Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель – изучить влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;
2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;
3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
Объект – социально-психологическая адаптация
Чем бы ни определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе — одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем такие юноши часто попадают под дурное влияние вне школы. Изолированность подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д [12].
В старшем школьном возрасте от того насколько успешно пройдет адаптация, зависит и успешность обучения, и в целом психологическое здоровье учащегося.
Адаптированный
человек – это субъект
Признаками неуспешной адаптации в юношеском возрасте являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности.
При
социально-психологической
Процесс включения нового индивида в группу в социально-психологической и социологической литературе рассматривается в рамках проблемы социально-психологической адаптации личности в коллективе, которая в свою очередь может быть представлена как один из аспектов фундаментальной проблемы взаимодействия индивида и социальной среды. Проведенный анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам адаптации вопрос о социально-психологической детерминации процесса включения нового индивида остался недостаточно разработанным. Абсолютное большинство авторов совершенно справедливо рассматривают процесс адаптации как двусторонне-активный в контексте созидательной социально-значимой деятельности личности и группы. Однако в своих эмпирических программах они акцентируют внимание на особенностях нового индивида, считая несущественными особенности групп различного типа, включающих новичка. Группа рассматривается обычно как микросреда, задающая цели деятельности включающегося индивида или нормы его поведения, что является недостаточным для адекватного описания процесса включения новичка. Действительно, в этом случае из рассмотрения упускается активная роль группы в процессе адаптации, упускается «адаптирующая способность» группы по отношению к новому индивиду [11].
Для
успешного осуществления
Познание
социально-психологических
Психологическое обеспечение процесса социализации в связи с влиянием индивидуального и группового статуса является актуальной практической потребностью прежде всего для молодежных учебно-воспитательных организаций (школ, училищ, внешкольных учреждений). Для успешного осуществления процесса социализации необходимо знать те условия, при которых взаимное влияние индивидуального и группового статуса окажет оптимальное позитивное воздействие на личность старших школьников.
Таким образом, с практической точки зрения изучение групп с различным статусом и их влияния на процесс социализации важно прежде всего потому, что это дает возможность не только констатировать или прогнозировать процесс социализации, но и практически обеспечивать его для старшего школьного возраста.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
В первой главе мы изучили
психологическую литературу по рассматриваемой
нами проблеме. Проведя теоретический
анализ, мы определили сущность социометрического
статуса и рассмотрели понятие
социально-психологической
В юношеском возрасте происходит формирование личности как члена общества, целостного взгляда на мир, общество и человека также освоение различных социальных ролей (общественных, профессиональных, семейно-бытовых). Значение статуса для человека велико, следовательно, и важность изучения данного феномена переоценить нельзя.
Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы. Самый простой прием определения социометрического статуса – процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия.
Адаптированный человек
– это субъект
Социально-психологическая
адаптация определяется в психологии
как адекватное взаимодействие с
другими участниками
Социально-психологическая
адаптация может
Личности, занимающей низкий уровень социометрического статуса, тяжелее адаптироваться в группе, чем личности, которая занимает высокое положение среди группы.
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Для исследования была сформирована выборка из 34 человек, обучающихся в 10 «А» и 10 «Б» классах, в возрасте от 16 до 17 лет. Исследование проводилось на базе «УО гимназии №1» города Старые Дороги.
2.1 Исследование
При проведении исследования социометрического статуса в юношеском возрасте использовалась методика для выявления социометрического статуса (Дж. Морено). Данная методика эффективно используется в психодиагностике для изучения социально- психологического климата в трудовых и учебных коллективах. Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности их деятельности.
Данная методика предполагает выбор партнера для совместного действия путем ответа на вопросы типа: «С кем бы ты хотел?…». Такие вопросы называются критериями выбора.
Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает в той или иной ситуации. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.
Так, Я.Л. Коломинский предлагает на примере анализа школьных классов считать:
1) «звёзды» получают 6-8 выборов;
2) «предпочитаемые 3-5 выборов;
3) «принятые» 1-2 выборов;
4) «не принятые» - не получивших ни одного выбора.
Диагностика проводилась в классе. Испытуемым было задано три вопроса в соответствии, с которым они должны были сделать три выбора. Бланк с текстом опросника предлагался каждому из участников диагностики с соответствующей инструкцией (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). После проведения опроса было подсчитано количество выборов каждого участника исследования. Результаты представлены в Таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1 – Распределение испытуемых по социометрическому статусу
СТАТУС |
КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК |
ПРОЦЕНТЫ (%) |
«Звёзды» |
3 |
8,82% |
«Предпочитаемые» |
17 |
50% |
«Принятые» |
9 |
26,47% |
«Не принятые» |
5 |
14,7% |
Общее количество человек |
34 |
100% |
И таблицы видно», что в итоге опроса испытуемых было выявлено «звёзды» - 3 человека, что составляет 8,82% от общего числа всех респондентов, статус «предпочитаемых» - 17 человек (50%), «принятых» - 9 человек (26,47%), статус «не принятых» занимают 5 человек, что составляет 14,7% всей исследуемой выборки.
Неравномерность численности членов группы с разным статусом, связана с неравномерностью распределения социометрических выборов внутри группы.
Характеризуя статусное
Можно предположить, что большую роль в старшем школьном возрасте начинают играть нравственно - психологические черты личности товарища. Учитываются такие понятия как «честный», «смелый», «скромный», «веселый». Поэтому для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, в юношеском возрасте необходимо обладать многими положительными чертами. Также, на выбор одного из партнеров оказывают влияния его внешние данные. Эмоциональное переживание и неудовлетворенность старшего школьника своей внешностью может передаваться коллективу и влиять на рейтинг данного члена группы.
Таким образом, мы видим, что статусное положение «звезды» имеет наиболее выгодную позицию, большинство предпочтений из класса достаются им. Также по номеру выбора они занимают лидирующие места. Статусное положение «Предпочитаемых» занимает половина выборов, большое число выборов приходится либо на тех детей, которые имеют тот же статус, либо на «Звезд». Выборы на остальные статусы занимает маленький процент испытуемых. Статус «Принятые» имеет большое число детей, что говорит о низком уровне благополучия взаимоотношений в группе. Мало взаимных выборов, почти все выборы приходятся на первых два статуса. Статус «Не принятые» не имеет ни одного выбора и сам делает выбор на «принятых» и «предпочитаемых». Группа сплочена не полностью, имеет множество подгрупп, в основном эти подгруппы являются статусными. Мы видим, что социометрический статус даёт понять положение в группе каждого участника исследования.
2.2 Исследование социально-психологической адаптации в юношеском возрасте
При проведении исследования социально-психологической адаптации в юношеском возрасте использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда. Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, где предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов.
Авторами выделяются следующие 7 интегральных показателей: 1-«Адаптация», 2-«Приятие других», 3-«Интернальность», 4-«Самовосприятие», 5-«Эмоциональная комфортность», 6-«Стремление к доминорованию», 7-«Эскапизм». Интерпретация осуществляется в соответствии с нормативными данными, рассчитанными отдельно для взрослой выборки и подростков.
Полученные результаты по адаптивности и дезадаптивности учащихся старших классов, представлены на рисунке 2.1.1.
Рисунок 2.1.1 – Процентное соотношение показателей «Адаптации» и «Дезадаптации»
На основании полученных данных социально-психологической адаптации можно дать нашей группе испытуемых следующую характеристику: по показателю «Адаптация» группа обладает в большинстве адаптивными способностями выше нормы – 20 человек (58,8%), нормальной адаптивной способностью обладают 14 респондентов, что составляет 41,1% от общего числа испытуемых. По показателю «Дезадаптация» высокого уровня данного показателя выявлено не было. Выявлено, что 25 респондентов находятся в пределах нормы (73,5%), а 9 испытуемых (26,4%) ниже нормы. Последнее может быть обусловлено как личными установками старшеклассников (независимость, стремление выделится из толпы), так и особенностями организации микросоциального взаимодействия (в учебном коллективе, в семье). Никто из испытуемых не испытывает дезадаптацию в коллективе сверстников.
Анализ результата диагностики по такому показателю, как «Принятие себя» установил следующее: нормальный уровень имеют 9 респондентов (26,4%), а выше нормы – 25 исследуемых, что составляет 73,5% из представленной выборки. Уровня ниже нормы выявлено не было.
Представленные результаты свидетельствуют о том, что для участников выборки характерен, в основном, высокий уровень показателя «Принятие себя» и в целом, они демонстрируют положительное отношение к самим себе, принимают индивидуальные особенности собственной личности. Возможно, это обусловлено тем, что участники чувствуют себя значимыми для общества и полностью принимают свою личность, а также участники не испытывают проблем в общении.
Данные полученные при обработке результатов уровня парного показателя «Непринятие себя» следующие: 11 человек имеют низкий уровень (32,3%), по показателю нормы – 22 испытуемых (64,7%), а высокий уровень продемонстрировало только 1 участник, что составляет 3% исследуемых. Представленные данные свидетельствуют о том, что основная часть испытуемых не склонны к неприятию себя. Можно предположить, что это связано с недостаточно развитой степенью критичности по отношению к себе в данном возрасте (рисунок 2.1.2).