Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
1.1. Эмоции, как особая сфера развития ребенка
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Специфика музыкальных эмоций
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Требования к музыкальному репертуару
2.2. Диагностика развития музыкальных эмоций
2.3. Методика развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста.docx

— 84.14 Кб (Скачать файл)

После того как участники хора освоят основные хоровые навыки и смогут интонационно правильно исполнять музыкальные произведения и различные вокальные упражнения, руководителю целесообразно начать работу над исполнением хоровых произведений без музыкального сопровождения. Именно пение без сопровождения помогает наилучшему развитию музыкального слуха, памяти, точной вокальной интонации.

Хоровое обучение основывается на соответствующем возрасту учащихся хоровом репертуаре. Педагог-хормейстер добивается, чтобы этот репертуар исполнялся школьниками художественно, выразительно, без всякого искусственного, ненужного манерничанья.

Главными принципами хорового обучения в школе являются сохранение естественного звучания детского голоса, правильное, выразительное пение на основе выработки и усвоения детьми основных певческих навыков, развитие музыкальных способностей — слуха, чистоты интонации и чувства ритма.

При хоровом коллективе для занятий с солистами и запевалами могут быть организованы кружок сольного пения и вокальный ансамбль. Методика организации и основные принципы работы их и хора едины. В кружок сольного пения и ансамбль могут быть зачислены дети любого возраста с ярко выраженными голосовыми и музыкальными данными: хорошим слухом, развитым чувством ритма, музыкальной памятью, точной вокальной интонацией.

Главной чертой вокального ансамбля является слитность голосов и точный интонационный строй его участников. Создавая вокальный ансамбль, необходимо учитывать возраст детей.

В кружках сольного пения и вокальном ансамбле периодически устраивается слушание различных народных и классических музыкальных произведений, организуется посещение концертов, музыкальных спектаклей, просмотры и обсуждения музыкальных радио- и телепередач. Для эмоционального воспитания в кружке нужно иметь магнитофон, чтобы записывать, а затем воспроизводить и анализировать исполнение разучиваемых музыкальных произведений.

Волнение перед действием, т.е. эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности. Поэтому концертная деятельность участников хора и вокального ансамбля стимулирует работу обоих коллективов, повышает ответственность за исполнение музыкальных произведений. Кружковцы, занимающиеся второй или третий год, имеющие опыт концертных выступлений, могут выступать до 10 раз в год. Следует учитывать, что большое количество выступлений отрицательно влияет на качество вокального исполнения, снижает требовательность к уровню исполнения и может нанести вред неокрепшему детскому голосу. Для создания оптимального эмоционального состояния прежде всего нужна правильная оценка значимости события, поскольку на ребенка воздействует индивидуальная ценность каждого мероприятия.

Интерес к занятиям хора, ансамбля усиливается, если занятия проходят с подъемом, настроением. Интересно построенное занятие, умело подобранный репертуар всегда являются важным фактором в развитии любви к музыке, потребности в общении с нею. Школьников нужно приучать к мысли, что занятия музыкой требуют больших усилий, напряжения воли, что достичь хороших успехов можно лишь благодаря упорному, кропотливому труду.         

 Для того чтобы достигнуть  оптимальных показателей певческого  развития, нужно выполнять следующие  основные правила:

- пение всегда должно  быть свободным, естественным, непринужденным;

- пение требует собранности, активности, эмоциональной настроенности, необходимости соблюдать певческую  установку, психологической готовности  к исполнению данного произведения, постоянного слухового самоконтроля;

- нужно ориентироваться  на формирование звонкого, но  одновременно и мягкого, льющегося  напевного звучания, ровного во  всем диапазоне, на сохранение  индивидуальной красоты голоса;

- укреплять и развивать  тембр звучания голоса нужно  от центральной части диапазона  голоса вверх и вниз, не злоупотребляя  его крайними звуками, основываясь  на том, что рабочий диапазон  голоса – это такой участок  всего диапазона, в пределах которого  поется легко и свободно, сохраняется  один тембр голоса, от которого  идет успешное формирование смешанного  звучания;

- при пении нельзя кричать, форсировать звук;

- постоянно тихое, связанное  с вялостью ребенка пение также  мало полезно;

- для того чтобы разборчивость  певческой речи (дикция) была хорошей, гласные следует формировать  правильно, ясно, хотя и несколько  их округляя; согласные надо произносить  четко, остро, коротко, не нарушая  удобства работы голосового аппарата  в певческом режиме, индивидуального  в определенной мере у каждого  человека;

- дыхание должно быть  активно-спокойным, без напряжения, экономным, ровным, гибким; выдох –  с сохранением в дыхательной  установке.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Выразительные движения частично врожденны, частично развиваются социально – путем подражания. Поэтому каждое занятие должно проходить на эмоциональном подъеме. Только «эмоциональное пробуждение разума», как говорил В.А.Сухомлинский, даёт положительные результаты в работе с детьми.

Дети умеют смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться. И это не заканчивается вместе с детством, а остается навсегда для тех, кто с первых шагов встретил чуткого, талантливого учителя, обладающего большой духовной энергией, владеющего художественной методикой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми. Эмоции являются особой сферой развития ребенка. В младшем школьном возрасте, когда закрепляется мотив достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека, особенно необходима доброжелательная эмоциональная обстановка.

Наука и искусство, полезное и прекрасное, знания и чувства – два крыла человеческого счастья. Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что эмоциональное отношение к жизни, приобщение к искусству позволяют развить не только сенсорную и общую культуру учащихся, но и их познавательную активность, зрительную память, быстроту реакции, аналитическое и образное мышление. Через чувства, эмоции, самореализация личности происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности. Усиление в ребенке эмоционального начала в интересах его гармонического развития педагоги и психологи рассматривают в тесной связи с культивированием гуманистической направленности его личности.

Эстетическое воспитание открывает иной, отличный от рационального, способ видения, чувствования и понимания культуры. Поэтому в воспитательной работе можно выделить две основных составляющих:

- организацию деятельности, способствующую формированию и  развитию у учащихся чувственной  сферы, эмоционально-ценностного отношения  к миру, действительности;

- вовлечение их в творческую  деятельность (развитие действенно-практической  сферы).

Чувства и эмоции выполняют важную роль в регулировании отношений индивида в социальной среде. Поэтому обогащение человека опытом эмоционального отношения к действительности является социальным аспектом воспитательной работы в школе. Л.С. Выготский писал, что «эмоциональная реакция является могущественным организатором поведения. В ней реализуется активность нашего организма».

Ф.М. Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора. И если кто-то из учеников нашей школы возьмет с собой во взрослую жизнь светлые и яркие минуты праздничных школьных событий, то это будет означать, что опыт эмоционального восприятия и освоения нашей сегодняшней действительности сыграл свою положительную роль.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Искусство может заражать своими идеями, но лишь эмоционально. Безэмоционального искусства быть не может. Эмоции, вызванные искусством, - это особый вид чувствований – художественные эмоции. Они требуют высочайшей деятельности психики, напряженной работы мысли.

В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям малой Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению.

Фольклор, являясь как бы школой социального опыта, дает ребенку определенный объем жизненно необходимой информации и тем самым помогает более глубокому пониманию действительности.

Для развития музыкального восприятия детей — основы музыкального воспитания надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной.

Хоровое пение обладает возможностью эстетического воздействия на коллектив и исполнителей, и слушателей. Оно создает условие для непосредственного музыкального общения в совместных, дружных действиях.

Гипотеза нашего исследования, исходящая из предположения о том, что музыкальные эмоции младших школьников будут развиваться эффективно, если:

- выявлены уровни их  сформированности;

- учитываются индивидуальные  характеристики учащихся;

подтвердилась. Это показывают теоретические исследования и диагностика музыкальных эмоций.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Абдуллин Э.Б. Теория и  практика музыкального обучения  в общеобразовательной школе. М., 1983.

2. Апраксина О.А. Методика  музыкального воспитания в школе. М., 1983.

3. Беляева Л.С. Русская  народная музыкальная педагогика  от язычества до конца 20 столетия. Мурманск, 2002.

4. Божович Л.И. Личность  и ее формирование в детском  возрасте. М., 1968.

5. Вартанова И. Формирование  у школьников опыта эмоционально-ценностного  отношения к миру. Воспитание  школьников. 2002, № 2.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, М., 1988.

7. Возрастная и педагогическая  психология. Под ред. Петровского  А.В., М , 1979.

8. Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей  в России. Мурманск, 2002.

9. Кравчук Л. Комплексное  освоение искусства. Воспитание  школьников. 1999,  № 6.

10. Крутецкий В.А. Психология. М. 1980.

11. Лобанова О. Активизация  интонационно-речевого опыта дошкольника  как условие формирования эмоциональной  отзывчивости на музыку. Дошкольное  воспитание. 1997, № 4.

12. Макарцева Н.Н. Духовные  ценности русской народной педагогической  культуры. Педагогика. 1998, № 1.

13. Методика музыкального  воспитания в детском саду. Под  ред. Ветлугиной Н.А. М., 1982.

14. Мехова Т. Роль народной  игры в формировании характера  ребенка. Воспитание школьников. 2001, № 3.

15. Мир детства и традиционная  культура. Сборник научных трудов  и материалов. М., 1995.

16. Миропольский С. Народная  песня в воспитании. Беседа. 1972, № 10.

17. Мухина В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.

18. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (Русское народное детское  музыкальное творчество). М., 1988.

19. Науменко Г Фольклорная  азбука: Учебное пособие для начальной  школы. М., 1996.

20. Покровский Е.А. Детские  игры, преимущественно русские. М., 1987.

21. Пропп В.Я. Фольклор и  действительность: Избранные статьи. М., 1976.

22. Раппопорт С.Х. Искусство  и эмоции. М., 1968.

23. Распутин А. Русские  народные песни на уроках информатики. Воспитание школьников. 2001, № 4.

24. Рытов Д.А. Традиции народной  культуры в музыкальном воспитании  детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. М., 2001.

25. Смирнов А.А. Проблемы  психологии памяти. М. 1966.

26. Стельмахович М.И. Народная  педагогика. Киев, 1985.

27. Сухомлинский В.А. Сердце  отдаю детям. М., 1978.

28. Терентьева Н.А. Музыкальная  педагогика и образование: История  и теория развития от истоков  до современности. СПб, 1997.

29. Халабузарь П., Попов  В., Добровольская Н. Методика музыкального  воспитания. М., 1990.

30. Шапарь В.Б. Словарь практического  психолога. М., 2004.

31. Якобсон П.М. Эмоциональная  жизнь школьника: Психологический  очерк. М., 1966.

 

 

[1] Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М., 2004.

[2] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград, 1988.

[3] Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, М., 1988.

[4] Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. - М., 1966.

[5] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

[6] Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В., М., 1979.

[7] Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

Информация о работе Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста