Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель – изучить влияние социометрического статуса на социально-психологическую адаптацию в юношестве
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы и определить феномены социометрического статуса личности и социально психологической адаптации;
2) Провести эмпирическое исследование социометрического статуса и социально-психологической адаптации в юношеском возрасте;
3) Определить, каким образом социометрический статус влияет на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте.
Объект – социально-психологическая адаптация
Рисунок 2.1.2 – Процентное соотношение показателей «Принятие себя» и «Непринятие себя»
При подсчёте полученных результатов показателя «Приятие других» было выявлено, что высокий уровень имеют 19 человек (55,8%) от общего числа испытуемых, средний уровень – 15 человек (41,4%) данного показателя. Низкого уровня выявлено не было.
Следовательно,
основная часть испытуемых имеют
высокий уровень принятия других.
Иными словами, участники выборки,
в основном, положительно относятся
к окружающим их людям и принимают
их. На наш взгляд, это может быть
обусловлено переходностью
Анализ уровня показателя «Неприятие
других» выявил, что 13 человек представленной
выборки (38,2% от общего числа испытуемых)
имеют низкий уровень и 21 человек (61,7%)
– средний уровень. Высокий уровень выявлен
не был (рисунок 2.1.3).
Рисунок 2.1.3 - Процентное соотношение показателей «Принятие других» и «Непринятие других»
Данные свидетельствуют, что для участников данной выборки характерен, в основном, средний уровень неприятия других людей. Однако, достаточно большое число испытуемых продемонстрировали низкий уровень по данному показателю. Можно предположить, что низкие результаты могут быть обусловлены как особенностями принадлежности к возрастному периоду, так и тем, что небольшая часть испытуемых живёт в сельской местности, где одним из необходимых условий выживания является коллективизм.
Данные, полученные в результате обработки показателей уровня эмоционального комфорта, показали, что 1 человек, что составило 3% от общего числа испытуемых, имеет низкий уровень, 20 человек (58,8%) – средний уровень и 13 человек (38,2%) – высокий.
Соответственно, для участников представленной выборки, в основном, характерно ощущение эмоционального комфорта на уровне выше нормы, то есть основная часть испытуемых не испытывают эмоциональных проблем. Можно предположить, что это связано с возрастными и личностными особенностями старшеклассников, например, подвижностью нервной системы и оптимизмом.
При
анализе результатов показателя
«Эмоциональный дискомфорт», были получены
следующие данные: низкий уровень
напряжённости
Данные
результаты указывают на то, что
для испытуемых представленной выборки
характерен низкий и средний уровень
эмоционального дискомфорта. Это объясняется
тем, что участники не подвержены
испытанию отрицательных
Рисунок 2.1.4 - Процентное соотношение показателей «Эмоциональный комфорт» и «Эмоциональный дискомфорт»
Следующие данные свидетельствуют о том, что 23 человека представленной выборки имеют средний уровень внутреннего контроля, что соответствует 67,6% всех испытуемых, 10 человек (29,4%) продемонстрировали высокий уровень внутреннего контроля и низкий уровень был выявлен только у 1 человека (3%).
Полученные данные свидетельствуют, что исследуемые имеют, в основном, высокий и средний уровень внутреннего контроля. Тоесть можно предположить, что испытуемые склонны считать, что всё, что с ними происходит, зависит от них самих. Возможно, это связано с действием юношеского максимализма, присущего данному возрасту. А так же можно предположить, что на них влияет предыдущий жизненный опыт, и то, что в современном обществе доминируют идеи индивидуализма, где каждый «сам за себя».
При анализе результатов показателя «Внешний контроль», было установлено, что низкий уровень проявили 10 человек (29,4%) участников, средний уровень продемонстрировали 23 человека, что составляет 67,6% от общего числа испытуемых. Высокий уровень был выявлен у 1 человека (3%). Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 2.1.5.
Рисунок
2.1.5 – Процентное соотношение показателей
«Внутренний контроль» и «
Анализ
результатов диагностики по показателю
«Доминирование» установил
Исходя из полученных данных, можно предположить, что для данной выборки характерен, в основном средний уровень показателя «Доминирование». Возможно, это связано с возрастными особенностями данного возраста, где присущ «дух соперничества».
Данные, полученные при обработке результатов уровня парного показателя «Ведомость», следующие: 4 человека представленной выборки (11,7% из представленной выборки) имею показатель ниже нормы, средний показатель продемонстрировали 23 участника исследования (67,6). Низкий уровень выявлен у 7 человек, что составляет 20,5% от общего количества участников исследования.
Представленные данные свидетельствуют о том, что основная часть испытуемых продемонстрировало средний уровень по такому показателю как «Ведомость». Возможно, в юношеском возрасте недостаточно сформированы жизненные позиции, которые и управляют поведением испытуемых (рисунок 2.1.6).
Рисунок 2.1.6 – Процентное соотношение показателей «Доминирование» и «Ведомость»
Дополнительно по данной методике можно определить такую переменную как «Эскапизм».
После проведения анализа данного показателя было установлено, что 1 участник показал низкий уровень по данному критерию, что составляет 3% от общего числа испытуемых. Средний уровень проявили 28 участников (82,3%). Высокий уровень продемонстрировали 5 испытуемых (14,7%). Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 2.1.7.
Рисунок 2.1.7 – Процентное соотношение по показателю «Эскапизм»
Исходя из полученных данных, можно сделать заключение, что основная часть испытуемых представленной выборки склонны к уходу из проблемной ситуации, не принимая попыток для её решения. Можно предположить, что старая модель социально и экономически несамостоятельной жизни разрушается, а новая модель самостоятельного поведения и образа жизни еще не успела сложиться. Поэтому, испытуемым легче избежать проблем, чем пытаться разрешить их.
2.3 Влияние
социометрического статуса на
социально – психологическую
адаптацию в юношеском
Для выявления особенностей взаимосвязи социометрического статуса и социально – психологической адаптации в юношеском возрасте нами применялся такой метод статистической обработки данных, как коэффициент корреляции.
В результате была получена корреляционная матрица, согласно которой были выявлены взаимосвязи переменных (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Таблица 2.3.1
– Взаимосвязь между
Переменная 1 |
Переменная 2 |
Сила связи |
Направление связи |
Значение коэффициента корреляции |
Социометрический статус |
Приятие себя |
умеренная |
прямая |
0,29 |
Приятие других |
слабая |
прямая |
0,26 | |
Внутренний контроль |
слабая |
прямая |
0,31 | |
Доминирование |
слабая |
прямая |
0,19 |
Мы
видим из таблицы, что переменная
«Социометрический статус» и
переменная «Приятие себя» связаны
между собой умеренной
Переменные
«Социометрический статус» и
«Приятие других» связаны между
собой слабой положительной связью.
Уровень социометрического
Переменные
«Социометрический статус» и
«Внутренний контроль»
Переменная «Социометрический статус» и переменная «Доминирование» связаны между собой слабой положительной связью. А это значит, что при возрастании социометрического статуса возрастает и уровень доминирования. Возможно, это связано с возрастными особенностями данного возраста, где испытуемые соперничают друг с другом для того чтобы занять наиболее значимое место в обществе сверстников.
Таким образом, корреляционный анализ помог нам выявить общие тенденции и направления совместной изменчивости пар переменных. Гипотеза нашего исследования подтвердилась частично, а именно: выявлена взаимосвязь лишь по нескольким шкалам переменных.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Во второй главе мы
провели эмпирическое исследование
влияния социометрического
Исследовав статусное
Также, мы можем констатировать тот факт, что никто из испытуемых не испытывает дезадаптацию в коллективе сверстников, Для участников выборки характерен, в основном, высокий уровень показателя «Принятие себя» (73,5%) и в целом, они демонстрируют положительное отношение к самим себе, принимают индивидуальные особенности собственной личности. По показателю «Неприятие себя» в пределах нормы продемонстрировали 64,7% учащихся старших классов.
По уровню «Приятие других» выявлено, что высокий уровень имеют 55,8% от общего числа испытуемых, средний уровень – 41,4%. Также, для участников данной выборки характерен, в основном, средний уровень неприятия других (61,7% от общего числа испытуемых). Однако, достаточно большое число испытуемых продемонстрировали низкий уровень по данному показателю (38,2%).
Для участников представленной выборки, в основном, характерно ощущение эмоционального комфорта на уровне выше нормы (58,8%), то есть испытуемые не испытывают эмоциональных проблем. При анализе результатов показателя «Эмоциональный дискомфорт», данные результаты указывают на то, что для испытуемых представленной выборки характерен низкий (41,4%) и средний уровень (58,8%) эмоционального дискомфорта.
По показателю «Внутренний контроль» 67,6% всех испытуемых продемонстрировало средний уровень. Также, при анализе результатов показателя «Внешний контроль», было установлено, что наибольшее количество респондентов продемонстрировали средний уровень (67,6%).
Исходя из полученных данных, для данной выборки, характерен, в основном, средний уровень показателя «Доминирование», что составляет 82,3% от общего количества исследуемых. Данные, полученные при обработке результатов уровня парного показателя «Ведомость» показали, что средний уровень имеют 67,6%.
Дополнительно по данной методике исследовалась переменная «Эскапизм». После проведения анализа данного показателя было установлено, в основном, исследуемые продемонстрировали средний уровень избегания проблем, что составляет 82,3% от всего количества.
Далее мы применили корреляционный анализ для определения общих тенденций взаимосвязи между переменными исследования. В ходе анализа корреляционной матрицы мы выявили, что существует частичная взаимосвязь между социометрическим статусом и социально-психологической адаптацией, а именно: социометрический статус взаимосвязан с уровнем «Приятие себя», «Приятие других», «Внутренний контроль» и «Доминирование».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое нами теоретическое и эмпирическое исследования позволяют подвести следующие итоги. Актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.