Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель – изучить влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;
2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;
3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
Объект – социально-психологическая адаптация
Данная работа была призвана рассмотреть влияние социометрического статуса личности на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте. Эта тема первостепенной важности в социальной психологии, так как ее актуальность для современников велика. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;
2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;
3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
Социометрический статус рассматривается как положение личности в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы. Изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации в учебной группе. На него оказывают влияние общение и совместная деятельность в группе, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей.
Социально-психологическая адаптация определяется в психологии как адекватное взаимодействие с другими участниками деятельности. Она представляет собой многокомпонентный феномен, включающий в себя большое количество элементов, имеющих иерархическую систему. Нарушение социально-психологической адаптации может привести к социально-психологической дезадаптации. Личность, испытывающая затруднения в межличностном общении не может рассчитывать на поддержку окружающих в трудных жизненных обстоятельствах, что является одним из факторов дезадаптации.
Для эмпирического исследования была сформирована выборка из 34 учащихся 10 в возрасте от 16 до 17 лет. Исследование проводилось на базе«УО гимназии №1» города Старые Дороги. Нами были использованы эмпирические методы «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс и Р. Даймонд), «Методика для выявления социометрического статуса» (Дж. Морено).
Для установления взаимосвязей между исследуемыми переменными нами использовался корреляционный анализ. На основании полученных данных мы выявили, что существует взаимосвязь между некоторыми шкалами представленных переменных.
Таким образом, результаты исследования частично подтверждают нашу гипотезу, а именно: социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте по таким показателям как фактор лидерства, приятие себя, приятие других, внутренний контроль и доминирование.
Областью возможного практического применения нашего исследования могут являться условия адаптации трудовых коллективов различных организаций, а также учащихся учреждений образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ