них: 
 

Таблица 1 

Сводная аналитическая  таблица результатов опроса родителей

Имя ребенка 

Сведения о  родителях 

Состав семьи 

Общий анамнез 

Отношения с  детьми 
 

И.О. матери и  отца 

образование  
 
 
 

АринаС. 

М. – Светлана Николаевна 

П. – Владимир Яковлевич 

Средне-спец. 

Средне-технич. 

Полная 

Распадающаяся 

б/п* 

Конфликты, ссоры 

Алеша Р. 

М. – Елена  Витальевна 

П. – Дмитрий  Викторович 

Средне-технич. 

Средне-технич. 

Полная 

стабильная 

б/п 

Напряженные отношения 

Даша Р. 

М. – Елена  Витальевна 

П. – Дмитрий  Викторович 

Средне-технич. 

Средне-технич. 

Полная 

Стабильная 

б/п 

Напряженные отношения 

Дима Д. 

М.–Мария Александровна 

П. – Дмитрий  Алексеевич 

Средне-спец. 

Средне-спец. 

Полная  

Распадающаяся 

б/п, алкоголизм деда 

Конфликты. 

Никита О. 

М. – Ирина  Николаевна 

П.–Алексей Владимирович 

Высшее 

Средне-спец. 

Полная  

Распадающаяся 

б/п 

Конфликты, пренебрежение 

Настя Р. 

М. – Елена  Петровна 

П. – Олег Викторович 

Высшее 

Высшее 

Полная 

Стабильная 

б/п 

Взаимопонимание 

Талгат А. 

М.–Каралгаш  Абдигаламовна 

П. – Аскар  Хажиахметович 

Среднее 

Средне-спец. 

Полная 

Стабильная 

б/п, травма головы 

Взаимопонимание 

Жанара Б. 

М. – Айша Султановна 

П.–Серикпай  Курмангалиевич 

Средне-технич. 

Средне-спец. 

Полная 

Стабильная 

б/п 

Напряженные отношения 

Кирилл Т. 

М. – Анастасия  Владимировна 

П. -------------- 

Высшее 

Неполная 

б/п 

Взаимопонимание 

Даниил Ч. 

М. – Нина Ивановна 

П. – Геннадий Иванович 

Высшее 

Средне-спец. 

Полная 

Стабильная 

б/п 

Взаимопонимание 

Рита К. 

М. – Елена  Дмитриевна 

П. - ------------- 

Средне-спец. 

Неполная 

б/п 

Взаимопонимание 

Оля Б. 

М. – Татьяна  Петровна 

П. – Игорь  Николаевич 

Средне-спец. 

Средне-технич. 

Полная 

Распадающаяся 

б/п 

Ссоры, конфликты 

Амина Р. 

М. – Аманбике Сабитовна 

П. - -------------- 

Средне-спец. 

Неполная 

б/п, страх темноты 

Взаимопонимание 

Ксюша А. 

М. – Ольга  Павловна 

П. – Сергей Николаевич 

Высшее 

Высшее 

Полная 

Стабильная 

б/п, туберкулез родственника 

Взаимопонимание 

Дарина И. 

М. – Алия Кадыргалиевна 

П. – Арман  Танашпаевич 

Высшее 

Среднее 

Полная 

Стабильная 

б/п 

Напряженные отношения 

Илья Ж. 

М. – Ирина  Анатольевна 

П. – Сергей Павлович 

Высшее 

Высшее 

Полная 

Стабильная 

б/п 

Ссоры 

Даша К. 

М. – Татьяна  Петровна 

П. - ------------- 

Средне-спец. 

Неполная 

б/п 

Взаимопонимание 

Рита М. 

М. – Ольга  Ивановна 

П. – Владимир Павлович 

Высшее 

Средне-технич. 

Полная 

Распадающаяся 

б/п, психическое  расстройство у брата 

Напряженные отношения 

Аня Х. 

М. – Наталья  Сергеевна 

П. - -------------- 

Средне-технич. 

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста