Возрастные особенности развития внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:08, реферат

Краткое описание

Проблема развития внимания в разных возрастах всегда была и остаётся актуальной. Не только учёные-исследователи человеческой психики интересуются этим вопросом, но и обычные люди, знакомые с понятием «внимание». В детстве, например, многим говорят: «Ты невнимательный» или «у тебя ошибки из-за невнимательности». Что же это значит, внимание? В чём суть процесса? И какая существует разница между вниманием человека, поступившего в школу, и человека, уже закончившего её? Ответы на перечисленные вопросы я ищу в этой работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
1.1 Общая характеристика внимания
1.2 Особенности развития внимания
1.3 Основные функции внимания
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
2.1.1 Методики для диагностики
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
2.1.3 Порядок проведения диагностики
2.2 Результаты и их обсуждение
2.2.1 Исследование внимания
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь
2.2.3 Анализ работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

семин.воз.псих.возрастные особенности развития внимания гер.docx

— 64.97 Кб (Скачать файл)

Отдельно  следует поговорить о процессе старения и о старости. Основоположник социальной геронтологии, Дж. Холл писал: «Познание старости есть долгий, сложный, мучительный опыт: с каждым новым десятилетием сжимается кольцо Великой усталости, ограничивая интенсивность и продолжительность нашей деятельности»[]. Старость - это сложное биосоциопсихологическое явление. В биологическом смысле организм уже близок к смерти, сильно уязвим. В социологическом плане, старый человек - это человек, живущий на пенсию, очень часто это изменение социального статуса и не в лучшую сторону. Наконец, на психологическом уровне происходит (или не происходит) приспособление к новому в жизни.

В общем нужно сказать, что происходит старение населения, то есть увеличивается количество старых людей на количество новорожденных. Для сравнения, средняя продолжительность жизни в бронзовом веке составляла всего 18--20 лет, в Средние века -- 35 лет, в XIX в. -- 44 года. В XX в. средняя продолжительность жизни возросла до 68 -- 72 лет. Наука, изучающая проблемы такого возрастного периода как старость, называется геронтопсихологией, и возникла относительно недавно, хотя уже успела привлечь на свою сторону большое количество интересующихся исследователей.

Процесс старения представляет собой генетически  запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями  в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное  ослабление деятельности организма. Пожилые  люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать  длительную физическую или психологическую  нагрузку; общий запас энергии  у них становится все меньше и  меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано  с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания  суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных  сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание  приводит к иссушению кожи, она  становится более чувствительной к  раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый  оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры, поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.п. Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования в старости. Геронтолог Э.Я. Штернберг делает вывод, что основное, что характеризует старение, -- это снижение психической активности, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. Применительно к благоприятным формам психического старения существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаются качественно неизменными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма избирательной оптимизации и компенсации. Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточиваются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например физическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выполнения действий. Трудности, связанные с развитием процессов внимания, можно описать следующим образом:

1. Замедление реакций при большей  и более быстрой утомляемости.

2. Ухудшение способности к восприятию.

3. Сужение поля внимания.

4. Уменьшение длительности сосредоточения  внимания.

5. Трудности распределения и переключения  внимания.

6. Снижение способности к концентрации  и сосредоточению внимания.

7. Повышенная чувствительность к  посторонним помехам[].

Однако, при помощи метода компенсации можно уменьшить силу негативных факторов и улучшить состояние когнитивных процессов во время старения. При замедленной реакции, например если человеку необходимо быстро запомнить нужную информацию, ему не надо делать это в спешке, нужно предварительно запомнить важные опорные пункты, например имена или фотографии, важно делать перерывы в работе, и что ещё боле важно, это относиться терпимо к собственным слабостям. Также стоит указать, что старые люди часто имеют проблемы с восприятием, то есть они хуже видят, слышат. При этом необходимо использовать коррегирующие очки, лупу, слуховой аппарат, не стесняться переспрашивать собеседника. Одной из серьёзных проблем старости является уменьшение длительности сосредоточения внимания. Человек быстро отвлекается и утомляется. Старому человеку при этом необходимо делать паузы, перерывы, пытаться осознать отвлекающие факторы и, опять же, учитывать собственные неблагоприятные состояния и по возможности отложить дело. Пожилой человек часто испытывает трудности с распределением и переключением внимания. В этом случае необходимо выбрать главные дела и делать их постепенно, медленно. В случае уменьшения объёма внимания, нужно предпринимать осознанные усилия для максимального расширения поля внимания, нужно учитывать все стороны ситуации. Также часто пожилой человек очень чувствителен к помехам, он как бы соскальзывает на промежуточных действиях, например: «Писал письмо, пошел за очками, отвлекся на пятно на ковре, забыл, зачем пришел». Мысленно воспроизводя события в обратном порядке, нужно найти отправную точку, фиксировать свои мысли на первоначальной цели, анализировать её, использовать речевые команды.

Хотя  старый человек уже подсознательно готовится к смерти, ему важно  почувствовать собственную «важность», необходимость обществу, важно поддерживать интересы и увлечения пожилых  людей, помогать им справляться с  проблемами, возникающими с вниманием, помогать им приобщаться ко всему новому.

Заключение

В общем внимание играет немаловажную роль в психической жизни человека. Внимание развивается вместе с человеком, проходит определённые этапы развития от рождения и до смерти человека. Особенно важна роль внимания в развитии ребёнка и стареющего человека, когда явления в развитии внимания наиболее очевидны. Сначала у человека развивается непроизвольное внимание, затем уже произвольное и послепроизвольное. К старости у человека возникает множество проблем со вниманием, однако эти проблемы решаемы и стареющему человеку возможно сохранить свою психическую жизнь полноценной до последних дней.

В целом я могу сказать, что цели, поставленные мною в начале работы, достигнуты. Я думаю, что в современное  время учёные будут продолжать изучать  особенности развития внимания в  разных возрастах. Эта тема была и  остаётся для меня интересной и увлекательной, потому что проблемы, описанные в  данной работе очень близки повседневной жизни любого человека и особенно важны для будущего педагога. Каждый возраст имеет свою специфику, и  после изучения материала, видение  и понимание окружающих людей, социальных явлений меняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Ананьев  Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: 2000

2.Божович  Л.И. Личность и её формирование  в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2007

3.Гамезо  М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная  и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

4.Дормашев  Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 2001

5.Запорожец  А.В. Избранные психологические  труды. В 2-х т. Т.1 - М.: Педагогика, 2001

6.Комарова  Т.К. Психология внимания. - Гродно: ГрГУ, 2002.

7.Немов  Р.С. Психология. Книга 1. Общие  основы психологии. - М., 2003.

8.Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2004

9.Страхов  В.И. Внимание школьников в  процессе труда. - Саратов, 2001

10.Титченер  Э. Внимание. Хрестоматия по вниманию. - М., 2003

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология(Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005.

12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: 2005


Информация о работе Возрастные особенности развития внимания