Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:36, дипломная работа
Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования
2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап
Заключение
Список используемых источников
Неполная
б/п, развод родителей
Взаимопонимание
Семен К.
М. – Галина Ивановна
П. – Юрий Анатольевич
Высшее
Высшее
Полная
Стабильная
б/п
Взаимопонимание
Лиза П.
М. – Елена
Петровна
П. – Сергей Иванович
Средне-спец
Средне-технич.
Полная
Стабильная
б/п
Ссоры
Даша Ф.
М. – Ольга
Анатольевна
П. – Андрей Николаевич
Средне-спец.
Средне-спец.
Полная
Стабильная
б/п
Взаимопонимание
Никита Б.
М. – Ирина
Сергеевна
П. – Юрий Геннадьевич
Срежне-технич.
Высшее
Полная
Стабильная
б/п, смерть близкого
Напряженные отношения
Всеволод С.
М. – Татьяна
Николаевна
П. – Петр Семенович
Высшее
Средне-спец.
Полная
Стабильная
б/п
Конфликты
*- беременность
и роды протекали без патологий
и осложнений
Анализ представленных
данных в Таблице 1 показывает, что
общий анамнез детей в целом
благоприятен. Исключение составляют
следующие дети: Талгат А. (травма головы),
Амина Р. (страх темноты), Рита М. (психическое
расстройство у брата), Аня Х (развод
родителей), Никита Б. (смерть близкого
человека – бабушки, которая воспитывала
мальчика). Во многих семьях наблюдаются
конфликты и ссоры в отношениях с детьми
(13 семей), взаимопонимание выявлено в
11 семьях. 5 обследуемых семей неполные,
детей воспитывают матери. В остальных
семьях детей воспитывают оба родителя,
из них 5 семей интерпретируют себя как
распадающаяся семья.
Таким образом,
мы выяснили (со слов родителей), что
в большинстве семей (13) наблюдаются
конфликты, ссоры, напряженные отношения
между детьми и родителями.
Для выявления
нарушений детско-родительских отношений
с детской позиции нами было проведено
обследование детского отношения к
семье с помощью методики Е.Хаммера
«Рисунок семьи» и интерпретация
результатов рисуночного теста
по В.К.Лосевой (см. Приложение 2).
Детям были предложены
листы белой бумаги (А4) и цветные
карандаши. Затем давалось задание:
«Нарисуйте семью». Понятие слова
«семья» детям не раскрывалось. Время
выполнения задания не ограничивалось.
Во время работы
фиксировались высказывания детей,
волнение перед работой, фиксировалось,
часто ли ребенок пользуется ластиком.
Перед выполнением
задания были зафиксированы следующие
высказывания детей:
Никита О. долго
не приступал к выполнению задания,
волновался, говорил, что у него не
получится, он не знает, как рисовать маму
и папу. Затем, после долгих раздумий Никита
сказал: «Буду рисовать семью грибов».
Во время работы
часто пользовался ластиком.
Такие же слова
говорил Дима Д., но особого волнения
не проявлял, ластиком не пользовался.
Волновался перед
началом работы Талгат А., говорил: «У
меня не получится».
Во время выполнения
задания Алеша Р. часто произносил
слова: «У меня не получается», затем, нарисовав
себя и сестру-близнеца, сказал: «Больше
никого не хочу рисовать».
Настя Р. несколько
раз стирала лицо мамы, говоря: «
некрасиво получилось, папа получился
красивее».
Остальные дети
волнения не проявляли, во время выполнения
задания не произносили никаких слов,
рисовали спокойно.
Затем проводился
опрос детей для выяснения
нарисованного. Со слов детей на работах
мы подписывали нарисованных персонажей
для дальнейшей интерпретации рисунков
(см. Приложение 4).
Интерпретацию
рисунков мы решили провести по методике
Лосевой.
В результате анализа
рисунков «Моя семья» мы получили следующие
результаты:
Анализ рисунка
Никиты О. ( см. Приложение 4).
Ребенок нарисовал
семью грибов после долгих раздумий
и волнения. На вопрос: «Ты не хочешь
нарисовать маму, папу, себя?», ответил:
«Нет, конечно».
В рисунке Никиты
мы встретились с ситуацией, когда
ребенок вместо реальной семьи рисует
какую-то другую семью, в данном случае
семью грибов. Никита ощущает отвержение,
фрустрацию, потребность в близких эмоциональных
контактах. Ребенок изобразил в семействе
грибов близкий контакт, тем самым раскрывая
чувство отверженности.
Также ребенок
не изобразил на рисунке себя –
один из симптомов психологического
дискомфорта ребенка в семье.
Анализ рисунка
Даниила Ч. ( см. Приложение 4).
Рисунки Никиты
О. и Даниила Ч. похожи. Даниил также
не изобразил не одного члена семьи.
То есть Даниил также выразил чувство
отверженности и нехватки теплых
эмоциональных отношений с
Рисунок семьи
«без семьи» - крик протеста ребенка
и подаваемый им таким образом
сигнал бедствия – SOS.
Анализ рисунка
Талгата А. (см. Приложение 4).
На рисунке
Талгата изображена вся семья мальчика:
мама, папа, сестра и сам ребенок.
Также на рисунке
мы наблюдаем солнышко – признак
того, что в семье не хватает
теплых дружественных отношений.
Между членами
семьи присутствуют посторонние
предметы (воздушные шарики), что говорит
о разобщенности между членами семьи.
Посторонних предметов нет только между
мамой и сестрой, между которыми и существует
взаимопонимание. Папа и мама изображены
далеко друг от друга, к тому же разделены
фигурой сестры и посторонними предметами.
Видимо между мамой и папой существуют
напряженные отношения и отсутствие взаимопонимания.
В тоже время мы видим, что ребенок нарисовал
себя первым (слева), что он ощущает себя
нужным и необходимым в доме. Себя Талгат
нарисовал ближе к папе, к которому он
больше всех привязан.
Анализ рисунка
Алеши Р. (см. Приложение 4) и Даши
Р. (см. Приложение 4).
Алеша и Даша
– близнецы, но рисунки их совершенно
разные. На рисунке Алеши изображены
он сам и Даша, причем, что примечательно,
фигуры пересекаются. Это объясняется
тем, что для Алеши Даша самый близкий
человек, к которому он больше всех привязан.
Папу и маму ребенок рисовать не захотел,
видимо, ребенок не доволен их отношением
к нему и совершенно к ним не привязан.
Также на рисунке присутствуют посторонние
фигуры: снеговик, дерево, грузовик. Это
говорит о том, что ребенок мечтает об
объекте, который бы любил его и чтобы
он в ответ тоже кого-то горячо любил.
На рисунке
Даши изображен только папа. Даша не
изобразила на рисунке ни себя, ни маму,
ни брата. Папа – самый значимый для
девочки человек в семье, видимо с остальными
членами семьи у Даши конфликты, отсутствие
взаимопонимания.
Анализ рисунка
Арины С. (см. Приложение 4).
На рисунке
девочки изображена вся семья
– мама, папа, сестра и автор рисунка.
Но есть одна особенность: себя Арина изобразила
на другой стороне листа, причем под яркими
лучами солнышка. Это говорит о том, что
девочка отдалена от всех членов семьи,
чувствует дискомфорт и недостаток тепла.
Сестру Арина изобразила между папой и
мамой: между сестрой, мамой и папой существует
взаимопонимание, доверие. Арина же чувствует
себя одинокой, именно поэтому на рисунке
так отдалила себя от всех членов семьи.
Анализ рисунка
Насти Р. (см. Приложение 4).
Настя изобразила
всю свою семью – маму, папу, себя.
Из рисунка видно, что в семье доминирует
мама, но конфликтных ситуаций между родителями
не наблюдается. Себя девочка изобразила
первой (слева). Это говорит о том, что Настя
чувствует себя нужной и значимой фигурой
в семье.
Анализ рисунка
Оли Б. (см. Приложение 4).
На рисунке
девочки не изображен ни один член
семьи, в том числе и сама автор.
Это показатель безусловного неблагополучия
в семье. Кого-либо из семьи Оля
рисовать отказалась, сказав: «Папа
с мамой постоянно ругаются, надоели
уже». Анализ рисунка четко показывает
присутствие семейных конфликтов и их
влияние на эмоциональное состояние девочки.
Анализ рисунка
Риты К.
Девочка из неполной
семьи, состоящей из мамы и самой
Риты. На рисунке Риты изображена мама
и сама девочка. Девочка пользовалась
яркими цветами карандашей. Автор и мама
находятся рядом, держась за руки, между
ними царит полное взаимопонимание. Мама
любит свою дочь, девочка отвечает ей взаимной
любовью.
Анализ рисунка
Всеволода С.
Всеволод из
полной семьи, также у Всеволода
есть старший брат Святослав. На рисунке
Всеволода изображены родители мальчика,
причем папа изображен сравнительно большей
фигурой. Расстояние между родителями
довольно значительно, также между мамой
и папой Всеволод нарисовал дерево, что
соответствует наличию конфликтов между
родителями. Мальчик не изобразил себя,
следовательно, мальчик не адаптирован
к семье и чувствует психологический дискомфорт,
отношения Всеволода с родителями напряженные.
Анализ рисунка
Риты М.
На рисунке
девочка нарисовала только себя. Это
говорит о том, что девочка не привязана
ни к одному члену семьи. На вопрос «Почему
ты не нарисовала маму и папу?», девочка
ответила: «Не знаю». Интерпретация рисунка
девочки показывает наличие нарушений
детско-родительских отношений.
Анализ рисунка
Димы Д.
Дима - единственный
ребенок из полной семьи. На рисунке изображена
только мать ребенка, что соответствует
доминированию матери в семье. Себя и папу
Дима рисовать отказался. Следовательно,
ребенок чувствует дискомфорт в семье
и не видит себя в ней. Таким образом, в
семье Димы присутствуют нарушения детско-родительских
отношений.
Анализ рисунка
Кирилла Т.
Кирилл живет
с мамой и бабушкой, он - единственный
ребенок в семье. Кирилл нарисовал
всех членов семьи, причем бабушка –
самая большая фигура, что означает
доминирование в семье бабушки. Расстояние
между мамой и бабушкой значительно, причем
между ними мальчик нарисовал кошку Мурку.
Это говорит о том, что между мамой и бабушкой
существуют конфликтные отношения. В ходе
беседы с мамой Кирилла, Анастасией Владимировной,
выяснилось, что конфликты возникают по
поводу методов воспитания Кирилла. Себя
Кирилл нарисовал высоко в небе над бабушкой
и мамой, видимо, конфликтуя, бабушка и
мама забывают о самом ребенке и не обращают
на него внимания. Следовательно, в отношениях
между Кириллом, бабушкой и мамой присутствуют
нарушения, проявляющиеся в невнимании
к ребенку.
Анализ рисунка
Дарины И.
Девочка приступила
к выполнению задания неохотно, но
нарисовала всех членов семьи –
маму, папу, бабушку, дедушку и себя.
Все фигуры на рисунке девочки очень
малы, но доминирует в семье мама, так как
Дарина изобразила ее больше всех остальных.
Расстояние между членами семьи значительно,
также отдаленно девочка нарисовала и
себя. Таким образом, мы можем сделать
вывод, что в данной семье присутствуют
нарушения детско-родительских отношений.
Подобным образом
интерпретированы рисунки всех обследуемых
детей средней группы МДОУ № 3 п.
Адамовка.
Данные интерпретации
рисунков мы внесли в сводную таблицу
2 «Результаты интерпретации
Таблица 2
Результаты интерпретации рисунков детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка№