Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить психологическое воздействие молитвы на человека. Выявить причины, по которым человек молится.
Задачи курсовой работы:
- изучить историю развития молитвы и ее формы;
- проанализировать психологический аспект молитвы;
- рассмотреть, почему люди молятся.
Введение…………………………………...…………………………………..4
История развития молитвы……………………………………………..7
Примитивная молитва………………………………………………..9
Эволюция молитвы…………………………………………………….10
2. Формы молитв………………………………………………………….12
2.1 Молитва в языческих культах………………………….…………….12
2.2 Молитва в христианстве…………………………………...…………13
2.3 Молитва в исламе…………………………………………..…………15
2.4 Молитва в иудаизме и буддизме……………………………..………16
2.5 О молитве в художественных произведениях…….………………...17
3. Психологический аспект молитвы…………………………………….21
3.1 Молитва как психотерапевтическая метафора……………………...22
3.2 Влияние молитвы на психику человека……………………………..27
3.3 Социалогическое исследование. Почему люди молятся…………...33
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………37
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ
Гуманитарный факультет
Специальность 080505 Управление персоналом
Кафедра философии
Возникновение молитвы и её психология
Курсовая работа по учебной дисциплине
«Психология и религия»
Студент гр. з-11791/32 |
Орлова И.В. |
Научный руководитель профессор |
Ардашкин И.Б. |
Томск 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПО-
Гуманитарный факультет
Специальность 080505 Управление персоналом
Кафедра философии
к курсовой работе по учебной дисциплине
«Психология религий»
Студенту гр. з-11791/32 Орловой Ирине Владимировне
Содержание текстового документа: история развития молитвы и ее формы, психологический и почему люди молятся.
Руководитель ___________________________
Задание принял к исполнению
___________________________
Содержание
Введение…………………………………...………………
2. Формы молитв………………………………………………………….
2.1 Молитва в языческих культах………………………….…………….12
2.2 Молитва в христианстве…………………………………...……
2.3 Молитва в исламе…………………………………………..…………15
2.4 Молитва в иудаизме и буддизме……………………………..………16
2.5 О молитве в художественных произведениях…….………………...17
3. Психологический аспект молитвы…………………………………….21
3.1 Молитва как психотерапевтическая метафора……………………...22
3.2 Влияние молитвы на психику человека……………………………..27
3.3 Социалогическое исследование. Почему люди молятся…………...33
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Мир стоит молитвою. И когда
ослабеет молитва, тогда мир погибнет.
(Схимонах Силуан)
Целый ряд крупных исследователей, включая Гроффа, Маслоу, Роджерса, Дилтса признавали, что нет пока достаточного языка и научного осмысления, чтобы описать религиозную практику во всем ее объеме.
Авторы не утверждают,
что смысл молитвы
Молитва может рассматриваться, как психотерапевтическая метафора и содержит основные лингвистические конструкции, используемые в современных психотерапевтических техниках для наведения транса.
В настоящее время, смысл молитвы, хоть и в большей степени изучен, но по – прежнему нет определенного его описания.
В одном из исследований у женщин, проходивших лечение в клинике искусственного оплодотворения, частота зачатия повышалась, когда за них молились люди, лично им незнакомые. В другом исследовании было обнаружено, что у людей, подвергавшихся сердечно-сосудистым операциям, связанным с высокой степенью риска, частота осложнений была меньше, если они становились центром "молитвенных групп".
По словам доктора медицины Роджерио А.Лобо (Rogerio A. Lobo, кафедра акушерства и гинекологии медицинского факультета Колумбийского университета, Нью-Йорк) в исследовании оплодотворения, проведенного в клинике Сеула (Корея), частота беременности у женщин, за которых молились, повышалась в два раза.
"Эта научная находка имеет очень высокую значимость", - сообщил доктор Лобо изданию WebMD. - "И я первый заявляю, что мы не можем объяснить, как это происходит". Исследование охватывало 199 женщин, проходивших процедуру искусственного оплодотворения в сеульской клинике. Группа женщин была отобрана для наблюдения исходя из однородности возраста и состояния репродуктивной системы. Затем из них была случайным образом отобрана половина - это те женщины, о которых было сообщено трем христианским молитвенным группам: в США, Канаде и Австралии. Фотография каждой из этих женщин была передана "ее" молитвенной группе. В то время как одна часть молитвенных групп возносила молитвы непосредственно за конкретных пациенток, вторая молилась за успех первой группы, а третья часть - за обе предыдущие группы. Причем ни сами женщины, ни соприкасавшиеся с ними медицинские работники не знали ни о проведении исследования, ни вообще о том, что кто-либо за них молился.
Исследователи не ожидали получить такой положительный результат. Они несколько раз повторили анализ данных в поисках несоответствий, но никаких противоречий не обнаружили. При этом доктор Лобо признает возможность существования пока еще неизвестной "биологической переменной", чье влияние обусловливает успех искусственного оплодотворения у женщин, за которых молились, и планирует продолжить исследования.
Другое исследование включало 150 пациентов, страдающих серьезным заболеванием сердца, которым была назначена хирургическая процедура. У пациентов, за которых молились во время этой процедуры, возникало меньше осложнений, сообщает доктор медицины М.Д. Кракоф (Mitchell W. Krucoff), руководитель лаборатории мониторинга ишемии медицинского центра университета Дьюк (Duke University) и медицинского центра Ведомства по делам ветеранов в г. Дарем, штат Северная Каролина, США (Durham, NC)1.
Актуальность темы курсовой работы в том, что жизнь многих людей связана с верой в Бога, а следовательно, с молитвой. Ведь даже неверующие, попав в трудную жизненную ситуацию и исчерпав все разумные способы выхода из нее, обращаются ко Всевышнему посредством молитвы.
Объект исследования: молитва как феномен.
Предмет исследования: возникновение молитвы и её психология.
Цель курсовой работы: выявить психологическое воздействие молитвы на человека. Выявить причины, по которым человек молится.
Задачи курсовой работы:
- изучить историю развития молитвы и ее формы;
- проанализировать психологический аспект молитвы;
- рассмотреть, почему люди молятся.
Древнейшие молитвы не относились к Божеству. Эти выражения очень напоминали слова, с которыми люди обращаются к другу, принимаясь за важное дело: «Пожелай мне удачи». Первобытный человек был рабом магии; случай — удача и неудача — вторгался во все сферы жизни. Поначалу прошения об удаче были монологами, похожими на размышления вслух человека, совершающего магический обряд. На следующем этапе эти верящие в случай люди заручались поддержкой своих друзей и семей, и вскоре они уже выполняли некоторое подобие обряда с участием всего клана или племени.
С появлением
представлений о призраках и
духах эти прошения стали
Сегодня такого обычая придерживается индийское племя тода, чьи молитвы не имеют конкретного адреса. Так же поступали и ранние народы до того, как у них пробудилось религиозное сознание.
Дорелигиозные молитвы были частью ритуалов маны у меланезийцев, веры в удах у африканских пигмеев и поклонения маниту у американских индейцев. Африканские племена баганда лишь недавно расстались с молитвами, связанными с верой в божество ману. Запутавшись в дебрях ранней эволюции, человек молился местным и национальным богам, фетишам, амулетам, призракам, правителям и обыкновенным людям2.
Функция
ранней эволюционной религии
заключается в сохранении и
укреплении социальных, моральных
и духовных ценностей. Эта
По этой причине уже в глубокой древности молитва стала могущественной опорой социальной эволюции, морального прогресса и духовных достижений.
Однако разум первобытного
человека не отличался ни
Первые молитвы
были только высказыванием
Как молитва, так и магия появились в результате адаптационных реакций человека на окружающую среду. Однако, за исключением этого свойства, у них мало общего. Молитва всегда служила признаком позитивного действия молящегося «я»; она всегда была психическим явлением и иногда — духовным. Магия обычно означала попытку манипулировать реальностью, не затрагивая внутреннего «я»— того, кто ею пользуется. Несмотря на независимое происхождение магии и молитвы, они часто были взаимосвязаны на более поздних стадиях своего развития. Порой, возвышая свои цели, магия поднималась от магических формул — через ритуалы и заклинания — к преддверию истинной молитвы. Иногда молитва становилась столь материалистической что деградировала, превращаясь в псевдомагический метод уклонения от усилий, необходимых для решения земных проблем.
Когда человек
понял, что молитва неспособна
принудить богов, она стала
больше напоминать прошение, стремление
снискать расположение. Однако в
своем высшем проявлении
В любой религии появление идеи жертвоприношения неизбежно умаляет молитву, ибо человек пытается предложить материальные жертвы вместо пожертвования своей воли, посвященной выполнению воли Бога.
Как на ранних периодах
эволюции человеческих рас, так и
в настоящее время в повседневн