Возрастные особенности развития внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:08, реферат

Краткое описание

Проблема развития внимания в разных возрастах всегда была и остаётся актуальной. Не только учёные-исследователи человеческой психики интересуются этим вопросом, но и обычные люди, знакомые с понятием «внимание». В детстве, например, многим говорят: «Ты невнимательный» или «у тебя ошибки из-за невнимательности». Что же это значит, внимание? В чём суть процесса? И какая существует разница между вниманием человека, поступившего в школу, и человека, уже закончившего её? Ответы на перечисленные вопросы я ищу в этой работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
1.1 Общая характеристика внимания
1.2 Особенности развития внимания
1.3 Основные функции внимания
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
2.1.1 Методики для диагностики
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
2.1.3 Порядок проведения диагностики
2.2 Результаты и их обсуждение
2.2.1 Исследование внимания
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь
2.2.3 Анализ работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

семин.воз.псих.возрастные особенности развития внимания гер.docx

— 64.97 Кб (Скачать файл)

Ребёнок в этом возрасте обладает эгоцентричным  мышлением, он уже мыслит про себя, но это мышление очень примитивно, и в нём не учитываются другие люди, ребёнок рассуждает только с  собственных позиций.

Одним из важнейших психических новообразований  мышления в дошкольном возрасте является воображение, как способность видеть целое не складывая его из частей, раньше частей. Актуальным на этом этапе развития ребёнка является смыслообразование, развитие которого происходит благодаря развитию воображения.

Среди всех психических функций на первое место в дошкольном возрасте выходит  память (Л.С. Выготский). Именно она преобладает в психике ребёнка, играет в ней очень важную роль. У ребёнка возникает своё мировоззрение, он стремится дать ответ на вопрос, откуда всё произошло. На протяжение дошкольного возраста у ребёнка закрепляется система мотивов. В начале дошкольного периода эти мотивы имеют бессознательный характер. К концу дошкольного периода у ребёнка появляются самые разнообразные мотивы деятельности : игровые, познавательные, нравственные мотивы. Важно то, что мотивы уже осознаются ребёнком. В мотивации ребёнка появляется определённая иерархия, что доказывает, что у ребёнка продолжает развиваться волевая сфера.

Часто говорят о кризисе семи лет  у ребёнка. Ребёнок начинает терять свою детскую непосредственность, пытается вести себя как взрослый, часто  противоречит родителям, хитростью  пытается добиться своего в отношениях с ними. Он часто и много обращает внимание на себя, на свой внешний вид, старается не выглядеть «как маленький». Родителям обязательно нужно  помочь ребёнку преодолеть эти сложные жизненные моменты, объяснять ему необходимость выполнения своих просьб и причины требований к нему, подталкивать ребёнка к самостоятельному поведению.

3.3 Младший школьный возраст

Поступление в школу - очень важный период в  жизни каждого ребёнка. В его  жизни происходит серьёзный разрыв - его вырывают из семьи, и в это  время важно подготовить ребёнка  к новым условиям его жизни. Теперь он вступает в незнакомый коллектив  и должен знать как себя в нём  вести. Между тем, школа не простой  социальный институт, и учитель, и  ученики носят определённые социальные функции, в школе действуют строгие  социальные правила, и поведение  ребёнка должно подстроиться под  эти жёсткие правила.

Важна не только социальная подготовленность ребёнка, но и уровень его психического развития. Ребёнок должен обладать уже к моменту вступления в  школу некоторыми навыками, знаниями и умениями, чтобы не вступить в  ряды отстающих и чтобы научиться максимально и качественно усваивать школьную программу.

В отечественной психологии такие  учёные как Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин занимались проблемой «школьной зрелости», то есть того психического состояния ребёнка, которое бы сигнализировало о его готовности к обучению. В первую очередь это стремление быть школьником и наличие познавательного интереса. Обычно у детей, вот-вот готовых поступить в школу, этот интерес уже присутствует, многие дети, ещё не зная, что такое школа, очень хотят стать школьниками. Помимо этого, в понятие личностной готовности входит наличие развитой произвольной сферы, в частности, развитого произвольного внимания. Отсюда следует сделать вывод, что к моменту поступления в школу у ребёнка уже имеется полноценное произвольное внимание.

Младший школьный возраст является переходным, и ребёнок соединяет в своей  психике черты дошкольного периода  и школьного периода, остатки  детской непосредственности, желание  игровой деятельности, и стремление занять более высокую социальную позицию, уже не просто «маленький», но «школьник». Как и любой переходный период, он богат скрытыми возможностями  развития, поэтому сейчас проводятся множество исследований, чтобы своевременно увидеть эти возможности, и максимально  их развить.

У ребёнка изменяется взаимоотношение  процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у  дошкольников. Однако склонность к  возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.

При переходе к младшему школьному периоду  главенствующим видом деятельности становится учение. В первые дни  школьной жизни, ребёнок с удовольствием  ходит в школу не потому, что  испытывает огромный интерес к грамматике или математике, но он испытывает огромный интерес к новому виду жизни, отличающемуся  от детского садика и дома. Также  он испытывает интерес к познанию в общем, к поглощению новых знаний. Это замечательный период жизни ребёнка, и учителям и родителям необходимо как можно надолго задержать внимание ребёнка на учёбе, поддерживать его влечение к новым знаниям.

Обычно  приспособление к школе длится от двух месяцев до одного года, и уже  в середине первого класса ребёнок  начинает терять свою первоначальную тягу к знаниям. Это происходит потому, что дети получают те или иные готовые  знания и определения, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях. Как правило, специально не рассматривается потребность  в этом знании. Естественно, что в  таких условиях поле интеллектуального  поиска ребенка невелико, познавательная самостоятельность существенно  ограничена. На таких занятиях слабо  формируются интересы к самому содержанию учебного материала. Поскольку же по мере привыкания к внешним атрибутам  школы у ребенка гаснет первоначальная тяга к учению, то в результате нередко  наступают апатия и безразличие. Чтобы их предотвратить желательно не только давать ребёнку готовые  знания, но и предоставлять для  его решения проблемы, ставить, разыгрывать  различные ситуации, в которых  он сможет продемонстрировать имеющиеся  знания и навыки. Важно в это  время обращать внимание ребёнка  на себя, на то, как повышаются его  знания, как он развивается, как растут его возможности.

В младшем школьном возрасте у ребенка  возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это  сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.[11.] У школьников начинает развиваться теоретическое внимание. Одним из новых явлений в психике ребёнка выделяют интеллектуальную рефлексию. Ребёнок уже способен анализировать свои действия и поступки. Внимание ребёнка, как психическая функция, меняется. Продолжает формироваться произвольность внимания, и она формируется либо стихийно, в виде приспособления к новой для ребёнка учебной деятельности, либо осознанно и целенаправленно, как одно из средств самоконтроля.

С первых дней школьного обучения предъявляются  чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Произвольность проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая  трудности и препятствия. Ребенок  по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в  младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению  и переключению его динамики в  пределах задания и всего рабочего дня.[11.] Под главенством внимания у ребёнка также изменяются процессы восприятия(преобразуется в наблюдение) и памяти (заучивание, повторное 

3.4 Подростковый период и юность

Подростковый  период - это время окончания детства. Ребёнок сам сравнивает себя с  другими и понимает, что он уже  не просто школьник, а взрослый. Чувство  взрослости -- это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность»[12.]. Подростковый период считается очень сложным, потому что на подростка сложно воздействовать. У него начинается половое созревание, повышается гормональный фон.

Многие  учёные занимались периодом подростничества. Основополагающую лепту внёс Холл своим трудом «Взросление». Также о подростничестве писал К. Левин, в психоаналитическом ключе его рассматривали З. Фрейд и А. Фрейд, о нём писал Э. Эриксон. В отечественной психологии им интересовались Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман, Л.И. Божович и другие видные учёные.

Даже  в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны  асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок)[11.].

Основной  деятельностью подростка остаётся школа, но в психологическом плане  она всё же отходит на задний план. Выдвигается вперёд общение подростка, попытки выстраивать отношения, экспериментировать с ними. Всё в этот момент жизни связано у подростка с желанием найти своё место в обществе и показать себя. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10--11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12 --13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14--15 лет)[11.].

Отрочество - прекрасное время усиленного развития психических процессов. Так у  подростка качественно меняется, улучшается мышление, меняется восприятие. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения  и переключения; оно оказывается  контролируемым, произвольным процессом. Школьник-подросток уже в состоянии  достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Нередко родители жалуются на неустойчивость внимания, обвиняют подростка в рассеянности и лени, но делают это неправомерно, так  как у подростка просто нет стимулов заниматься тем или иным делом. Если у подростка появится настоящий интерес к делу, его будет сложно от него оторвать.

На  развитие внимания в этом возрасте влияют не только социальные условия, но и сам возраст. Известно, что  в 13 - 15 лет у ребёнка наблюдается  повышенная утомляемость, он часто  и много устаёт. Его постоянная раздражительность так же, как  и утомляемость может повлиять на характеристики внимания. Так же внимание снижается после перенесенных тяжелых  соматических заболеваний, черепно-мозговых травм, а также при наличии  нервно-психических заболеваний  у ребенка.

Сложно  точно определить временные границы  юности. Юность знаменует переход  человека к взрослой жизни. Само слово  «взрослый» может толковаться по-разному. С психологической точки зрения, это сформировавшаяся личность, с  социальной точки зрения это человек, крепко стоящий на ногах, у которого прочное финансовое положение, который  ни от кого не зависит., а биологическая зрелость - это достижение способности к деторождению.

Подростка от юноши отличает внутренняя позиция  по отношению к будущему. Подросток  смотрит в будущее с позиции  настоящего, а юноша смотрит на настоящее с позиций будущего. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив -- «аффективный центр» жизни юноши[2.].

Юность - очень индивидуализированное время, у многих этот период проходит по-разному. Что касается интеллектуального  развития, то в основном уровень  когнитивного развития в этом возрасте достигает формально-логического уровня. Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. Часто развитие индивидуальных особенностей, применимых в будущей профессиональной деятельности, очень влияет на развитие умственных способностей. Так, человек уже самостоятельно развивает своё внимание, если понимает, что навык по развитию произвольного внимания понадобится ему в его будущей профессии.

3.5 Взрослость

Взрослость - неоднозначное понятие. Оно включает в себя молодость, зрелость(акме), старение и старость. Взрослость - самая продолжительная часть жизни человека, и занимает примерно три четверти общей продолжительности жизни человека. Взрослость - это время совершения деяний, время расцвета человеческой деятельности, достижения жизненных целей. Взрослый человек имеет уже абсолютно другие жизненные приоритеты, по сравнению с юным человеком. Теперь он уже по-настоящему генеративен, то есть способен творить, это понятие максимально широкое и включает в себя и творение вещей, и созидание новых идей, и рождение детей. Взрослый человек постоянно стремится к новым достижениям, постоянно в работе и делах. А. Маслоу анализировал биографии известных взрослых личностей, которые самореализовались, и вот какие качества, присущие по-настоящему взрослым людям, он выявил : более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность[11.].

Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста -- сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Она изучалась, с одной стороны, как своеобразный финал познавательной деятельности человека и, с другой стороны, как начало старения и угасания организма. Однако за последние десятилетия изучения периода зрелости, обнаружены значительные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости -- с точки зрения ее продолжительности и потенциала[1.].

Что касается психофизиологического развития, частью которого является процесс развития, известный швейцарский учёный Э. Клапаред настаивал в 20е годы ХХ века, что во взрослом возрасте процесс развития прекращается и называл этот период жизни «психической окаменелостью»[11.].

Однако  уже в 1960 году, под руководством Б.Г. Ананьева было проведено комплексное  исследование психофизиологической эволюции взрослых людей от 18 до 35 лет, оно  выявило, что такое понятие приложимо к среднему возрасту. Позднее исследование было продолжено и исследовали более широкий диапазон людей - до 60 лет.

Развитие  психофизиологических функций носит  двухфазный характер. Первая фаза -- фронтальный прогресс в развитии функций -- наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза -- специализация психофизиологических функций -- начинает активно проявляться после 26 лет. Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня, отдельных функций и познавательных способностей. Для ранней зрелости характерны функциональные сдвиги познавательных процессов, своеобразные «пики» внимания, памяти, мышления. В период от 30 до 33 лет наблюдается высокое развитие внимания, которое снижается к 40 годам. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического. В микропериод 51 - 55 лет на уровень качества внимания влияют личностные устремления человека, стремление к познавательной деятельности, желание постоянно узнавать новое.

Информация о работе Возрастные особенности развития внимания