Влияние педагогического взаимодействия воспитателя на развитие самооценки дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение влияния педагогического взаимодействия на развитие самооценки дошкольника.
Объектом исследования – самооценка детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

 
 Оценивание деятельности детей воспитателем Таблица 3.6 
 

 

 
^ Эффективное оценивание

 
Исполь 
 
зует

 
Неэффективное оценивание

 
Исполь 
 
зует

 
1.

 
Склонен положительно оценивать, личность, деятельность и поведение ребенка.

 
+

 
Склонен отрицательно оценивать личность, деятельность и поведение ребенка.

 

 

 
2.

 
Положительную оценку использует постоянно

 
+

 
Положительную оценку редко, то случая к случаю.

 

 

 
3.

 
Положительная оценка сопровождается пояснением того, что достойно поощрения, сообщением детям грамотных критерий оценочной деятельности.

 
+

 
Положительная оценка дается в общих  чертах, не выделяются ее критерии.

 

 

 
4.

 
Замечает даже незначительные успехи ребенка, хвалит за его продвижение.

 
+

 
Достижения ребенка оцениваются  с общими эталонами, успехами других детей, индивидуальные успехи остаются без поощрения.

 

 

 
5.

 
Воздействует на мотивационную сферу  детей, опираясь преимущественно на внутренние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности и т.п.)

 
+

 
Воздействует на мотивационную сферу  детей, опираясь на внешние стимулы (пробуждает его интерес к деятельности ради похвалы, награды и т.п.)

 
+

 
6.

 
Поощряя ребенка (группу), отмечает значимость достигнутых результатов.

 
+

 
Поощряя результат ребенка (группы), не отмечает их значимость. 

 

 

 
7.

 
Применяет опережающую положительную  оценку.

 
+

 
Применяет опережающую негативную оценку.

 

 

 
8.

 
Оценивая, стремится к оптимизации  его положения среди сверстников, пытается наладиться между ними гуманные взаимоотношения.

 
+

 
Не оценивает положительно с целью  оптимизации его положения среди  сверстников, оценка дается без учета  социометрического статуса ребенка.

 

 

 
9.

 
Оценка ребенка, результата его деятельности соизмеряется с затраченными им усилиями, проводится с учетом его «зоны ближайшего развития»

 

 

 
Оценка ребенка, результата его деятельности не соизмеряется с затраченными им усилиями, без учета его «зоны  ближайшего развития», его усилий.

 
+

 
10.

 
Стремится к разрешению конфликтов путем совместного поиска решения  проблемы мирным путем, справедливо.

 
+

 
При решении конфликтов не вникает  в его суть, воздействует силой, криком, наказывает правых и виноватых

 

 

 
11.

 
При отрицательной оценке подвергает критике конкретный поступок, не оценивая негативно личность в целом.

 
+

 
Высказывает отрицательную оценку, переходит на личность в целом.

 

 

 
 
 Определение уровня формирования самооценки дошкольника 
Таблица 3.7 

 

 
Вопросы для беседы

 
Настя 

 
Рома 

 
1.

 
Как ты думаешь, какой (ая) ты – хороший, плохой или средний? Почему ты так  думаешь?

 
Хорошая.  
 
Я знаю.

 
Хороший.

 
2.

 
Кто по-твоему думает о тебе (оценивает  тебя) так же, как и ты? Как именно оценивает? Что думает? Почему ты так  думаешь? (облегченный вариант ответа: «А мама тоже считает тебя хорошим, плохим, средним и т.д. Мама, папа, дедушка, воспитатель, сестра и т.д.) почему ты так думаешь?

 
Мама говорит хорошая, бабушка, воспитатель. 

 
Мама, папа, бабушка. Говорят я молодец.

 
3.

 
Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? 

 
Иногда мама, говорит я веду себя плохо. 

 
Иногда мама с папой, что я их не слушаюсь. 

 
4.

 
Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?

 
Когда я рисую, играю, одеваюсь.

 
Как я умею играть в футбол, я хорошо играю и умею.

 
5.

 
Что тебе не нравится в себе, еще  что? Почему?

 
Плохо себя веду, не слушаюсь.

 
Наверно когда балуюсь.

 
6.

 
Что воспитателю нравится в тебе? Почему ты так думаешь?

 
Помогаю, слушаюсь, хорошо играю, выполняю задания.

 
Поведение хорошее, я ее слушаюсь.

 
7.

 
Что воспитателю не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?

 
Когда не сплю, не слушаю на занятии, балуюсь.

 
Я иногда ее не слушаюсь, иногда не балуюсь  на занятии.

 
8.

 
За что воспитатель тебя хвалит?

 
Когда я все правильно делаю, помогаю  убирать игрушки. 

 
За то, что я не дерусь, играю  интересно.

 
9.

 
За что воспитатель тебя ругает, наказывает?

 
Ругает иногда, если балуюсь, и ее не слушаюсь.

 
Балуюсь.


 
 
 Выявление отношения детей к воспитателю 
Таблица 3.8 
 

 
вопросы

 
Настя 

 
Рома 

 
1. Любишь ли ты ходить в детский  сад?

 
Да.

 
Да.

 
2. Какой воспитатель?

 
Хорошая.

 
Хорошая.

 
3. Что тебе в ней нравиться?

 
Она хорошая, помогает мне.

 
Мы с ней играем в разные игры.

 
4. Что не нравиться?

 
Ругает, когда не хочу выполнять задания.

 
Ругает, когда обижаю девочек.


 
Анализ результатов исследования влияния педагогического взаимодействия на самооценку старших дошкольников в контрольном эксперименте показывает:  
 
1.Воспитатель в большей степени стал использовать демократический стиль общения. В ходе наблюдения было выявлено, что демократический стиль – 27 баллов, авторитарный – 8 балла (см. табл. 3.5). Старается использовать игровые приемы на занятиях, общителен, все время находится во взаимодействии с детьми, доброжелателен. Ставит себя на место ребенка, смотрит на его проблему его глазами.  
 
2. Воспитатель уделял особому внимание педагогической оценке, стал следить, как он оценивает детей, какие использует оценки. Старается использовать стимулирующие оценки, объясняет почему так нельзя делать, лучше как поступить. Часто создает ситуации, где ребенку можно объяснить, какова оценка этого действия. Если у ребенка не получается какое-то действие, успокаивает ребенка, помогает ему. Если же использует отрицательную оценку, объясняет сразу же, за что он ее получил,  
 
3. Повторное наблюдение за воспитателем во время занятия и игровой деятельности показывает, что воспитатель разговаривает с детьми доверительным тоном, использует объяснения, задает много вопросов детям, усвоил ли он, понятно ребенку, о чем говорят. Тон разговора бывает, ласков и строг, старается заинтересовать ребенка. Поддерживал и поощрял детей словами. Иногда использовал наставления, были и недовольства. Но в основном воспитатель сдерживал себя, старался избегать приказов. Дети на занятии были активные, свободны в действиях, улыбались и старались. 
 
3. Данные таблиц 3.7 показывают, что в результате проведенного нами формирующего эксперимента уровень самооценки испытуемых детей повысился. Оценки со стороны взрослых воспринимаются детьми адекватно, понимают, что оценка дана справедлива. Дети стали решительнее, их принимают в игры, даже предлагают главную роль. 
 
Кроме того, заметно изменилось отношение детей воспитателю (Табл. 3.8). дети стали чаще задавать воспитателю вопросы, рассказывать о семье, радуются с ним успехами, просят о помощи.  
 
Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня самооценки старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен. Дети в детском саду стали увереннее, общительнее, активнее.  
 ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ 
 
Педагогам необходимо знать и помнить, что все взаимодействие воспитателя и ребенка, его оценочные воздействия взрослого влияют на становление самостоятельности и самооценки ребенка. 
 
Для достижения более адекватной самооценки педагогам необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.  
 
Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий. 
 
Детям старшего дошкольного возраста нужно обязательно давать возможность реализовать свое намерение, даже если оно может немного сбить график ребенка. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у старшего дошкольника.  
 
Поддержка проявлений самостоятельности – это важное условие формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Появление инициативы у ребенка и элементарного планирования, стремление к получению задуманного результата являются критерием проявления самостоятельности у старших дошкольников, а вместе с этим развития адекватной самооценки.  
 
Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки. 
 
Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.  
 
Мною были рассмотрены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.  
 
Самооценка рассматривается и как важное условие и средство становления таких итоговых образований самосознания как "Я" (или образ "Я") и Я-концепция, которые также играют важную роль в жизнедеятельности человека.  
 
Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям: 
 
- возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок; 
 
- самооценка от общей переходит к дифференцированной; 
 
- возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее. 
 
В основе личностного взаимодействия лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремлении к взаимопониманию и сопереживанию (ребенок стремится к совпадению своего отношения и оценки окружающего оценкой и отношением взрослого). Именно общение, содержание, по мнению психологов, является одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. 
 
Было определено, что педагогическое взаимодействие воспитателя, т.е. его стиль общения, педагогическая оценка, типы, функции и их особенности, его влияния на дошкольника. Оценка может быть эффективной и наоборот. 
 
Полученные факты подтвердили предположение о том, что существует определенная зависимость развития самооценки дошкольника от педагогического взаимодействия воспитателя. 
 
Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в дальнейшем необходимо положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, доверие к ребенку, упражнения для повышения уровня самооценки дошкольника, эффективное и стимулирующая оценка педагогом ребенка – все это способствует повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.  
 
При организации и проведении исследования были определены уровни развития самооценки. После чего были подобраны специальные методики, упражнения для повышения уровня самооценки, проводилась работа с педагогами.  
 
Как показало повторное исследования после формирующего эксперимента было выявлено, что тех детей с заниженной самооценкой (именно это было определено по поведению в детском саду и в общении с педагогом в повседневной жизни детского сада, поэтому корректирующая работа велась в этом направлении), самооценка их повысилась, стали более увереннее и в общении и в поведении. 
 
Таким образом, мною была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и влияния педагогического взаимодействия. 
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. – М., 1980. – 119 с. 
 
2.Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с. 
 
3.Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л.И. Божович. – М., 1979. №2. – 56 с.  
 
4. Васина, Е. Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е. Н. Васина: Школьные технологии. М., 2006. № 5. – 146 – 149 с. 
 
5. Волков, Б.С. Возрастная психология: Учебное пособие. Кн.1 / Б.С. Волков. – М.: Академия Проект, 2005. – 208 с. 
 
6. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков. – М: Академия Проект, 2002. – 265 с. 
 
7. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск: РБПК «Белинкомаш», 1993. - 145 с.  
 
8. Котко, А.Н. Индивидуализация воспитанников / А.Н. Котко. – Минск: Народная Асвета, 1999. – 67с. 
 
9. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общие и возрастные особенности: Учебное пособие. 2- изд. / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная Асвета, 2000. – 432 с. 
 
10. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: МПСИ, 2001. – 384 с. 
 
11. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов / В.С. Мухина. – М: Академия, 1999. – 456 с. 
 
12. Петровский, А.В. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко: под редакцией А.В. Петровского.- М.: Просвещение,1986. - 464 с. 
 
13. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Экзаменационные ответы / С.И. Самыгин, С.А. Сущенко, О.А. Колодницкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 381 с. 
 
14. Панько, Е.А. Воспитаттель детского сада / Е.А. Панько. – Минск: Народная асвета, 1998. – 174 с. 
 
15. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм - Еврознак, 2005. – 416 с. 
 
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. – СПб: Питер Ком, 1999. – 705 с. 
 
17. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М: Издательство МГУ, 1983. – 284 с. 
 
18. Уманец, Л.И. От самооценки в игре – к познанию себя. / Л.И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 4. - С. 20 – 21. 
 
19. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М: Академия, 2008. – 368 с. 
 
20. Мироненко, В.В. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд. / В.В. Мироненко. – М, 1987. - 447с. 
 
21. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М: Наука, 1977. – 144 с.  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 
 
Анализ речи воспитателя. 
Таблица 1. 

 

 
Вопросы

 
1.

 
Сколько раз за занятие он хвалил и вообще поощрял детей, группу или кого-либо одного?

 
2.

 
Сколько раз высказывал недовольство или порицание?

 
3.

 
Равномерно ли они распределялись или кому то «пироги и пышки», а кому-то «синяки и шишки»?

 
4.

 
Сколько вопросов было задано группе или  отдельным детям?

 
5.

 
Сколько было отдано приказов и прямых указаний?

 
6.

 
Сколько вопросов по существу занятий  было задано детьми воспитателю?

 
7.

 
Сколько раз дети отвечали по собственной  инициативе, а не по требованию воспитателя?

 
8.

 
Сколько раз дети поднимали руки на вопросы воспитателя?


 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 
Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки. 
Игра «Мое имя». Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». 
 
Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают. 
 
- Тебе нравится твое имя? 
 
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? 
 
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся. 
 
Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:  
 
 Игра «Связующая нить». Цель. Формирование чувства близости с другими людьми. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. 
 
 Игра «Возьми и передай». Цель. Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. 
 
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. 
 
 Игра «Настроение». Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности. Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу. 
 
 Игра «На что похоже настроение?» Цели. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.  
 
 Игра «Комплименты». Цели. Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети. Стоя в. кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза coceду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты. 
 
Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губ наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом. 
 
 Упражнение «Назови и покажи». Цель. Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики. 
 
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели. 
 
 Этюд «Ласка» Цель. Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.  
 
Игра «Сказочная шкатулка» Цель. Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится». 
 
 Игра «Принц и принцесса» Цель. Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы. 
 
Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее. 
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 
 
 Игры, для формирования и поддержания у дошкольника адекватной самооценки 
"Имя" Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, кем он есть сейчас.  
 
"Проигрывание ситуаций" Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:  
 
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.  
 
- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?  
 
- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)  
 
"Жмурки" Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.  
 
"Зеркало" В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.  
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 
АНКЕТА 
 
"СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" 
 
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.  
 
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:  
 
а) делиться с вами своими мыслями, чувствами;  
 
б) говорить вам только то, что он сам захочет;  
 
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.  
 
2. Если ребенок взял у другого ребенка без спроса игрушку, карандаш, то вы:  
 
а) доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение;  
 
б) дети сами разберутся в своих проблемах;  
 
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.  
 
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:  
 
а) похвалите и всем детям покажете его работу;  
 
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;  
 
в) скажете ему "всегда бы так занимался".  
 
4. Ребенок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:  
 
а) заставите его поздороваться;  
 
б) не обратите на него внимания;  
 
в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.  
 
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтете делать;  
 
а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают;  
 
б) помочь, подсказать, сделать замечание;  
 
в) заниматься своими делами (записи, подготовка).  
 
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:  
 
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания;  
 
б) эмоции ребенка, его переживания - это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать;  
 
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.  
 
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:  
 
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать;  
 
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребенка;  
 
в) ребенок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.  
 
8. Как вы отнесетесь к активности ребенка:  
 
а) положительно - без нее невозможно полноценное развитие;  
 
б) отрицательно - она часто мешает целенаправленно и  
 
планово вести обучение и воспитание;  
 
в) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.  
 
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что  
 
он уже делал это дома, ваши действия:  
 
а) сказали бы "ну и не надо";  
 
б) заставили бы выполнить работу;  
 
в) предложили бы выполнить задание.  
 
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:  
 
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;  
 
б) если ребенок не осознает заботу взрослых о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;  
 
в) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.  
 
 Число баллов по номеру вопроса 

 

 
а

 
б

 
в

 
1

 
2

 
3

 
1

 
2

 
3

 
1

 
2

 
3

 
2

 
3

 
1

 
4

 
2

 
1

 
3

 
5

 
3

 
2

 
1

 
6

 
1

 
2

 
3

 
7

 
2

 
3

 
1

 
8

 
3

 
1

 
2

 
9

 
1

 
2

 
3

 
10

 
2

 
1

 
3


 
25-30 очков - тяготеет к демократическому  стилю;  
 
20-24 очка - преобладает авторитарный стиль;  
 
10-19 очков - характерен либеральный стиль.  
 
Демократический стиль воспитания  
 
Взрослые, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.  
 
Авторитарный стиль воспитания  
 
Авторитарные взрослые добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание - основные педагогические средства. В итоге формируется ущербный ребенок. Общие черты детей при таком воспитании - заниженная самооценка, неуверенность в себе.  
 
Либеральный тип воспитания (его еще называют попустительским)  
 
Либеральные взрослые почти не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием.  
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 
Личность ребенка глазами воспитателя 
 
Цель: выявить профессиональную позицию воспитателя по отношению к детям. В помещенной ниже таблице представлен список качеств, с помощью которого может быть определена личность воспитанника. 

Информация о работе Влияние педагогического взаимодействия воспитателя на развитие самооценки дошкольника