Возникновение молитвы и её психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить психологическое воздействие молитвы на человека. Выявить причины, по которым человек молится.
Задачи курсовой работы:
- изучить историю развития молитвы и ее формы;
- проанализировать психологический аспект молитвы;
- рассмотреть, почему люди молятся.

Содержание

Введение…………………………………...…………………………………..4
История развития молитвы……………………………………………..7
Примитивная молитва………………………………………………..9
Эволюция молитвы…………………………………………………….10
2. Формы молитв………………………………………………………….12
2.1 Молитва в языческих культах………………………….…………….12
2.2 Молитва в христианстве…………………………………...…………13
2.3 Молитва в исламе…………………………………………..…………15
2.4 Молитва в иудаизме и буддизме……………………………..………16
2.5 О молитве в художественных произведениях…….………………...17
3. Психологический аспект молитвы…………………………………….21
3.1 Молитва как психотерапевтическая метафора……………………...22
3.2 Влияние молитвы на психику человека……………………………..27
3.3 Социалогическое исследование. Почему люди молятся…………...33
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Введение Психология религии.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые из подобных исследований в Европе проводились не на организме человека, а на животных, растениях, на их отдельных клетках и на микроорганизмах - с тем, чтобы на результат эксперимента не могли повлиять усложняющие его факторы, включая такие, как человеческая вера. Например, группы добровольцев получали задание молиться за то, чтобы рост растений ускорялся; затем задание менялось на противоположное. И каждый раз растения отвечали изменениями, совпадающими с направленностью молитвы.

"В этом  что-то есть", - заявляет Джастис. - "Хотя существующий уровень научных знаний и не позволяет ученым понять тот механизм, который стоит за действием молитвы - то, что заставляет ее работать - это просто напоминает ситуацию с гравитацией и другими природными феноменами, которые считались мистическими силами прежними культурами" (т.е. когда наука еще не умела их объяснить). Так, И.Кеплера обвиняли в сумасшествии, когда он заявил, что приливы и отливы связаны с притяжением Луны... до тех пор, пока Маркони не доказал эту теорию. И вы также можете не верить в молитву, тем не менее, это не мешает ей действовать"11.

    1. Молитва как психотерапевтическая метафора

 

По Вацлавику, метафора — это язык правого полушария  мозга. И психотерапия (а именно в  этом плане мы рассматриваем практику молитвы), если она должна вести к  существенному изменению, должна обращаться к процессам «правого мозга». Мы владеем как бы двумя языками, языками правого и левого полушария: «Один, которым, к примеру, выражается данное предложение, является объективным определяющим, рассудочным, логическим и аналитическим; это язык причинности, исследования, объяснения и интерпретации, то есть язык большинства направлений психотерапии. Другой язык — его очень трудно определить, в особенности потому, что он является языком определений. Его можно назвать языком образности, метафоры, символов, синтеза и общности, но никак не аналитического анализа». Процессы, ответственные за изменения, «второго порядка» (это все то непреодолимое, с чем приходят пациенты к врачу), проявляются именно в правом полушарии. Чтобы «войти» в правое полушарие, необходимо «блокировать» левое. Левое полушарие является подобием логического стража, удерживающего проблеморазрешающую систему индивида в определенно обозначенных рамках. Однако при изменении обстоятельств эффективность его нарушается. И тогда приходит черед изменениям второго порядка.

Метафоры сами по себе являются средством, предназначенным  для развития изменений второго  порядка; они могут быть более  эффективны, чем при использовании  их в обыденном состоянии сознания.

Еще раз подчеркнем, что терапевтическая метафора (которой является молитва) — это послание на нескольких уровнях. Первое сообщение, явное, обращенное к сознанию человека. Второе, скрытое, является предложением, адресованным его бессознательному. Недирективный подход предлагает человеку реальный выбор, т. к. второй смысл может быть, и принят, и не принят. Метафора имеет более или менее точную цель, очень активизирующую, если она проходит на уровне бессознательного.

Важно отметить, что во многом молитва является процессуальной техникой. Важное сообщение такой метафоры связано не с программированием на определенные действия или поведение, а на активизацию процесса внутренней трансформации.

Важно обратить внимание, что молитва является составной  метафорой — когда содержательный текст интегрируется с некой содержательной, понятной на уровне тела, идеей.

Палама в  «Триадах... » дает лаконичные указания о молитве. Сюда входят общие указания (как то: «надлежит при упражнении в молитве всячески утруждать свое тело постом, бодрствованием и т. п., доставлять телу скорби) и подробные, скрупулёзные рекомендации о положении тела, о контроле за дыханием и телесными чувствами во время молитвы.

Дыхание и телесные чувства являются мостом, через который, тело воздействует на сознательное и  бессознательное (Рис. 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

Многие практики наведения транса, не предусматривают  прямого включения тела в этот процесс. В последнее время довольно широкое применение получила телесно  — ориентированная терапия —  ряд техник, которые вовлекают  тело в трансовую работу.

Таким образом, молитва обладает следующими особенностями:

1) Способствует  трансформации ряда психологических  и соматических проблем (тревога,  депрессия и т. д.). В целом,  механизмы трансдеривантного поиска (способности бессознательного к разрешению внутренних напряжений) показали свою эффективность при работе с целым рядом ситуаций: от проблем, связанных с самоуважением, самоутверждением и поиском места в жизни до соматических заболеваний, неврозов, детского энуреза, алкогольной, табачной, наркотической зависимости, СПИДа.

2) Ориентирует на гармонизацию.

3) Имеет процессуальную направленность. Структура молитвы ориентирована на не директивное воздействие, предполагает право выбора, высокий уровень эмпатии (от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого) и широкое поле для развития личности:

а) выстраиваются  отношения отец — сын (дочь), говорящие  о доверии и глубоком общении, которое бывает между человеком  и человеком;

б) применение недирективных косвенных вербальных конструкций, которые принимаются человеком или нет на фоне «депотенциализации» (отвлечения сознательных процессов) левого полушария при изменённом состоянии сознания (ИСС — качественные изменения в субъективных переживаниях);

в) терапевтическая  метафора и как всякая метафора —  это сообщение на двух уровнях, второй скрытый смысл которого бессознательное  человека принимает или нет.

4) Призывает  к внутреннему движению. При разборе  молитвы по предикатам, отмечалось, что они являются побуждающими к действию, активизирующими. Сама терапевтическая метафора имеет активизирующую цель. Задумаемся теперь, что несут нам православные тексты, в том числе тексты молитв. Это понятия о высшей духовности, высших ценностях, смыслах, высшей нравственности и любви. И если человек принимает скрытый смысл, то происходят как терапевтические изменения, так и личностное и духовное развитие.

5) Обладает свойством временной и социальной динамики.

Интересно, что  некоторые из указанных особенностей (недирективность, структура отношений с Богом, самоуважение, динамика и активность позиции) могут расходиться с идеологией некоторых христианских и православных направлений. Данное исследование не имеет целью проводить анализ религии с идеологических или теологических позиций.

Здесь содержится много аспектов: это и изменение убеждений с помощью трансформации логических уровней, и плацебо — эффект, это и выход на более глубокие уровни экзистенционального понимания себя (экзистенциализм – это понимание человеком фундаментальной специфичности своего места, статуса и значения в социуме) и многое другое.

Исключительно важным вопросом является и степень  воздействия молитвы на конкретного  человека. Такое воздействие зависит  как от структуры личности, так  и от контекста всего ритуала и его восприятия личностью. Более подробный анализ этого вопроса – тема отдельной работы.

Ряд аспектов религиозной практики не может быть адекватно описан с позиции трансовых конструкций или моделей традиционной психологии.

Исследование традиционных религиозных традиций и ритуалов может дать исключительно ценный материал для глубокого понимания личностной трансформации, а также роли социума и религии в ней12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Влияние молитвы на психику человека

 

Что делать, когда  сделать ничего нельзя? В ситуации кризиса, на переломе судьбы человеку предстоит совершить большой душевный труд — принять неизбежное, осмыслить случившееся, нащупать новые опоры существования. Чтобы научиться оказывать человеку психологическую и духовную помощь, важно понять, какую роль в его поисках выхода из кризиса играют процессы переживания и молитвы, каковы их взаимопереходы и взаимовлияния.

Христианский  подход в психологическом консультировании и психотерапии на Западе уже достаточно давно и основательно утвердился, издаются десятки специальных журналов, действуют специализированные центры и т.д. У нас же в стране христианская психотерапия делает лишь первые шаги и только начинает себя опознавать. Процесс этого узнавания себя непростой, ибо должен вестись одновременно в нескольких контекстах, которые к тому же взаимоотражают друг друга: такова попытка рассмотреть себя сразу в нескольких зеркалах. Что это за контексты? Во-первых, православная традиция, включающая в себя и литургическую жизнь, и аскетический опыт, и догматику, и богословскую мысль, и практику социального служения и миссионерства, и опыт пастырского душепопечения (что особенно важно для психотерапии). Во-вторых, традиция современной психотерапии. В-третьих, научная психологическая традиция. В-четвертых, чрезвычайно эклектичная культура психической деятельности современного человека.

Попытаемся  сопоставить между собой два  психотерапевтических «упования» —  молитву и переживание, но сделаем это не на территории религиозной традиции и не на территории профессиональной психотерапии, а на «нейтральной полосе» общей психологии.

Есть глубинная  связь между страданием и познанием. Не только друг познается в беде; в трудную годину человек узнаёт правду и о себе самом — порой  открывается жалкое и годы жжет стыдом, но иногда неожиданно для себя самого выпрямляется он в полный рост, и другой жар - жар свободы, достоинства, духа, мужества загорается в душе и преображает всего человека. Благополучие желанно и благодатно, но по-своему опасно и обманчиво. Страдание не менее опасно — оно может сломать и измельчить душу, но менее обманчиво, ибо очищает от наносного, поверхностного, обнажает сердцевину человеческого существа, в нем выговаривается глубокая и простая правда жизни. Страдание испытывает человека. (Не зря слово «испытание» чувствует себя «на месте» как в жизненно-экзистенциальном контексте («испытание судьбы»), так и в контексте научно-познавательном («естествоиспытатель», «испытуемый»), а сам глагол «пытать» в славянских языках означает «спрашивать».) И потому сквозь призму страдания ясно видна бывает и отдельная личность, и «человеческая ситуация» вообще.

На человека обрушилась беда. Что у него в  душе?.. «Нужно обязательно что-то предпринять, что-то придумать, исправить, этого  не должно быть, что-то нужно делать…» — не уставая твердит один голос, побуждая человека к действию. Другой, напротив, призывает принять неизбежное: «Ничего не поделаешь, старого не вернешь, придется смириться, пережить». Но вот, бывает, и сделать ничего нельзя, и примириться невозможно, - и вырывается из самых глубин души: «Господи, помоги! Спаси!» «Не верю, — твердит рассудок, — это малодушие, я должен сам найти выход, нужно что-то придумать». Но сквозь рассудок, мимо него из глубины души в глубину неизвестности несется молитва, и тогда, пусть на мгновение, во тьме отчаянья вспыхивает искра надежды.

Таковы ответы человека на ситуацию беды: действие —  переживание — молитва. В попытках совладать с бедой эти формы  активности могут сменять друг друга, дополнять, конкурировать или взаимодействовать, но каковы бы ни были их взаимоотношения, они не сводимы друг к другу без остатка и в совокупности покрывают собой весь круг возможных типов реагирования на беду. Так — в ситуации несчастья. Однако, похоже, эта ситуация лишь концентрированно выявляет общую истину: деятельность, переживание, молитва — три самобытных, незаместимых, не сводимых друг к другу типа активности, исчерпывающих собою весь экзистенциальный горизонт человеческой жизни.

В отличие от переживания и деятельности, феноменологическая основа молитвы - «возможность невозможного». Речь не о субъективном игнорировании реальности, когда объективно невозможное иллюзорно воспринимается как возможное, и не о богословском утверждении Божественного всемогущества, но о феноменологической форме, в которой невозможное, не переставая быть таковым, изнутри превозмогается надеждой и верой, пусть на мгновенье просвечивается ими, так что взор успевает сквозь казавшуюся последней незыблемую и неумолимую реальность разглядеть чаемое как возможное, пусть лишь чудом. Другой вариант феноменологической основы молитвы точнее назвать «невозможность возможного». Неслыханное свершается, нежданное приходит, нечаянное сбывается, сама действительность преодолевает все границы мыслимого, и ощущение невместимости этих избытков бытия буквально взрывается молитвой, так что, кажется, она исторгается не из души, а из самого вдруг переполнившегося, льющегося через край мира.

Человек страдает от тяжелой болезни. Он может искать избавления от страдания на путях  деятельности, и тогда стремится найти хороших врачей, приобрести лучшие лекарства, изменить образ жизни, режим питания и т.п., словом, производит ряд целенаправленных действий, которые естественным порядком, по его убеждению, приближают его к желанному здоровью. В этой своей активности он весь обращен к миру и надеется, что его собственные действия, действия других людей, воздействие специальных веществ и работа внутренних сил организма приведут к исцелению.

Информация о работе Возникновение молитвы и её психология