Влияние педагогического взаимодействия воспитателя на развитие самооценки дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение влияния педагогического взаимодействия на развитие самооценки дошкольника.
Объектом исследования – самооценка детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

 
 
Результаты беседы А: в ходе беседы было выявлено, что дети себя оценивают по-разному, у двоих детей – завышенная самооценка, у Полины и Андрея. У двоих мальчиков, у Ильи и Паши – адекватная самооценка, и у Насти и Ромы – заниженная.  
 
Полина и Андрей себя оценивают высоко, считают себя красивыми, умными, умелыми. Хотя воспитатель их и наказывает и ругает за поведение или по- другому поводу, на развитие самооценки влияет в основном семья. По ответам детей видно, что хвалят их дома всегда положительно, хвалят и по пустякам. Поэтому для Полины общение воспитателя на ее самооценку не сильно влияют. Тем более Полина еще совсем недавно ходит в этот детский сад. Когда воспитатель делал Полине замечание, она исправлялась, но с упорством. Хотя замечено, что когда воспитатель делает ему замечание справедливо, он обижается и сидит на месте, т.е. он не привык к справедливым замечаниям. Здесь у обоих детей на оценку влияет семья.  
 
У Паши и Ильи – самооценка адекватная. Они все воспринимают правильно, понимают, за что их хвалят, а за что ругают. Относятся к оцениванию себя взрослыми спокойно. Не стараются ради похвалы, а понимают, что так надо, т.е. их учили так взрослые «что такое хорошо, что такое плохо», взрослые использовали эффективное оценивание. Семья здесь играет главную роль, или заложила «фундамент». Поэтому дети стараются себя вести хорошо, выполнять задания. Не обижаются на воспитателя, когда их наказывают, понимают, что справедливо. 
 
Результаты беседы показали, что у Насти и Ромы самооценка занижена. Они не считают себя хорошими, даже не могли четко сказать. В беседе были нерешительны. Путались в вопросах. Настя считала себя нехорошей, потому что все время вела себя неправильно, и она привыкла, то, что ее все время ругают. Конечно, она обижается. Я считаю, что воспитатель здесь может найти подход, изменить ее поведение, отношение к себе.  
 
Рома – мальчик стеснительный, отвечал скромно, не мог определиться в ответах. Видно, что на его самооценку особенно важную роль играет семья. Воспитатель здесь на втором месте. Старается выполнять поручения воспитателя, боится, что у него получится неправильно.  
 
Дополнительно было проведено наблюдение за Настей и Ромой во время игровой и изобразительной деятельностью, для более точного выявления уровня самооценки.  
 
Результаты наблюдения показали, что дети обижались, если их не брали в игру, играли одни, чуть не плакали. Рома боялся рисовать, сидел, ждал даже не начиная, просил помочь. Настя не знала во что ей поиграть, если что-то не получалось, бросала. Старались угадать, доволен ли им взрослый.  
 
Беседа Б 
Цель: определить отношение детей к воспитателю и к детскому саду.(табл. 3.4) 
Вопросы к таблице 3.4 

  1.  
    Любит ли бывать в детском саду. Почему?
  2.  
    какой воспитатель (Имя и отчество)? 
  3.  
    Что нравится в ней? Что не нравится?

 
 
Таблица 3.4

 

 
Настя 

 
Паша 

 
Полина

 
Андрей 

 
Илья 

 
Рома 

 
1.

 
Нет.

 
Люблю.

 
Иногда люблю.

 
Иногда люблю, иногда нет.

 
Да.

 
Нет. Хочу с папой ездить на работу.

 
2.

 
Не знаю. 

 
Хорошая.

 
Хороший и смешной.

 
Хорошая. Не знаю.

 
Хороший.

 
Плохая.

 
3.

 
Как одевается.

 
Не знаю.

 
Она все знает.

 
Умная.

 
Красивая.

 
Прическа.

 
4.

 
Наказывает, ругает.

 
За то, что иногда ругает.

 
Когда делает замечание.

 
Много ругает.

 
Ну, низнаю.

 
Кричит.


 
 
Результат беседы Б. по ответам детей видно как они относятся к воспитателю. Настя и Рома ответили, что не любят бывать в детском саду. К воспитателю относятся отрицательно.  
 
 
 Результаты констатирующего эксперимента: 
 
Были собраны результаты исследования: это наблюдение за воспитателем на занятии; как общается с детьми; какую использует речь, какие оценки. Также были проведены беседы, с целью определения уровня развития самооценки старших дошкольников, отношение детей к воспитателю.  
 
В ходе наблюдения А,Б,В был определен стиль воспитателя – склоняется к авторитарному стилю, речь воспитателя – больше похож на тон учителя, а не воспитателя, чаще неэффективно оценивает детей. 
 
В ходе беседы с детьми был выявлен уровень развития самооценки детей: 2 ребенка – завышенная самооценка (в этом случае на развитие самооценки больше оказывает семья), 2 ребенка – адекватная самооценка, 2 ребенка – занижена, здесь как семья, так и воспитатели оказывают влияние на развитие самооценки. 
 
Чтобы доказать, что на развитие самооценки детей влияет воспитатель, а именно его взаимодействие с ребенком (общение, речь, оценки и т.д.), будет проводиться формирующий эксперимент и контрольные эксперименты.  
3.2. Формирующий эксперимент. 
 
Целью формирующего педагогического эксперимента является повышение уровня самооценки детей.  
 
Задачи формирующего эксперимента:  
 
1) разработать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по формированию адекватной самооценки дошкольников.  
 
2) улучшить уровень педагогического взаимодействия воспитателя старшей группы. 
 
Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 12 апреля по 30 сентября 2010 г . с детьми с заниженной самооценкой. 
 
При разработке комплекса мероприятий - на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников – я опирались на следующие источники:

  1.  
    Е.А. Панько «Воспитатель детского сада», Мн. 1998,
  2.  
    А.Н. Котко «Индивидуализация воспитания старших дошкольников», Мн. 1999,
  3.  
    «Основы профессионального самосовершенствования педагога ДУ» под ред. Е.А. Панько, Мн. 2002,
  4.  
    Упражнения для формирования адекватной самооценки дошкольника

 
Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие задачи. 
 
Так как в ходе констатирующего эксперимента были выявлены 2 детей с заниженной самооценкой, отношение детей к воспитателю, также попустительское отношение воспитателя в развитии и воспитании к данным детям, позволило предположить следующее: что для повышение уровня самооценки детей, необходимо изменить подход воспитателя к детям. Использовать больше демократический стиль общения, речь должна быть более содержательная и интересная, доверительная как на занятии, так и в повседневной жизни; быть более к ним внимательнее, общительнее, войти к ребенку в доверие. Узнать причину такого поведения детей. Также необходимо изменить социометрический статус детей в группе, вовлекать этих детей в игры с другими детьми.  
 
Поэтому первым этапом в формировании адекватной самооценки будет работа с воспитателем.  
 
Было проведено анкетирование, где воспитатель мог узнать себя со стороны поближе оценить свои качества, отношение к детям, что позволило в дальнейшем поработать над собой.  
 
Также проведена беседа с воспитателем, о развитии самооценки дошкольника, влияние разных факторов на самооценку дошкольника, последствия заниженной самооценки дошкольника. В беседе большое внимание уделялось общению воспитателя с детьми, оцениванию воспитателем детей, также индивидуальный подход в воспитании. Мы побеседовали о детях, Насте и Роме, какие они в лице воспитателя. Со своей стороны я назвала детей, у которых уровень развития самооценки занижен, что необходимо попробовать сформировать адекватную самооценку дошкольников. 
 
Далее нами был разработан план по формированию адекватного формирования самооценки у Насти и Ромы.

  1.  
    Использовать на занятии и в повседневной жизни демократический стиль общения. (Конечно, стиль общения воспитателя трудно изменить, здесь и влияет характер, темперамент человека, также отношение к детям.)
  2.  
    Больше общаться с детьми, попробовать стать другом.
  3.  
    Помощь в возникшей проблеме или трудности у детей. 
  4.  
    Использовать эффективные оценки, стимулирующие, чаще положительные.
  5.  
    Вовлекать в детские игры, коллективы, давать проявить себя среди других детей.
  6.  
    Развивать способности.
  7.  
    Организовать мероприятия, где воспитатель покажет себя с хорошей стороны, заинтересует детей. 
  8.  
    Взаимодействие с семьей.

 
Основные направления в работе воспитателя в формировании адекватной самооценки дошкольников – это стратегия позитивного оценивания ребенка старшего дошкольного возраста.

  1.  
    Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался»).
  2.  
    Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»).
  3.  
    Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).
  4.  
    Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
  5.  
    Выражение уверенности того, что у ребенка все получиться.

 
Для формирования правильного представления  детей о себе и способности адекватно оценивать самого себя мною с помощью источников были сформулированы для воспитателя ряд рекомендаций. 
 
Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста были предложены воспитателю следующие: 
 
1) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников. 
 
2) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе. 
 
4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. 
 
Для повышения уровня самооценки у детей с заниженной самооценкой воспитателем были проведены небольшие игры, упражнений и этюды, направленные на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние (прилож. 2). 
 
Так же были подобраны и проведены игры, которые помогли больше узнать детей, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку (прилож. 3). 
 
Были также и организованы воспитателем подвижные и сюжетно-ролевые игры, где дети с заниженной самооценкой проявляли свои личностные качества, способности. Главная цель организации игровой деятельности – это чтобы ребенок чувствовал себя свободным, открытым, веселым, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.  
 
Задача воспитателя заключалась и в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого воспитателем были составлены представление о самооценке и уровне притязаний ребенка, для этого воспитатель использовал наблюдение. 
 
Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком воспитатель осуществлял постоянно. Воспитатель может предложить ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени должно повлиять на развитие адекватной самооценки у ребенка. 
 
Необходимо учить детей справляться со своими трудностями, разрешать самостоятельно конфликты, понимать, что его наказали справедливо и учиться не обижаться на других, находить правильное решение.

 
3.3. Контрольный эксперимент.

 
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса  мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня самооценки старших дошкольников.  
 
Контрольный эксперимент проводился с 25 по 30 сентября 2010г .  
 
Для определения эффективности проделанной работы и подтверждения гипотезы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте, только с детьми уровень развития самооценки, которых был занижен. 
 
Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах 3.5; 3.6; 3.7; 3.8 
Определение стиля педагогического общения воспитателя 
 
Таблица 3.5

 
Демократический стиль общения 

 
балл

 
Авторитарный стиль общения

 
балл

 
Доброжелателен. Держится ободряюще.

 
4

 
Недоброжелателен

 
1

 
Заинтересован, активен, выкладывается.

 
4

 
Безразличен, «себе на уме»

 
1

 
Стимулирует инициативу, допускает  выражения собственного мнения, свободное поведение учащихся.

 
3

 
Авторитарен, тренирует детей, не терпит возражений, собственных мнений, свободной  манеры, одергивает и все время  держит ребят под жестким контролем.

 
2

 
Раскрыт, не боится выражать свои чувства, показывать свои недостатки.

 
5

 
Думает только о престиже, носит  «маску», старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль.

 

 

 
Динамичен и гибок в общении, легко  схватывает и разрешает возникающие  проблемы, «тушит» возможные конфликты.

 
3

 
Негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающие проблемы.

 
1

 
Вежлив и приветлив с детьми, уважает их достоинство, индивидуализирует  общение с разными учащимися.

 
3

 
Общается только «сверху вниз», одинаково  со всеми, не дифференцируя своего общения.

 
1

 
Может поставить себя на место ребенка, взглянуть на его проблему его глазами, создает чувство, что его правильно понимают.

 
2

 
Все видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создает  у него ощущения, что его не понимают.

 
1

 
Активен, все время находится в общении, держит группу в «тонусе».

 
3

 
Пассивен, пускает общение на самотек.

 
1

 
27 баллов

 

 

 
8 баллов

 

 

Информация о работе Влияние педагогического взаимодействия воспитателя на развитие самооценки дошкольника