Влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;
2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;
3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
Объект – социально-психологическая адаптация

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_Kukhta2!_docx.docx

— 136.82 Кб (Скачать файл)

Данная  работа была призвана рассмотреть влияние социометрического статуса личности на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте. Эта тема первостепенной важности в социальной психологии,  так как ее актуальность для современников велика. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.

В ходе исследования решались следующие  задачи:

1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;

2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;

3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.

Социометрический  статус рассматривается как положение  личности в системе межличностных  отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые  получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы. Изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации в учебной группе. На него оказывают влияние общение и совместная деятельность в группе, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей.

Социально-психологическая  адаптация определяется в психологии как адекватное взаимодействие с другими участниками деятельности. Она представляет собой многокомпонентный феномен, включающий в себя большое количество элементов, имеющих иерархическую систему. Нарушение социально-психологической адаптации может привести к социально-психологической дезадаптации. Личность, испытывающая затруднения в межличностном общении не может рассчитывать на поддержку окружающих в трудных жизненных обстоятельствах, что является одним из факторов дезадаптации.  

Для эмпирического исследования была сформирована выборка из 34 учащихся 10 в возрасте от 16 до 17 лет. Исследование проводилось  на базе«УО гимназии №1» города Старые Дороги. Нами были использованы эмпирические методы «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс и Р. Даймонд), «Методика для выявления социометрического статуса» (Дж. Морено).

Для установления взаимосвязей между  исследуемыми переменными нами использовался  корреляционный анализ. На основании  полученных данных мы выявили, что существует взаимосвязь между некоторыми шкалами  представленных переменных.

Таким образом, результаты исследования частично подтверждают нашу гипотезу, а именно: социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте по таким показателям как фактор лидерства, приятие себя, приятие других, внутренний контроль и доминирование.

Областью возможного практического  применения нашего исследования могут  являться условия адаптации трудовых коллективов различных организаций, а также учащихся учреждений образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Аспект Пресс, 2005.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002.
  3. Аронсон, Э.В. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Аронсон Э.В. -  М.: Олма – Пресс, 2004.
  4. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Балл Г.А. // Вопросы психологии. – 1989.
  5. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л. – 1988.
  6. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Прогресс, 2000.
  7. Козлов, Н.И. Как относится к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / Н.И. Козлов. - М.: Новая школа, 1994.
  8. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально – психологических понятий / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова 1997.
  9. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. – М.: Народная асвета, 1984.
  10. Красильников, И.А., Константинов, В.В. Социально – психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов / И.А. Красильников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2009.
  11. Лисина, М.И. Общение, личность и психология ребёнка / М.И. Лисина. – Воронеж: Модэк, 1997
  12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Майерс, Д.Б. Социальная психология / Д.Б. Майерс; перевод с англ. – СПб.: Питер, 1999.
  14. Медведев, В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В.И. Медведев // Физиология человека. – 1998. – Т.24, №4.
  15. Милославова, И.А. Адаптация как социально – психологическое явление / И.А. Милославова // Социальная психология и философия. Сборник научных трудов. Вып. 2; под ред. Б.Д. Парыгина. – Л.: 1973.
  16. Морено, Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Э.В. Аронсон. – М.: Олма – Пресс, 2004.
  17. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – Воронеж, 1995.
  18. Налчаджян, А.А. Социально – психологическая адаптация личности: формы, механизмы, стратегии / А.А. Налчаджян; под ред. Э.А. Александрова. – Ер.: Издательство Ан АрмССР, 1988.
  19. Немов Р.С. Психология книга-2. // М.: издательство «Владос» 2004.
  20. Психологические тесты под ред. А.А Карелина. – Владос, 1999.
  21. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Просвещение, 1983.
  22. Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение,  общение / А.А. Реан. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004.
  23. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – М.: 2005
  24. Роббер, М.А. Психология индивида и группы / М.А. Роббер. – М.: Прогресс, 1988.
  25. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации / С.И. Розум. – СПб.: Речь, 2006.
  26. Рубчевский, К.В. Социализации личности: интериоризация и социальная адаптация / Общественные науки и современность. - №3, 2003.
  27. Симонова, Г.И. Социальная адаптация школьников: теория и практика / Г.И. Симонова. – Киров: Издательство ВятГГУ, 2004.
  28. Теоеретическая и прикладная социальная психология / под ред. А.К. Уледова, В.В. Журавлева. С.А. Котельникова. – М.: Мысль, 1988.
  29. Толочек, В.А. Парадоксы и психологические механизмы адаптации субъекта к социальной среде / В.А. Толочек // вестник Российского гуманитарного научного фонда. - №3, 2006.
  30. Шибутани, Т.В. Социальная психология / Т.В. Шибутани. – М.: Ростов н/Д Феникс, 1999.

    


Информация о работе Влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве