Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей. 2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей. 3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания. 4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.
Кооперация. Эта шкала выражает
стремление взрослых к сотрудничеству
с ребенком, проявление с их стороны искренней
заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы
ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится
ли взрослый к единению с ребенком или,
напротив, старается сохранить между ребенком
и собой психологическую дистанцию. Это
- своеобразная контактность ребенка и
взрослого человека.
Контроль. Данная шкала характеризует
то, как взрослые контролируют поведение
ребенка, насколько они демократичны или
авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка.
Эта, шкала показывает, как взрослые относятся
к способностям ребенка, к его достоинствам
и недостаткам, успехам и неудачам.
Интерпретация результатов
теста
Шкала "Принятие / Отвержение"
Высокие баллы по шкале (от 24
до 33) - говорят о том, что у данного испытуемого
имеется выраженное положительное отношение
к ребенку. Взрослый в данном случае принимает
ребенка таким, какой он есть, уважает
и признает его индивидуальность, одобряет
его интересы, поддерживает планы, проводит
с ним достаточно много времени и не жалеет
об этом.
Низкие баллы по шкале (от 0 до
8) - говорят о том, что взрослый испытывает
по отношению к ребенку в основном только
отрицательные чувства: раздражение, злость,
досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый
считает ребенка неудачником, не верит
в его будущее, низко оценивает его способности
и нередко своим отношением третирует
ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности
взрослый не может быть хорошим педагогом.
Шкала "Кооперация"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов)
- являются признаком того, что взрослый
проявляет искренний интерес к тому, что
интересует ребенка, высоко оценивает
способности ребенка, поощряет самостоятельность
и инициативу ребенка, старается быть
с ним на равных.
Низкие баллы по данной шкале
(1-2 балла) - говорят о том, что взрослый
по отношению к ребенку ведет себя противоположным
образом и не может претендовать на роль
хорошего педагога.
Шкала "Симбиоз"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов)
- достаточны для того, чтобы сделать вывод
о том, что данный взрослый человек не
устанавливает психологическую дистанцию
между собой и ребенком, старается всегда
быть ближе к нему, удовлетворять его основные
разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла)
- являются признаком того, что взрослый,
напротив, устанавливает значительную
психологическую дистанцию между собой
и ребенком, мало заботится о нем. Вряд
ли такой взрослый может быть хорошим
учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала "Контроль"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов)
- говорят о том, что взрослый человек ведет
себя слишком авторитарно по отношению
к ребенку, требуя от него безоговорочного
послушания и задавая ему строгие дисциплинарные
рамки. Он навязывает ребенку почти во
всем свою волю. Такой взрослый человек
далеко не всегда может быть полезным,
как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла)
- напротив, свидетельствуют о том, что
контроль за действиями ребенка со стороны
взрослого человека практически отсутствует.
Это может быть не очень хорошо для обучения
и воспитания детей. Наилучшим вариантом
оценки педагогических способностей взрослого
человека по этой шкале являются средние
оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала "Отношение к неудачам
ребенка"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов)
- являются признаком того, что взрослый
человек считает ребенка маленьким неудачником
и относится к нему как к несмышленому
существу. Интересы, увлечения, мысли и
чувства ребенка кажутся взрослому человеку
несерьезными, и он игнорирует их. Вряд
ли такой взрослый может стать хорошим
учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла),
напротив, свидетельствуют о том, что неудачи
ребенка взрослый считает случайными
и верит в него. Такой взрослый, скорее
всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
. Исследование по методике
СОП выявило следующее (См. Таблицу
в Приложении 3):
У всех подростков, проявившие
нарушения в поведении, выражена умеренная
тенденция давать при заполнении опросника
социально-желательные ответы.
У всех подростков, проявивших
нарушения в поведении, выражена склонность
к преодолению норм и правил склонность
противопоставлять собственные нормы
и ценности групповым, тенденция «нарушать
спокойствие», искать трудности, которые
можно было бы преодолеть.
У 50 % выражена склонность к
аддиктивному поведению, предрасположенность
к уходу от реальности посредством изменения
своего психического состояния, склонности
к иллюзорно-компенсаторному способу
решения личностных проблем.
У 25 % выражена склонность к
самоповреждающему и саморазрушающему
поведению, готовность реализовать различные
формы аутоагрессивного поведения, склонность
к риску, выраженная потребность в острых
ощущениях.
У 58,3 % присутствуют агрессивные
тенденции, у 8,3 % результаты свидетельствуют
об агрессивной направленности личности
во взаимоотношениях с другими людьми,
о склонности решать проблемы посредством
насилия, о тенденции использовать унижение
партнера по общению как средство стабилизации
самооценки, о наличии садистических тенденций.
У 33,3 % результаты свидетельствует
о слабости волевого контроля эмоциональной
сферы, о нежелании или неспособности
контролировать поведенческие проявления
эмоциональных реакций. Кроме того, они
свидетельствуют о склонности реализовывать
негативные эмоции непосредственно в
поведении, без задержки, о несформированности
волевого контроля своих потребностей
и чувственных влечений. У 16,7 % результаты
свидетельствуют о жестком самоконтроле
любых поведенческих эмоциональных реакций,
чувственных влечений.
У 30 % подростков выражена готовность
(предрасположенность) к реализации деликвентного
поведения.
У 16,7 % результаты свидетельствуют
о высокой готовности к реализации деликвентного
поведения.
В группе подростков с нормальным
поведением у 50 % выражена умеренная тенденция
давать при заполнении опросника социально-желательные
ответы. У 50 % результаты свидетельствуют
о тенденции испытуемого демонстрировать
строгое соблюдение даже малозначительных
социальных норм, умышленном стремлении
показать себя в лучшем свете, о настороженности
по отношению к ситуации обследования.
у 25 % выражена склонность к
преодолению норм и правил склонность
противопоставлять собственные нормы
и ценности групповым, тенденция «нарушать
спокойствие», искать трудности, которые
можно было бы преодолеть.
У 25 % выражена склонность к
аддиктивному поведению, предрасположенность
к уходу от реальности посредством изменения
своего психического состояния, склонности
к иллюзорно-компенсаторному способу
решения личностных проблем.
У всех подростков результаты
свидетельствуют об отсутствии готовности
к реализации саморазрушающего поведения,
об отсутствии тенденции к соматизации
тревоги, отсутствии склонности к реализации
комплексов вины в поведенческих реакциях.
У 16,7 % присутствуют агрессивные
тенденции.
У 8,3 % результаты свидетельствует
о слабости волевого контроля эмоциональной
сферы, о нежелании или неспособности
контролировать поведенческие проявления
эмоциональных реакций. У 16,7 % результаты
свидетельствуют о жестком самоконтроле
любых поведенческих эмоциональных реакций,
чувственных влечений.
У 8,3 % подростков выражена готовность
(предрасположенность) к реализации деликвентного
поведения. У остальных 91,7 % данная тенденция
не выражена, что может свидетельствовать
о высоком уровне социального контроля.
Таким образом, с помощью методики
СОП мы выявили, что подростки, характеризующиеся
учителями, социальным педагогом как девиантные,
в большей степени, чем подростки, характеризующиеся
нормальным поведением, склонны к различным
видам девиантного (отклоняющегося) поведения:
у них в гораздо большей степени, чем у
подростков с нормальным поведением выражена
склонность к преодолению норм и правил,
аддиктивному поведению, агрессии и насилию,
самоповреждающему и саморазрушаещему
поведению, делинквентному поведению,
в большей степени наблюдается низкий
волевой контроль эмоциональных реакций.
. Результаты тестирования
по опроснику родительского отношения
(А. Я. Варга, В. В. Столин) (Приложение №
4).
Все семьи, принимавшие участие
в исследовании, полные. Тестирование
проходили оба родителя.
Тестирование выявило у родителей
подростков с девиантным поведением в
целом средний уровень принятия / отвержения
своих детей (20.42 баллов). У 16,6 % он высокий,
что говорит о том, что у данных родителей
имеется выраженное положительное отношение
к ребенку. Взрослый в данном случае принимает
ребенка таким, какой он есть, уважает
и признает его индивидуальность, одобряет
его интересы, поддерживает планы, проводит
с ним достаточно много времени и не жалеет
об этом. У 41,8 % - средний уровень; у 41,6 -
высокий уровень отвержения, что свидетельствует
о том, что данные взрослые испытывают
по отношению к ребенку в основном только
отрицательные чувства: раздражение, злость,
досаду, даже иногда ненависть. Такие родители
считают ребенка неудачником, не верят
в его будущее, низко оценивают его способности
и нередко своим отношением третируют
ребенка; имеющие такие наклонности родители
не могут быть хорошими педагогами.
Тестирование выявило в целом
низкий уровень кооперации с ребёнком
у родителей (2, 75 балла). У 33,3 % родителей
уровень кооперации средний; у 66,7 % - низкий.
Низкие баллы по данной шкале говорят
о том, что взрослые не могут претендовать
на роль хороших педагогов.
Все родители данной группы
показали средний уровень симбиоза со
своими детьми (3,25).
Уровень контроль у родителей
в целом средний (3,42 балла). Контроль низкий
у 50 % испытуемых свидетельствуют о том,
что контроль за действиями ребенка со
стороны взрослого человека практически
отсутствует. Это может быть не очень хорошо
для обучения и воспитания детей; у 25 %
родителей уровень контроля высокий, то
есть эти родители ведут себя слишком
авторитарно по отношению к ребенку, требуя
от него безоговорочного послушания и
задавая ему строгие дисциплинарные рамки.
Они навязывают ребенку почти во всем
свою волю. У 25% родителей уровень контроля
средний.
Показатель по шкале Отношение
к неудачам ребёнка в целом выше среднего
(5,08). У 50 % родителей этот показатель высокий,
что является признаком того, что родители
считают ребенка маленьким неудачником
и относятся к нему как к несмышленому
существу. Интересы, увлечения, мысли и
чувства ребенка кажутся им несерьезными,
и они игнорирует их. Вряд ли такие родители
могут стать хорошими воспитателями для
ребенка. У 8,3 % родителей низкий показатель
свидетельствуют о том, что неудачи ребенка
взрослый считает случайными и верит в
него. Такой родитель сможет стать хорошим
воспитателем. У 41, 7 % показатель средний.
В целом исследование выявило
у родителей средний уровень принятия
/ отвержения, низкий уровень кооперации,
средний уровень симбиоза, средний уровень
контроля, высокий показатель по шкале
Отношение к неудачам ребёнка.
Тестирование выявило у родителей
подростков с нормальным поведением в
целом средний уровень принятия / отвержения
своих детей (14,67 баллов). У 37,5 % он высокий,
что говорит о том, что у данных родителей
имеется выраженное положительное отношение
к ребенку. Взрослый в данном случае принимает
ребенка таким, какой он есть, уважает
и признает его индивидуальность, одобряет
его интересы, поддерживает планы, проводит
с ним достаточно много времени и не жалеет
об этом. У 62,5 % - средний уровень; высокий
уровень отвержения не выражен ни у одного
из родителей.
Тестирование выявило в целом
средний уровень кооперации с ребёнком
у родителей (4,69 балла). У 25 % родителей
уровень кооперации высокий, что является
признаком того, что взрослый проявляет
искренний интерес к тому, что интересует
ребенка, высоко оценивает способности
ребенка, поощряет самостоятельность
и инициативу ребенка, старается быть
с ним на равных. У 75 % родителей уровень
кооперации средний; низкий уровень у
данной группы родителей не выявлен.
В целом родители показали средний
уровень симбиоза со своими детьми (4,15).
У 16.6 % родителей этот показатель высокий,
что позволяет сделать вывод о том, что
данный взрослый человек не устанавливает
психологическую дистанцию между собой
и ребенком, старается всегда быть ближе
к нему, удовлетворять его основные разумные
потребности, оградить от неприятностей.
У 25 % этот показатель средний; У 58,4 % - низкий,
что является признаком того, что взрослый
устанавливает значительную психологическую
дистанцию между собой и ребенком, мало
заботится о нем. Вряд ли такой взрослый
может быть хорошим учителем и воспитателем
для ребенка.
Уровень контроль у родителей
в целом средний (4,04 балла). Контроль низкий
у 8,3 % испытуемых; у 12, 5 % родителей уровень
контроля высокий, то есть эти родители
ведут себя слишком авторитарно по отношению
к ребенку, требуя от него безоговорочного
послушания и задавая ему строгие дисциплинарные
рамки. Они навязывают ребенку почти во
всем свою волю. У 79,2 % родителей уровень
контроля средний.
Показатель по шкале Отношение
к неудачам ребёнка в целом средний (3,12).
У 8,3 % родителей этот показатель высокий,
что является признаком того, что родители
считают ребенка маленьким неудачником
и относятся к нему как к несмышленому
существу. У 53,8 % родителей низкий показатель
свидетельствуют о том, что неудачи ребенка
взрослый считает случайными и верит в
него. Такой родитель сможет стать хорошим
воспитателем. У 37, 9 % показатель средний.
Исследование выявило у родителей
данной группы более высокий показатель
принятия своих детей, более высокий уровень
кооперации, более оптимальные уровни
симбиоза, контроля, более низкий показатель
по шкале Отношение к неудачам ребёнка.
Родители данной группы в большей степени
могут быть хорошими воспитателями.
.3 Математическая обработка
результатов исследования
Математическая обработка результатов
исследования проводилась с помощью t-критерия
Стьюдента.
По методике СОП подтвердилась
достоверность различий по шкалам:
склонности к преодолению норм
и правил:
№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты
отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.215243-3.83-0.2514.66890.0625256390.17-4.250.028918.062535437-1.83-6.253.348939.0625458522.178.754.708976.5625559483.174.7510.048922.562565353-2.839.758.008995.0625759413.17-2.2510.04895.0625858322.17-11.254.7089126.5625957521.178.751.368976.56251059383.17-5.2510.048927.5625115235-3.83-8.2514.668968.0625125349-2.835.758.008933.0625Суммы:6705190.04089.6668588.25Среднее:55.8343.25
Результат: tЭмп = 5.6
Критические значения
tКрp?0.05p?0.012.072.82
Полученное эмпирическое значение
t (5.6) находится в зоне значимости.
склонности к агрессии и насилию:
№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты
отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.2151380.17-3.420.028911.6964258417.17-0.4251.40890.1764352531.1711.581.3689134.096443838-12.83-3.42164.608911.69645614310.171.58103.42892.496464242-8.830.5877.96890.3364754413.17-0.4210.04890.1764851510.179.580.028991.7764955294.17-12.4217.3889154.2564104747-3.835.5814.668931.1364114848-2.836.588.008943.29641253262.17-15.424.7089237.7764Суммы:6104970.04-0.04453.6668718.9168Среднее:50.8341.42