Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель – изучить влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;
2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;
3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
Объект – социально-психологическая адаптация
ВВЕДЕНИЕ
Научная и практическая актуальность проблемы социально-психологической адаптации в юношеском возрасте заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Данная работа призвана рассмотреть влияние социометрического статуса личности на социально-психологическую адаптацию в группе. Эта тема первостепенной важности в психологии, так как ее актуальность для современников велика. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.
Из отечественных психологов вопросами статуса занимались Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский, В.В.Абраменкова.
В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Каждый год детства - это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и «вызревании» интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.
Адаптация личности на социально-психологическом уровне в отечественной психологии рассматривается со следующих методологических позиций.
Во-первых,
социально-психологическая
Во-вторых,
сама структура социально-
В
рамках социально-психологического подхода
социально-психологическая
Теоретическое изучение проблемы адаптации представлено как в отечественной (Ж.Г. Сенокосов, В.Н. Безносиков, Н.А. Свиридов, Б.М.Петров, В.А.Самойлова, Л.И.Ларионова и др.), так и зарубежной психологии (К.Роджерс, Р. Даймонд, Г. Айзенг, Г.Гартманн, А. Маслоу, Л.Филипс).
Прикладные
аспекты проблемы социально-психологической
адаптации разрабатываются
Цель
– изучить влияние
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;
2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;
3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
Объект – социально-психологическая адаптация
Предмет – влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте
Для
реализации поставленных в исследовании
задач были использованы эмпирические
методы «Методика диагностики
Гипотеза – социометрический статус влияет на социально–психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
ГЛАВА 1
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Представления о социометрическом статусе в психологии
Психология и поведение отдельного человека зависят от окружающей среды. Появляясь на свет, человек является совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды. Последнее, представляет собой сложноустроенное общество, в котором люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами [9].
Группа – это совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков.
Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Основным из этих понятий является статус.
Статус как положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: "социальный статус" и "социометрический". Социальный статус отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества. Социометрический статус рассматривается как положение личности в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы. Изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации в учебной группе. На него оказывают влияние общение и совместная деятельность в группе, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей. В отличие от социального статуса социометрический статус включает личностные характеристики, связанные со спецификой межличностных отношений [16].
Внешним фактором, определяющим социометрический статус учащихся, являются групповые нормы и требования. Цели индивида и особенности их осуществления в группе во многом определяются групповыми нормами и требованиями, т.е. групповые ценности могут оказать влияние на развитие личности членов группы.
Формирование свойств личности,
обеспечивающих нормативное
Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним не только положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования отечественных психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, Б.А.Ядова, И.П.Волкова и др [16].
Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться.
Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения, и устанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинации межличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга. В каждом конкретном случае возникает уникальная сеть взаимоотношений [6].
Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно взаимное безразличие [4].
Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы.
Лидеры
– это люди или социальные роли,
способные оказывать большее
чем другие влияние на коллектив.
Как правило, они занимают центральное
место в коммуникационной структуре
группы, и проявляемые ими инициативы
более эффективны, чем инициативы
других членов группы, то есть они намечают
план действий, направляют их и руководят
членами своей группы, которые
следуют по намеченному ими пути
и выполняют их рекомендации. Им
принадлежит самая важная роль в
выборе направления движения группы,
в сохранении ее традиций и обычаев,
и они вселяют в других членов
группы уверенность в достижении
стоящих перед ними целей. Функциями
лидеров являются функция специалиста
в конкретной области, длительно
инициирующего структуру
Негативный
социометрический статус характеризует
дезорганизующие тенденции в
поведении члена группы. Самый
простой прием определения
Значение статуса для человека велико, следовательно, и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Люди весьма чувствительны к мнениям тех, кого они знают как индивидов, и, чтобы сохранить их доверие, они приносят значительные жертвы, иногда рискуя навлечь на себя возмущение официальных лиц или даже смерть.
Один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Личность со всеми своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли. И наоборот, продолжительное выполнение индивидом какой-либо социальной роли влияет на проявление и формирование соответствующих свойств личности [2].
Из этого можно сделать вывод, что каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор».
1.2 Понятие социально-психологической адаптации
Термин адаптация был заимствован из биологической науки с несколько видоизмененным содержанием. Он стал означать приспособление человека к условиям социальной среды. Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации [14].
Адаптация является свойством любого живого организма. Однако человек - это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный. Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе "индивидуум-среда", в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация [29].
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне "оперативного покоя"), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды [15].
Исследования феномена
социально-психологической