Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей. 2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей. 3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания. 4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.
Полученное эмпирическое значение
t (3.2) находится в зоне значимости.
склонности к деликвентному
поведению:
№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты
отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.215335-1.08-3.51.166412.2524747-7.088.550.126472.25355290.92-9.50.846490.25461286.92-10.547.8864110.25558373.92-1.515.36642.2564339-11.080.5122.76640.2574545-9.086.582.446442.25858513.9212.515.3664156.25962437.924.562.726420.251059284.92-10.524.2064110.25114938-5.08-0.525.80640.251259424.923.524.206412.25Суммы:6494620.040472.9168629Среднее:54.0838.5
Результат: tЭмп = 5.4
Критические значения
tКрp?0.05p?0.012.072.82
Полученное эмпирическое значение
t (5.4) находится в зоне значимости
Достоверность различий по
опроснику родительского отношения (А.
Я. Варга, В. В. Столин) подтвердилась по
шкалам:
Принятие - Отвержение
№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты
отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.21252510.334.58106.708920.9764224249.333.5887.048912.81643818-6.67-2.4244.48895.8564420335.3312.5828.4089158.25645717-7.67-3.4258.828911.69646818-6.67-2.4244.48895.8564718183.33-2.4211.08895.8564820285.337.5828.408957.45649818-6.67-2.4244.48895.85641016161.33-4.421.768919.53641117172.33-3.425.428911.696412526-9.675.5893.508931.136413251510.33-5.42106.708929.37641424249.333.5887.048912.816415825-6.674.5844.488920.97641620205.33-0.4228.40890.176417717-7.67-3.4258.828911.696418818-6.67-2.4244.48895.85641918183.33-2.4211.08895.85642020205.33-0.4228.40890.176421818-6.67-2.4244.48895.85642216161.33-4.421.768919.53642317172.33-3.425.428911.696424526-9.675.5893.508931.13642515-5.4229.376426243.5812.8164Суммы:352531-0.080.081109.3336544.3464Среднее:14.6720.42
Результат: tЭмп = 3.5
Критические значения
tКрp?0.05p?0.012.012.68
Полученное эмпирическое значение
t (3.5) находится в зоне значимости.
- Кооперация
№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты
отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.21461.251.311.56251.71612552.250.315.06250.09613471.252.311.56255.3361424-0.75-0.690.56250.4761526-0.751.310.56251.7161626-0.751.310.56251.71617340.25-0.690.06250.4761824-0.75-0.690.56250.4761925-0.750.310.56250.09611014-1.75-0.693.06250.47611125-0.750.310.56250.096112441.25-0.691.56250.476113441.25-0.691.56250.476114542.25-0.695.06250.476115441.25-0.691.56250.47611624-0.75-0.690.56250.47611726-0.751.310.56251.71611826-0.751.310.56251.716119340.25-0.690.06250.47612024-0.75-0.690.56250.47612125-0.750.310.56250.09612214-1.75-0.693.06250.47612325-0.750.310.56250.096124441.25-0.691.56250.4761254-0.690.4761264-0.690.4761Суммы:6612200.0632.521.5386Среднее:2.754.69
Результат: tЭмп = 6.5
Критические значения
tКрp?0.05p?0.012.012.68Полученное эмпирическое
значение t (6.5) находится в зоне значимости.
- Отношение к неудачам
ребёнка
№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты
отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.2122-3.08-1.129.48641.2544243-1.08-0.121.16640.0144341-1.08-2.121.16644.49444620.92-1.120.84641.25445640.920.880.84640.77446741.920.883.68640.77447660.922.880.84648.2944844-1.080.881.16640.7744944-1.080.881.16640.77441051-0.08-2.120.00644.494411731.92-0.123.68640.014412610.92-2.120.84644.49441323-3.08-0.129.48640.01441444-1.080.881.16640.77441544-1.080.881.16640.774416620.92-1.120.84641.254417640.920.880.84640.774418741.920.883.68640.774419620.92-1.120.84641.25442041-1.08-2.121.16644.49442144-1.080.881.16640.77442255-0.081.880.00643.534423731.92-0.123.68640.014424630.92-0.120.84640.0144253-0.120.01442640.880.7744Суммы:122810.08-0.1249.833642.6544Среднее:5.083.12
Результат: tЭмп = 5
Критические значения
tКрp?0.05p?0.012.012.68
Полученное эмпирическое значение
t (5) находится в зоне значимости.
Таким образом, математическая
обработка результатов исследования частично
подтвердила его гипотезу.
Выводы по 2 главе
. С помощью методики
СОП мы выявили, что подростки,
характеризующиеся учителями, социальным
педагогом как девиантные, в большей
степени, чем подростки, характеризующиеся
нормальным поведением, склонны к различным
видам девиантного (отклоняющегося) поведения:
у них в гораздо большей степени, чем у
подростков с нормальным поведением выражена
склонность к преодолению норм и правил,
аддиктивному поведению, агрессии и насилию,
самоповреждающему и саморазрушаещему
поведению, делинквентному поведению,
в большей степени наблюдается низкий
волевой контроль эмоциональных реакций.
. Исследование по опроснику
родительского отношения (А. Я. Варга, В.
В. Столин) выявило у родителей подростков
с нормальным поведением более высокий
показатель принятия своих детей, более
высокий уровень кооперации, более оптимальные
уровни симбиоза, контроля, более низкий
показатель по шкале Отношение к неудачам
ребёнка, чем у родителей подростков с
девиантным поведением. Родители данной
группы в большей степени могут быть хорошими
воспитателями.
. Математическая обработка
результатов исследования подтвердила
достоверность различий по методике
СОП по шкалам: склонности к
преодолению норм и правил; склонности
к агрессии и насилию; склонности
к деликвентному поведению.
По опроснику родительского
отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) достоверность
различий подтвердилась по шкалам: Принятие
- Отвержение; Кооперация; Отношение к
неудачам ребёнка.
Математическая обработка результатов
исследования частично подтвердила его
гипотезу о том, что у подростков, нарушающих
нормы поведения:
) имеется склонность к
реализации различных форм отклоняющегося
поведения;
) выражены нарушения детско
- родительских отношений в семьях.
Заключение
Подростковый возраст - один
из самых сложных детских возрастов. Основным
психологическим новообразованием в подростковом
возрасте становится развитие у подростка
особого чувства взрослости, как индивидуального
переживания отношения к самому себе как
к взрослому. От того, как отвечает подросток
на предъявляемые ему социумом требования,
какие способы и стили поведения у него
проявляются и закрепляются, зависит дальнейшее
развитие личности. Зачастую дети в подростковом
возрасте характеризуются девиантным
поведением.
Исследователями выявлено,
что к девиантному поведению прибегает
отклоненная социумом личность; слабые
связи «семья-ребенок», «школа-ребенок»
способствуют ориентации молодежи на
группы сверстников, которые являются
преимущественно источником девиантных
норм.
Причины девиантного поведения
разнообразны и включают в себя как внешние
факторы, так и внутриличностные. Влияние
социума на формирование личности ребенка
и моделей его поведение неоспоримо, однако
оно опосредованно родительской позицией,
стилем воспитания. Культурно-исторический
опыт и социальные нормы и устои преподносятся
ребенку через призму отношений с родителями,
родительских установок, на которые влияют
также переживаемые родителями конфликты,
бессознательные процессы, сфера их супружеского
взаимодействия. Родители играют главную
роль в возникновении и формировании девиантного
поведения подростков. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое
обеспечивают ребенку родители, на него
воздействует вся внутрисемейная атмосфера,
причем эффект этого воздействия гораздо
превышает все остальное
. Благополучие подростка в
семье, создание условий для воспитания
здоровой личности, является одной из
важнейших функций семьи Для этого необходимо
учитывать следующее: подросток- не просто
продукт воспитания. Он сам осмысливает
семью и себя в ней, определяет свое поведение,
отношение к семье и к себе самому; подростки
вследствие своего ограниченного опыта,
своеобразного мышления иначе воспринимают
и оценивают происходящее вокруг. Понять
их поведение, эмоции, переживания и помочь
им можно, лишь взглянув на мир их глазами;
на детей влияют не только преднамеренные
воздействия, но в равной или даже большей
степени все особенности поведения родителей.
Нами было проведено исследование
особенностей влияния нарушений детско
- родительских отношений на поведение
подростков.
С помощью методики СОП мы выявили,
что подростки, характеризующиеся учителями,
социальным педагогом как девиантные,
в большей степени, чем подростки, характеризующиеся
нормальным поведением, склонны к различным
видам девиантного (отклоняющегося) поведения:
у них в гораздо большей степени, чем у
подростков с нормальным поведением выражена
склонность к преодолению норм и правил,
аддиктивному поведению, агрессии и насилию,
самоповреждающему и саморазрушаещему
поведению, делинквентному поведению,
в большей степени наблюдается низкий
волевой контроль эмоциональных реакций.
Исследование по опроснику
родительского отношения (А. Я. Варга, В.
В. Столин) выявило у родителей подростков
с нормальным поведением более высокий
показатель принятия своих детей, более
высокий уровень кооперации, более оптимальные
уровни симбиоза, контроля, более низкий
показатель по шкале Отношение к неудачам
ребёнка, чем у родителей подростков с
девиантным поведением. Родители данной
группы в большей степени могут быть хорошими
воспитателями.
Математическая обработка результатов
исследования подтвердила достоверность
различий по методике СОП по шкалам: склонности
к преодолению норм и правил; склонности
к агрессии и насилию; склонности к деликвентному
поведению.
По опроснику родительского
отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) достоверность
различий подтвердилась по шкалам: Принятие
- Отвержение; Кооперация; Отношение к
неудачам ребёнка.
Математическая обработка результатов
исследования частично подтвердила его
гипотезу о том, что у подростков, нарушающих
нормы поведения:
) имеется склонность к
реализации различных форм отклоняющегося
поведения;
) выражены нарушения детско
- родительских отношений в семьях.
Список литературы
1.Арутюнянц Э. Педагогический
потенциал семьи и проблема
социального инфантилизма молодёжи/
Э. Арутюнянц // Отец в современной семье.
- Вильнюс, 1988. С. 23 - 39.
.Беличева С.А. Основы превентивной
психологии. - М.: Редакционно-издательский
центр Консорциума «Социальное здоровье
России», 1994. - 199 с.
.Гилинский Я.И. Девиантность,
преступность, социальный контроль/ Я.И.
Гилинский Избранные статьи. - СПб.: Юридический
центр Пресс, 2004. - 322 с.
.Жданова Н. Е. Причины
и факторы девиантного поведения
подростков/Н. Е. Жданова // Отклоняющееся
поведение человека в современном мире:
Проблемы и решения. Материалы Международной
заочной научно-практической конференции.
Владимир, 12 мая 2010 г. С. 27. - 30.
.Захаров А.И. Психологические
особенности восприятия детьми
роли родителей / А.И. Захаров // Вопросы
психологии. - 1982. - №1. С. 59-98.
.Захаров Л. И. Психотерапия
неврозов у детей и подростков.
- СПб.: Питер, 2002.- 239 с.
.Змановская Е.В. Девиантология
(Психология отклоняющегося поведения)/
Е.В.Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
.Клейберг Ю.А. Психология девиантного
поведения /Ю. А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера,
при участии «Юрайт-М» 2001. - 160 с.
.Кон И.С. Психология ранней
юности/ И. С. Кон. - М.: Аст - Пресс, 1989. - 397
с
.Кулагина И.Ю. Возрастная
психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.
- М.: Сфера, 2008. - 463 с.
.Личко А.Е. Психопатия и акцентуации
характера у подростков/ А. Е. Личко. - М.:
ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс,
1999. - 416 с.
.Марковская И.М. Опросник
для изучения взаимодействия родителей
с детьми / И. М. Марковская // Журнал практического
психолога.- 1998.- №3. С.51-55.
.Неблагополучная семья
и девиантное поведение несовершеннолетних:
Учеб.пособие/ И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков.
- М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 288с.
.Овчарова Р.В. Практическая
психология образования/ Р.В.Овчарова.
= М., 2006. - 319 с.
.Психология семейных
отношений с основами семейного
консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.-
М.: Дар, 2002. - 361 с.
.Разумова А.В. Стили семейного
воспитания и восприятие родителями своих
детей / А. В. Разумова // Вестник Московского
университета.- 2003.- №1. С.88-93.
.Райс Ф. Психология подросткового
и юношеского возраста / Ф. Райс. -СПб.: «Питер»,
2000. - 219 с.
.Раттер М. Помощь трудным детям
ЪМ. Раттер. - М.: Прогресс, 1997.- 448 с.
.Сатир В. Вы и ваша
семья. Руководство по личностному
росту/ В. Сатир.- М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 315
с.
.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая
коррекция детско-родительских отношений/
Н. Ю. Синягина. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 317 с.
.Спиваковская А. С. Как быть
родителями / А. С. Спиваковская.- М.: Педагогика,
1986. -160 с.
.Шапиро А.З. Психолого - гуманистические
проблемы позитивно-негативных внутрисемейных
отношений/ А. З. Шапиро // Вопросы психологии.-
2004.- №4. С. 45-46.