Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:08, реферат
Проблема развития внимания в разных возрастах всегда была и остаётся актуальной. Не только учёные-исследователи человеческой психики интересуются этим вопросом, но и обычные люди, знакомые с понятием «внимание». В детстве, например, многим говорят: «Ты невнимательный» или «у тебя ошибки из-за невнимательности». Что же это значит, внимание? В чём суть процесса? И какая существует разница между вниманием человека, поступившего в школу, и человека, уже закончившего её? Ответы на перечисленные вопросы я ищу в этой работе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
1.1 Общая характеристика внимания
1.2 Особенности развития внимания
1.3 Основные функции внимания
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
2.1.1 Методики для диагностики
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
2.1.3 Порядок проведения диагностики
2.2 Результаты и их обсуждение
2.2.1 Исследование внимания
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь
2.2.3 Анализ работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Прогностическая, или планирующая функция, заключающаяся в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям.
Названные функции внимания представляют собой различные варианты реализации общей регуляторной функции внимания, присущей ему как психическому феномену. По словам К.Маркса, отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере. В целостной психике человека роль такого «дирижера» полноправно принадлежит вниманию, которое, будучи сквозным психическим процессом, выполняет интегративную функцию[6.].
1.4 Виды внимания
Существует большое количество классификаций видов внимания, так как можно брать во внимание множество критериев отбора.
·
По происхождению различают
· По локализации объекта внимания различают внешнее и внутреннее внимание.
· По тому, каков субъект, индивидуальное, групповое и коллективное внимание.
Доктор психологических наук, профессор Иван Владимирович Страхов выделял как основание классификации, характер объекта , таким образом, по его учению существует:
· Сенсорное внимание;
· Интеллектуальное внимание(в качестве объектов внимания выступают содержательно-процессуальные характеристики);
· Двигательное внимание;
· Также, руководствуясь этим критерием, можно выделить аффективное внимание, направленное на чувства и переживания субъекта.
Немов Роберт Семёнович, доктор психологических наук, дал классификацию видов внимания по критерию управления вниманием, таким образом, выделялись:
· Непосредственное внимание, которое управляется напрямую объектом внимания,
·
Опосредованное внимание, регулируемое
с помощью специальных
Наиболее распространённой является классификация видов внимания по критерию представленности в акте внимания цели и волевого усилия. По данному основанию выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание изучалось многими знаменитыми учёными и получило, как феномен психики, различные названия, в общем, отражающие разные его особенности. Так, например, Э. Титченер назвал его первичным, Н. Н. Ланге - инстинктивным, Л. С. Выготский - натуральным, Н. Ф. Добрынин - вынужденным[6.].
Непроизвольное внимание начинает развиваться у ребёнка очень рано - с первых дней жизни. Факторы, организующие непроизвольное внимание, могут касаться, как объекта внимания, так и субъекта, непроизвольное внимание зависит как от силы и новизны раздражителя, так и от потребностей, интересов, эмоций и ощущений воспринимающего раздражитель человека. Основная функция непроизвольного внимания сориентировать человека в постоянно меняющихся условиях окружающего мира.
Коренным образом отличается от непроизвольного произвольное внимание. Важнейшим фактором, пробуждающим механизм последнего является цель деятельности человека. Под общим контролем произвольного внимания осуществляется целеполагание, планирование, реализация, оценка продукта и даже коррекция действия.
Джеймс писал, что главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нём внимания[6.]. Произвольное внимание как бы толкается волевым усилием.
За
работу произвольного внимания отвечают
специальные зоны головного мозга
- лобные отделы коры больших полушарий,
которые программируют и
Произвольное внимание относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку.
Л.С. Выготский много занимался развитием у детей произвольного внимания. Он определил, каким образом произвольность как характеристика внимания формируется у ребёнка. Была создана методика двойной стимуляции. Цель этой методики - показать психологический механизм овладения человеком своим вниманием. Сущность методики заставить человека в определённой ситуации овладеть собственным вниманием. Доказано, что у дошкольника и даже младшего школьника этот механизм ещё не сформирован, поэтому задание для них трудновыполнимо. Для облегчения задачи вводится второй стимул, своеобразная опора, обеспечивающее устойчивость внимания ребёнка на объекте. Таким посредником может быть речевой стимул (обрати внимание на синий и белый цвет) или объект (синяя и белая карточка). С помощью этой методики учёный доказал, что благодаря внешним стимулам можно помочь ребёнку овладевать собственным произвольным вниманием. Помимо объекта или речевого стимула, в качестве «притягивателей» внимания ребёнка могут служить жесты. Очень важным жестом является вытянутый указательный палец. В детстве родители так концентрируют внимание малыша(«Так нельзя делать, ай-яй-яй!»). Становясь взрослее, ребёнок сам перенимает этот жест и использует его в общении с родителями или со сверстниками («Хочу эту игрушку! Купи мне эту игрушку!»).
Согласно результатам исследований, овладение ребёнком своим вниманием с помощью предметных и речевых действий начинается в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Самостоятельно ребёнок начинает организовывать произвольность своего внимания уже в 5,5 - 6,5 лет.
Наконец можно перейти к последнему из видов внимания по классификации, связанной с наличием волевого усилия. Помимо непроизвольного и произвольного выделяют также послепроизвольное внимание. Оно возникает при сильном увлечении субъекта в деятельности. Отличительной особенностью этого вида внимания является то, что из сферы сознания «исчезает» всё, что не связано с объектом деятельности. Послепроизвольное внимание возникает только тогда, когда появляется настоящий интерес к делу. В нём отражается глубокая личностно-смысловая насыщенность для человека. Послепроизвольное внимание имеет ряд общих «точек сближения» и с произвольным и с непроизвольным вниманием. Так же, как и в непроизвольном внимании, имеет место отсутствие волевого стимула. Так же, как и в произвольном, в сознании удерживается цель деятельности. Послепроизвольное внимание обычно наступает после произвольного.
1.5 Свойства внимания
Индивидуальное внимание человека обладает достаточно сложной функциональной структурой. Все свойства внимания делят на первичные и вторичные. К первичным относят объём внимания и устойчивость внимания. Под объёмом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть относительно отчётливо восприняты за время равное десятой доле секунды. У взрослого человека объём внимания в среднем равен 5 - 7 элементам[6.]. Объём, равный шести элементам - норма, но, что интересно, при увеличении числа элементов, происходит их структурирование, человек систематизирует элементы, образует из них структуру, поэтому ряд из десяти элементов воспринимается так же чётко, как и ряд из трёх и меньше элементов. Избирательность внимания гарантирует произвольный выбор из большого множества объектов. Количественным параметром избирательности внимания является скорость осуществления выбора, а качественной - точность выбора.
Устойчивость внимания - это способность субъекта сохранять направленность и сосредоточенность психической активности на объекте внимания[6.]. Она определяется длительностью концентрации внимания при наличии помех. Устойчивость является временной характеристикой внимания. Характеристика устойчивости внимания - это выражение динамических колебаний, усиления и ослабления внимания. Эти колебания происходят в микроинтервалах времени (2 - 3 секунды). Существуют специальные двойственные изображения, на которых наглядно демонстрируется этот феномен. Внимание как бы плавает, меняет фигуру и фон, и время, за которое происходит смена и есть временем колебания. На это обращал внимание Э.Титченер. Однако, изменения устойчивости внимания могут быть зафиксированы и на длительных периодах времени: так первоначальное вхождение в работу обычно проходит долго и трудно в связи с недостаточной устойчивостью внимания, пик работоспособности приходится на максимальную степень сосредоточения на работе, затем утомление даёт о себе знать, и сосредоточенность внимания падает.
Одним из вторичных свойств внимания является переключение внимания. Этот феномен представляет собой направленное перемещение внимания с одного объекта на другой, либо с одного вида деятельности на другой. Часто бывает трудно переключить внимания, поэтому одной из важных характеристик переключения внимания является скорость перехода субъекта с одной фигуры на другую. В частности это зависит от нервной системы личности. Если у человека подвижная нервная система, для которой типичны быстрые переходы от возбуждения к торможению и обратно, то ему будет легко переключать своё внимание. Переключение внимания может быть полным, тогда человек при переключении полностью отключился от предыдущей работы, а может быть неполным.
Последним
вторичным свойством внимания является
распределение внимания. О нём
свидетельствует способность
2. Основы возрастной психологи
2.1 История возникновения возр
Людей ещё во времена Античности интересовали многие вопросы возрастной психологии, в частности психологии детей. Вопросами о психологии детей задавались такие знаменитые люди, как Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику. В эпоху Возрождения Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский задавались вопросами организации обучения и преподавания на основе гуманистических принципов, старались учитывать индивидуальные особенности детей. Философы и психологи Нового Времени, например Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо старались выявить влияние наследственности на психическое развитие. Тогда же выделились два противоположных друг другу направления, которые так или иначе обнаруживаются в работах современных психологов:
· Эмпиризм, в котором главенствующую роль в развитии психики играли жизненный опыт и внешние факторы; представлен в работах Дж. Локка;
· Нативизм, объяснявший развитие психики в первую очередь наследственностью и внутренними силами, берущий своё начало в работах Ж.Ж. Руссо.
Долгое время, несмотря на развитие научной мысли в направлении детской психологии, ребёнок воспринимался, как пассивное существо, податливый материал, из которого можно было вылепить всё, что угодно.
Во второй половине ХIX века возрастная психология начала отделяться как самостоятельная отрасль, во многом благодаря развитию образования.
Первые концепции детского развития сложились под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина и так называемого биогенетического закона. Этот закон был сформулирован биологами Э.Геккелем и Ф. Мюллером, и был основан на принципе рекапитуляции. Этот принцип гласит: индивидуальное развитие индивида кратко повторяет историю развития ряда его предков. Под влиянием принципа рекапитуляции возникла первая цельная теория детского развития - теория Стэнли Холла. Учёного интересовали чувства и эмоции детей, их представления об окружающем мире, их интересы, их общение с другими людьми и их мнение о них. Он собрал и обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские страхи, детскую речь, рисунки современных ему детей и наскальную живопись. Он обнаружил черты сходства в развитии психики ребёнка и в развитии человечества в прошлые эпохи. Интересны его наблюдения за детскими играми. Игры с песком - это возращение к первобытному обществу, а игры детей 5 - 12 лет - проявление охотничьих инстинктов первобытных племён. Игры подростков ассоциировались со стадией обмена в развитии индийских племён. По мнению Холла нужно предоставить ребёнку возможность быстро пройти все стадии развития до той, которая ассоциируется с современным временем, без задержек и пережитков прошлого. Так образовался скаутинг как система воспитания детей и подростков.
В Россию возрастная психология пришла также во второй половине XIX века. Для России в дореволюционный период была характерна идея гуманизма, стремление познать душу ребёнка, о чём свидетельствуют такие литературные произведения, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Толстого. Постоянным вниманием пользовались в отечественной психологии идеи развития нравственного мира личности. Такие учёные как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов первыми предложили комплексное междисциплинарное изучение жизни и психики ребёнка. Именно тогда были сформулированы важнейшие положения возрастной психологии, например изучение общих законов развития и индивидуальных особенностей детей.
В 70 - 80е годы складываются две формы работы: наблюдение родителей за детьми и научное наблюдение за детским развитием. В то время популярны работы П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.Н. Ланге. Помимо общей характеристики психики детей, делались попытки определить особенности развития различных сторон психики, например внимания, мышления, речи, и особенное место имело именно изучение развития речи у детей как главного внешнего признака изменений в развитии. В этом направлении работал И. Старков.
Были сформулированы общие положения о главных чертах детского развития:
· Развитие совершается постепенно и последовательно. В целом оно представляет собой непрерывное поступательное движение вперед, но не является прямолинейным, допускает отклонения от прямой линии и остановки.
· Между духовным и физическим развитием существует неразрывная связь. Такая же неразрывная связь существует между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, между умственным и нравственным развитием. Правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие.
·
Отдельные телесные органы и различные
стороны психической
· Развитие может идти средним ходом, может ускоряться и замедляться в зависимости от целого ряда причин.
· Развитие может останавливаться и принимать болезненные формы.
· Нельзя делать ранних прогнозов о будущем развитии ребенка.
· Специальный талант должен опираться на широкое общее развитие.
· Нельзя искусственно форсировать детское развитие, надо дать каждому возрастному периоду «изжить» себя. [11]
К концу XIX века учёные решили объединить свои теоретические усилия и применить их на практике школьного обучения. К началу ХХ века русские учёные начали объединять свои усилия со своими зарубежными коллегами. Многие учёные ездили за границу, стажировались в зарубежных лабораториях, проводили там свои опыты. Многие зарубежные журналы переводились и издавались в России, даже некоторые российские учёные, как, например, А.П. Нечаев и И.А. Сикорский издавали свои исследования за границей.
Информация о работе Возрастные особенности развития внимания