Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
1.1. Эмоции, как особая сфера развития ребенка
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Специфика музыкальных эмоций
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Требования к музыкальному репертуару
2.2. Диагностика развития музыкальных эмоций
2.3. Методика развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста.docx

— 84.14 Кб (Скачать файл)

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ

1.1.     Эмоции, как особая сфера развития ребенка

1.2.     Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

1.3.     Специфика музыкальных эмоций

ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Требования к музыкальному  репертуару

2.2. Диагностика развития  музыкальных эмоций

2.3. Методика развития музыкальных  эмоций детей младшего школьного  возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.

Вместе с тем эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью реализована до тех пор, пока процесс воспитания ориентируется на авторскую педагогику, а принцип учета индивидуальности и творческого потенциала лишь декларируется. Не случайно, поэтому обращение деятелей просвещения, культуры, искусства к решению проблем, связанных с поиском наиболее эффективных путей развития индивидуальности ребенка, среди которых в первую очередь называется процесс приобщения подрастающего поколения к художественной культуре (Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Л.А. Рапацкая, Г.С. Ригина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).

В связи с этим особенно усиливается роль образования и культуры в воспитательном процессе учебных заведений разных статусов. Одной из важнейших проблем педагогики становится преодоление излишнего рационализма, приводящего к тому, что занятия, связанные с формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления, творческих способностей, нередко сводятся к лишь к практицизму.

Одним из путей его преодоления является культуросообразность учебно-воспитательного процесса, предусматривающая гуманизацию и гармонизацию путей и методов познания, обучение умению добывать и применять знания. При этом немалая доля отводится искусству, в том числе музыкальному, которое, являясь частью художественной культуры и наиболее глубоко, чем другие виды искусств, эмоционально воздействуя на человека, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность человека, создает предпосылку для активной творческой деятельности. Однако возможность посредством музыкальных образов духовно и практически познать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируется умение осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира; если не развивается индивидуальная восприимчивость к окружающему искусству и художественному видению мира.

Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов.

В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей.

Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием народной педагогики, в том числе музыкальной и художественной. На формирование различных подходов к интерпретации русской народной педагогики оказали работы историка, философа и гуманиста Л.Н. Гумилева.

Принципиальное значение для развития теории и практики народной педагогики имели докторские диссертации В.А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998), В.К. Шаповалова «Этнокультурная направленность Российского образования» (1997).

Особый интерес представляют работы, обращенные к раскрытию сущности и содержания традиций музыкального воспитания в национально-своеобразных условиях прошлого и настоящего: М.А. Набиевой, Н.Т. Халитовой, Н.П. Карвушиной, Э.Г. Скворцова, Л.М. Калачовой.

Программа «Оберег» (автор — Е.Г. Боронина) акцентирует внимание на народном творчестве как азбуке познания мировой художественной культуры.

90-е годы ХХ столетия  характеризуются новой «фольклорной  волной»: проникновением в школу  широкого фольклорного движения, пристальным интересом музыкантов, педагогов, искусствоведов, культурологов, этнопсихологов и этнопедагогов  к проблемам русской народной  музыки и ее педагогической  инструментовке в условиях средней  школы.

Органично репрезентировать народное творчество и применять арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета «Музыка», составленная Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой и др., в частности, в ней широко представлены народная хореографическая культура и народный музыкальный инструментарий.

Известный педагог-фольклорист Л.Л. Куприянова разработала факультативную программу «Русский фольклор» основные задачи которой заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать исполнительские умения и навыки учащихся.

Программа факультативного курса для учащихся начальных классов «Введение в народоведение» (автор — М.Ю. Новицкая) развивает идеи программы «Наследие». В 1 классе главная проблема курса — «Человек и природа в народной культуре», во 2 — «Человек и семья в народной культуре», в 3 — «Человек и родная земля в народной культуре».

В начале ХХI века опубликовано ценное в методическом плане пособие Д.А. Рытова написанное на основе межпредметной связи между этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре детей в оркестре народных инструментов.

В 1991 году опубликована программа курса лекций Л.И. Боровикова «Основы общей этнопедагогики», разработанная для подготовки школьных этнологов. Достоинство рассматриваемой программы в том, что народный опыт в социализации детей представлен как феномен педагогического новаторства. Сквозной линией проходят средства народной музыкальной педагогики — фольклор, система праздников, народная хореография.

Авторская концепция Т И. Баклановой о подготовке специалистов по народной художественной культуре органично сопряжена с народной художественной педагогикой.

Непосредственно проблемам русской народной музыкальной педагогики посвящен одноименный спецкурс, разработанный В. В. Васильевой, для студентов гуманитарных факультетов и адаптированный в Мурманском государственном педагогическом институте.

Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами: С. Х. Раппопорт «Искусство и эмоции» (1968), П. М. Якобсон «Эмоциональная жизнь школьника» (1966), Г. М. Бреслав «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения»(1990).

Всё выше изложенное и предопределило выбор темы нашего исследования, проблема которого и формируется следующим образом: как фольклор влияет на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объектом исследования являются эмоции детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста средствами фольклора.

Задачи исследования:

1.         Рассмотрим понятие и сущность музыкальных эмоций.

2.         Рассмотрим возрастные особенности эмоционального мира младших школьников.

3.         Рассмотрим методику развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста.

В качестве гипотезы мы исходим из предположения о том, что музыкальные эмоции младших школьников будут развиваться эффективно, если:

- выявлены уровни их  сформированности;

- учитываются индивидуальные  характеристики учащихся.

Методами исследования явились наблюдение, беседы, анализ музыкального исполнения учащегося, педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в нахождении путей совершенствования развития музыкальных эмоций младших школьников.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

ГЛАВА I . ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 

 

1.1 Эмоции, как особая сфера развития  ребенка

Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом.

Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми.

Эмоция – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции — непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. В теории деятельности они определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если неуспешна – отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы.[1]

В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоции - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты.

Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта - в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым воздействиям, вызывающим эмоции, что позволяет заблаговременно к ним подготовиться.

Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществляемых эмоциями функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, представляющими собой центральный нервный субстрат эмоции. При переживании эмоций происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желёз внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры.

Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:

1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим  осуществлению деятельности —  например, страх, гнев;

2) к конкретным достижениям  в ней — радость, огорчение;

3) к сложившимся или  возможным ситуациям.

Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено: 1) в их качественных характеристиках, к которым относятся: а) знак — положительный, отрицательный;. б) модальность — удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.п.; 2) в динамике протекания самих эмоций — длительность, интенсивность и пр.; 3) в динамике внешнего выражения эмоций — эмоциональной экспрессии — в мимике, речи, пантомимике.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается:

1) в дифференциации качеств  эмоций;

2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;

3) в развитии способности  регулировать эмоции и их внешнее  выражение.

Эмоции имеют двойную обусловленность: с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта. Органическая взаимосвязь двух основных компонентов эмоции позволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции в регуляции поведения человека.

Джемс и Г.Н. Ланге предполдагали, что существо эмоций исчерпывают только физиологические изменения в организме. Теоретические положения П.К.Анохина подчеркивают стабилизирующую функцию эмоций и ее глубинную связь с процессами предсказания ситуации на базе следов памяти. П.В.Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции представляют собой аппарат, включающийся при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения. У Лазаруса эмоция рассматривается как обобщенная оценка ситуации. [2]

Таким образом, эмоции – особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха и т.д. Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение. Эмоции имеют и специальную функцию – выступают средством общения.

Информация о работе Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста