Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить психологическое воздействие молитвы на человека. Выявить причины, по которым человек молится.
Задачи курсовой работы:
- изучить историю развития молитвы и ее формы;
- проанализировать психологический аспект молитвы;
- рассмотреть, почему люди молятся.
Введение…………………………………...…………………………………..4
История развития молитвы……………………………………………..7
Примитивная молитва………………………………………………..9
Эволюция молитвы…………………………………………………….10
2. Формы молитв………………………………………………………….12
2.1 Молитва в языческих культах………………………….…………….12
2.2 Молитва в христианстве…………………………………...…………13
2.3 Молитва в исламе…………………………………………..…………15
2.4 Молитва в иудаизме и буддизме……………………………..………16
2.5 О молитве в художественных произведениях…….………………...17
3. Психологический аспект молитвы…………………………………….21
3.1 Молитва как психотерапевтическая метафора……………………...22
3.2 Влияние молитвы на психику человека……………………………..27
3.3 Социалогическое исследование. Почему люди молятся…………...33
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………37
Какова направленность молитвы? Очевидно: к Богу. Болезнь может развернуть человека не к поиску естественных средств излечения, не к поиску внутренних возможностей переосмысления, а к поиску божественной помощи. Такая обращенность — не просто существенная характеристика молитвы, она — необходимое и достаточное условие: где есть обращенность человека к Богу — есть молитва, пусть в самой зачаточной форме. «…Обращенность к Богу как живому и личному, — пишет С.С. Хоружий, — …это уже и есть молитва в своем наиболее общем понимании».
Как бы разнообразны ни были усилия больного, направленные на борьбу с болезнью, как бы часто ни менялись врачи, клиники, методы лечения, лекарства и пр., есть некая константа, которая собирает все это многообразие действий и целей в одну деятельность - это ее смысл, в данном случае «здоровье». Смысл является феноменологической константой деятельности, то есть чем-то в пределах данной деятельности самоочевидным, не требующим оправданий, принимаемым за аксиому, по отношению к которой все остальное в этой деятельности как раз нуждается в обоснованиях.
Наличие смысла — не просто желательное условие успешности деятельности, а необходимое условие самого ее существования как отдельной формы. Чтобы деятельность вообще могла состояться как самобытный процесс, у нее должна быть единая смысловая точка отсчета. Без нее деятельность теряет свою самотождественность, перестает быть самою собой.
Действия и операции, реализующие деятельность, обязаны быть гибкими, изменчивыми и подвижными, чтобы быть в ладах с меняющейся реальностью, но под влиянием центробежных сил они распались бы на многочисленные, не связанные между собой осколки, если бы у всей системы, которую образует отдельная человеческая деятельность, не было бы одного солнца, одного постоянного центра - ее смысла. В какой бы форме ни был дан сознанию человека этот смысл — как внутренняя ценность, ясная цель, смутное желание — он должен быть; стоит ему измениться — изменяется вся система, стоит ему исчезнуть — она распадается, хотя бы все составляющие ее элементы были в полной сохранности.
В переживании феноменологической константой являются наличные обстоятельства, неподвластные сознанию и воле, а смысл как раз оказывается «феноменологической переменной», предметом работы переживания, стремящейся его изменить, преобразовать, обрести. «Объективный факт» феноменологически есть то, что вошло в мою жизнь, действует на меня, и что я не могу отменить или изменить. Переживание не изменяет мир, оно плетет свои кружева вокруг фактов мира, стремясь вплести их в ткань жизни, врастить в сознание, ассимилировать, то есть превратить чуждое, что несет в себе факт, в личный опыт. Утрату, например, как свершившееся событие нельзя ни отменить, ни изменить, ее можно только пережить. В этом смысле «обстоятельства» и являются феноменологической константой переживания.
Для молитвы такой константой является трансцендентное. Речь в данном случае идет об общем необходимом феноменологическом условии возможности молитвенного опыта, а не о конкретных формах представленности в сознании интуиции существования инобытия и Абсолюта, не о конкретных формах веры. Тем более — не о положительном религиозном содержании и не о силе веры, не о переживаемых верующим благодатных состояниях, не о тех минутах, когда сердце его горит, душа ликует и философского вопроса о существовании Бога просто не возникает, как не возникает вопроса о существовании воды у жаждущего, припавшего к роднику. В самом деле, ведь и противоположные состояния богооставленности или оскудения веры вовсе не препятствия для молитвы.
Молитва возможна на всем диапазоне состояний от остро переживаемой оставленности, от притупления и онемения веры («окамененного нечувствия») до явного ощущения Божьего присутствия, хотя всякий раз это будет совсем другая по своему типу молитва13.
Во время написания данной курсовой работы, я решила провести свое небольшое исследование вопроса: а почему же люди молятся. Для того чтобы дать ответ на этот вопрос мною было опрошено 50 человек. Это были люди, живущие в небольшом городе, разных социальных слоев и с разным отношением к вере в Бога.
По результатам опроса я сделала определенные выводы, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Предложенные ответы |
Количество ответов, % |
Думают, что Богу это приятно |
8 |
Предполагают, что взамен что-то получат (не обязательно материальное и не обязательно себе лично) |
22 |
Потому что это традиция их родителей |
10 |
На всякий случай - хуже не будет |
6 |
Считают что молитва является успокоительным средством, придает надежду на лучшее |
54 |
Итого: |
100 |
Из данной таблицы видно, что большинство опрошенных считают, что молитва действует как успокоительное для души. Это доказывает седативное действие молитвы. Но хотелось бы сразу заметить, что данные результаты не могут быть достоверными на 100 %, они искажены, так как охватывают маленький круг случайных людей.
Заключение
Основываясь на исследованиях учёных, можно заметить, что изначально молитва была лишь способом общения людей между собой, способом передавать свою благодарность. Впоследствии, с появлением веры людей в сверхъестественное, молитва переросла в обращение к Богу в надежде получить желаемое, даже если это желаемое мало стыкуется с реальной действительностью.
Молитва в современном её контексте есть возношение ума и сердца к Творцу. Она есть щит для верующего и его оружие, утешение и обличение, врач душевных и телесных недугов, ходатай для него всех благ земных и небесных.
Если попытаться объяснить значение молитвы через земные аналогии, можно сравнить её с утренней гимнастикой. Когда человек ежедневно делает по утрам зарядку, он бывает бодрым и здоровым. Но если он начинает лениться, то постепенно расслабляется, и к нему прилепляются различные болезни. Так и молитва – это ежедневная гимнастика нашего внутреннего человека ради его духовного здоровья. Кроме того, правило дисциплинирует, помогает развить силу воли, когда христианин молится, вопреки своему нежеланию и лени.
В современной жизни, полной стрессов и неприятностей, молитва приносит просящему успокоение и духовное утешение, а порой, по необъяснимым причинам приводит к излечению от тяжких недугов. Даже неверующий в обычных ситуациях человек в минуты отчаяния поневоле начинает молиться, уповая на то, что высший разум поможет, сотворит чудо. В западных странах психологи часто практикуют молитву как терапевтическое воздействие на человека, хотя в данном использовании молитва часто теряет религиозную окраску.
К прототипам молитвы можно отнести также соблюдение всевозможных обрядов, якобы помогающих в тех или иных случаях. Так, например, существует множество суеверий в студенческой среде, когда желая получить хорошую оценку на экзамене, молодые люди зовут «халяву», кладут монетку под пятку в обувь…
И как следствие, люди, сами того не замечая, живут под властью примет и суеверий; они программируют себя на положительный исход дел. С одной стороны, это программирование успокаивает, даёт человеку уверенность в своих силах, и порой действительно положительно влияет на результаты тех или иных действий индивидуума. Наукой доказано положительное влияние молитвы на психику человека. Но с другой стороны, ставить себя в зависимость от того, сколько «счастливых» номеров автомобилей ты увидел по дороге на работу или учёбу, кто тебе попался навстречу утром в подъезде – мужчина или женщина – по крайней мере, наивно. Слишком большая вера в подобные приметы делает человека ленивым: ведь можно особо не утруждаться, а просто съесть «счастливый» билетик, попросить заступничества у высших сил – и всё будет «в ажуре». Но народная мудрость не даром гласит: «На Бога надейся, а сам не плошай». Это значит, что даже самым неистовым верующим в первую очередь нужно прилагать собственные усилия для решения тех или иных жизненных задач. А молитва будет служить лишь лёгкой вуалью, прикрывающей душу и согревающей надежду на лучший исход.
Список литературы
Максим Тирский, О том, следует
ли молиться. опубликовано: Античность
в контексте современности. М., 1990. – С.196-204
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_
1 Дэвис, «Сила молитвы в медицине». Путеводитель в мире непознанного, перевод: М.Е.Сандомирский
(электронный ресурс). – 2001 - Режим доступа: http://shriyantra2007.narod.
2 Данкан Хистер, "На Основах Библии". Руководство для духовного
роста, занятие 5: Молитва (электронный ресурс).
- Режим доступа: http://www.hristadelfiane.org/
3 Данкан Хистер, "На Основах Библии". Руководство для духовного
роста, занятие 5: Молитва (электронный ресурс).
- Режим доступа: http://www.hristadelfiane.org/
4 Данкан Хистер, "На Основах Библии". Руководство для духовного
роста, занятие 5: Молитва (электронный ресурс).
- Режим доступа: http://www.hristadelfiane.org/
5 Википедия, свободная энциклопедия, «Молитва»
(электронный ресурс).. – 2012 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
6 Википедия, свободная энциклопедия, «Молитва»
(электронный ресурс).. – 2012 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
7 Википедия, свободная энциклопедия, «Молитва»
(электронный ресурс).. – 2012 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
8 Википедия, свободная энциклопедия,
«Молитва» (электронный ресурс).. – 2012
- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
9 Википедия, свободная энциклопедия, «Молитва»
(электронный ресурс).. – 2012 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
10 Архимандрит Софроний
(Сахаров) о искусстве и молитве. Церковный
вестник. - 2002 № 14-15 – с. 243-244. (электронный ресурс). - Режим
доступа: http://www.tserkov.info/art/?
11 Дэвис, «Сила молитвы в медицине». Путеводитель в мире непознанного, перевод: М.Е.Сандомирский
(электронный ресурс). – 2001 - Режим доступа: http://shriyantra2007.narod.
12Василюк Ф.Е. «Переживание
и молитва» - Опыт общепсихологического
исследования - РГНФ, 2005 (электронный
ресурс). - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/
13 Белик А.А. Культура и личность, психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: учебное пособие. – М., 2001.