Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:12, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие темперамента в системе психологических знаний и рассмотреть теоретические основы конфликта;
2. Выявить механизмы индивидуального проявления и личностные особенности поведения в конфликте;
3. Разработать и провести программу эмпирического исследования по изучению влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические основы темпероментальных особенностей личности и конфликта ……………………………………………………………6
1.1. Исторический обзор учений о типах темперамента………….…………....6
1.2. Общее представления о темпераменте в системе психологических знаний…………………………………………………………………………….18
1.3. Теоретические основы конфликта…………………………………………26
1.4. Индивидуальные проявления и личностные особенности поведения в конфликте………………………………………………………………………...44
Выводы по главе 1……………………………………………………………….58
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте…………………………...60
2.1. Программа исследования…………………………………………………...60
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………….71
Выводы по главе 2……………………………………………………………….86
Заключение…………………………………………………………………….....87
Список литературы…………………………………………………
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете?
а) избегаю вмешиваться в ссору;
б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуёте
руководство за допущенные
а) всегда критикую за ошибки;
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;
в) нет.
3. Ваш непосредственный
а) если другие меня поддержат, то да;
б) разумеется, я предложу свой план;
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) я спорю со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть
а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;
б) возмущаюсь, но про себя;
в) открыто высказываю свое негодование.
6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;
в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.
7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней прикупке. Что вы ей скажете?
а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;
б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;
в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.
8. В парке вы встретили
а) делаю им замечание;
б) думаю: зачем мне портить, себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;
в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.
9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
а) в таком случае не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;
б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет;
в) выскажу ему все, что о нем думаю.
10. Вы в доме отдыха. Администратор
занимается посторонними
а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;
в) придираюсь к обслуживающему персоналу - повару, уборщице или срываю свой гнев на жене.
11. Вы спорите с вашим сыном-
а) нет;
б) разумёется, признаю;
в) постараюсь примирить наши точки зрения.
1 |
Вопросы | ||||||||||
ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
а |
4 |
0 |
2 |
4 |
2 |
4 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
б |
2 |
2 |
0 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
в |
0 |
4 |
4 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
Приложение 4
САМООЦЕНКА КОНФЛИКТНОСТИ
Вашему вниманию предлагается тёст, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности.
Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
1. Рветесь в спор |
7 6 5 4 3 2 1 |
1. Уклоняетесь от спора |
2. Свои выводы сопровождаете |
7 6 5 4 3 2 1 |
2. Свой выводы сопровождаете |
3. Считаете, что добьетёсь своёго, если будете рьяно возражать |
7 6 5 4 3 2 1 |
3. Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего |
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов |
7 6 5 4 3 2 1 |
4. Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов |
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента |
7 6 5 4 3 2 1 |
5.Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента |
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку |
7 6 5 4 3 2 1 |
6. В напряженной обстановке |
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер |
7 6 5 4 3 2 1 |
7. Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8. Не уступаете в спорах |
7 6 5 4 3 2 1 |
8. Уступаете, в спорах |
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта |
7 6 5 4 3 2 1 |
9. Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта |
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя |
7 6 5 4 3 2 1 |
10.Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины |
Приложение 5
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ К. ТОМАСА
Выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики Вашего повадения.
1. А. Иногда я предоставляю
Б.Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти
Б. Я пытаюсь уладить
дело с учетом интересов
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти
Б. Иногда я жертвую
своими собственными
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю
возможность другим взять на
себя ответственность за
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать
позицию, которая может вызвать
споры.
Информация о работе Влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте