Влияние педагогического взаимодействия воспитателя на развитие самооценки дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение влияния педагогического взаимодействия на развитие самооценки дошкольника.
Объектом исследования – самооценка детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

 
качество

 
Ребенок, в котором я вижу личность

 
Ребенок, который меня раздражает

 
Ребенок, который мне понятен

 
Идеальный ребенок

 
Агрессивный 
 
Глупый 
 
Инициативный  
 
Наблюдательный 
 
Любящий 
 
Ябеда 
 
Жадный 
 
Веселый 
 
Хороший организатор 
 
Приветливый 
 
Упрямый 
 
Конфликтный 
 
Ласковый 
 
Способный 
 
Чуткий 
 
Хитрый 
 
Активный 
 
Малоподвижный 
 
Интересующийся 
 
Нервный 
 
Замкнутый 
 
Общительный 
 
Неспособный 
 
Дисциплинированный 
 
Капризный 
 
Подлый 
 
Честный 
 
Эрудированный 
 
Отходчивый 
 
Грубый 
 
Пассивный 
 
Послушный 
 
Трудолюбивый 
 
Чистосердечный 
 
Наглый 
 
Своевольный 
 
Неразвитый 
 
Аккуратный 
 
Беззащитный 
 
Расторможенный 
 
Ответственный 
 
Необщительный 
 
Стремящийся к лидерству 
 
Ленивый 
 
Равнодушный 
 
Скромный  
 
Неряшливый 
 
Душевный 
 
Жестокий 
 
Дерзкий 
 
Независимый 
 
Умеющий слушать 
 
Доверчивый 
 
Злой 
 
Внимательный 
 
Неухоженный 
 
Любознательный 
 
Отвергаемый 
 
Ни с кем не дружит 
 
Невнимательный 
 
Исполнительный 
 
Лидер 
 
Невоспитанный 
 
Умный 
 
Обучаемый

 

 

 

 
   

Представьте данную таблицу  воспитателю и объясните, что  необходимо оценить выраженность этих качеств не у того или иного  ребенка, а обобщенно. При заполнении таблицы ставится знак +3, если качество, указанное в левом столбце, представлено у ребенка в максимальной степени, -3 - если это качество совсем не выражено и промежуточные баллы – в случае меньшей или большей степени выраженности. 
 
Анализ: (осуществляют студенты) 
 
Для начала проанализируйте каждый столбец и определите, какими качествами должен обладать, например, идеальный ребенок и т. д. 
 
Выберите для сравнения два заполненных столбца и проанализируйте взаимосвязь между баллами, поставленными в отношении каждого качества. Например, если агрессивность в столбце «Ребенок, который мне понятен» оценивается баллом -2, а в столбце «Ребенок, который меня раздражает» баллом -1, коэффициент корреляции равен 1. Это свидетельствует о том, что события сопутствуют друг другу, а именно для воспитателя ребенок, который ему понятен и который его раздражает – это один и тот же агрессивный ребенок. Коэффициент корреляции (взаимосвязи) равный(-1)означает, что события исключают друг друга, 0 – отсутствие всякой взаимосвязи. 
 
Вычислите коэффициент корреляции каждого столбца и сравните столбцы между собой. 
 
Сделайте вывод о профессиональной позиции воспитателя: какие качества личности ребенка наиболее импонируют воспитателю, к чему он стремится, что вызывает негативное отношение и т.д. 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 
 ФЛАНДЕРСОВСКАЯ СИСТЕМА АНАЛИЗА ОБЩЕНИЯ  

 
Наблюдаемые категории общения

 
Обращения к детям

 
 Общее количество обращений

 
Понимание воспитанников. Принимает  тон воспитанников спокойно

 

 

 

 

 
Поощрение. Хвалит или поощряет действия или поведение воспитанника, шутит.

 

 

 

 

 
Принимает или использует идеи воспитанников. Разъясняет или разрабатывает идеи, предложения воспитанников.

 

 

 

 

 
Задает методически целесообразные вопросы. Задает вопрос, ожидая ответ.

 

 

 

 

 
Задает методически нецелесообразные вопросы. Задает вопрос, ожидая ответ

 

 

 

 

 
Чи6тает лекции. Приводит факты или  соображения, выражает свои собственные  мысли, задает риторические вопросы.

 

 

 

 

 
Дает указания, команды или приказы, необходимые в данной ситуации, в  спокойной форме.

 

 

 

 

 
Дает указания, команды или приказы  в резкой категорической форме и педагогически нецелесообразные

 

 

 

 

 
Критикует или оправдывает авторитет, дает указания, предназначенные для  изменения поведения воспитанников

 

 

 

 

 
Речь воспитанника в ответ на речь педагога

 

 

 

 

 
Речь, которую воспитанник начинает самостоятельно

 

 

 

 

 
Молчание либо замешательство. Паузы. Короткие периоды молчания и периоды  замешательства, где наблюдатель  не может понять коммуникацию

 

 

 

 

 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 
 Методика “Какой Я?” 
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. 
 
 Протокол к методике “Какой Я?” 

 
Оцениваемые качества личности

 
Оценки по вербальной шкале

 

 
дда

 
ннет

 
иногда

 
не знаю

 
Хороший 

   

 

 

 

 

 
Добрый 

       

 
Умный 

       

 
Аккуратный 

       

 
Послушный 

       

 
Внимательный 

       

 
Вежливый 

       

 
Умелый (способный) 

       

 
Трудолюбивый 

       

 
Честный 

       

 
 
 
 Оценка результатов 
 
Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов. Ответы типа “не знаю” и также ответы типа “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.  
 Выводы об уровне развития: 
 
10 баллов — очень высокий. 
 
8—9 баллов — высокий; 
 
4—7 баллов — средний.; 
 
2—3 балла — низкий; 
 
0—1 балл — очень низкий.


Информация о работе Влияние педагогического взаимодействия воспитателя на развитие самооценки дошкольника