Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:08, реферат
Проблема развития внимания в разных возрастах всегда была и остаётся актуальной. Не только учёные-исследователи человеческой психики интересуются этим вопросом, но и обычные люди, знакомые с понятием «внимание». В детстве, например, многим говорят: «Ты невнимательный» или «у тебя ошибки из-за невнимательности». Что же это значит, внимание? В чём суть процесса? И какая существует разница между вниманием человека, поступившего в школу, и человека, уже закончившего её? Ответы на перечисленные вопросы я ищу в этой работе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
1.1 Общая характеристика внимания
1.2 Особенности развития внимания
1.3 Основные функции внимания
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
2.1.1 Методики для диагностики
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
2.1.3 Порядок проведения диагностики
2.2 Результаты и их обсуждение
2.2.1 Исследование внимания
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь
2.2.3 Анализ работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Формируется целая плеяда учёных, лучших умов России, посвятивших свою творческую деятельность изучению детской психологии, среди них П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и другие видные деятели.
Стали возникать новые методы исследования, например «метод дневников», метод естественного эксперимента, метод теста.
2.2 Предмет и задачи возрастно
Объект
изучения возрастной психологии, так
же как и педагогической психологии,
- развивающийся человек. Предметом
возрастной психологии как научной
дисциплины является изучение фактов
и закономерностей психического
развития человека в онтогенезе. Главная
задача возрастной психологии - раскрыть
предпосылки, условия и движущие
силы психического развития человека
с момента рождения до глубокой старости,
описать динамику развития отдельных
психических процессов и
Всегда большой сложностью было правильно поделить развитие человека на периоды. Изначально этих периодов было не так много, но к настоящему моменту существуют следующие этапы:
1. дошкольный,
2. младший школьный,
3. подростковый,
4. старший школьный(юность),
5. взрослый,
6. преклонный.
Исследования
аспектов развития уже изученных
психологических особенностей взрослых
людей постепенно распространялись
на юношей, подростков, младших школьников
и затем дошкольников. Эти исследования
позволили обнаружить ранее неизвестные
потенциальные возможности
Без знания возрастной психологии невозможно совершение педагогического акта в целом.
2.3 Классификация методов возр
В отечественной психологии выделяют четыре большие группы методов по Б.Г. Ананьеву:
· Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный метод используется для проведения возрастных срезов и лонгитюдных исследований. Одним из вариантов сравнительного метода является генетический метод в виде генеалогических исследований, исследования приёмных детей и родителей и исследования близнецов. Лонгитюдные исследования заключаются в длительном исследовании одного человека или группы людей для выявления индивидуальных особенностей или особенностей группы. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.
·
Эмпирические методы: наблюдения, экспериментальные
методы, психодиагностические методы,
анализ процесса и продуктов деятельности,
биографические методы. Что характерно
для возрастной психологии, так это
метод естественного
· Методы обработки данных: количественный и качественный анализы данных.
·
Интерпретационные методы: генетический
и структурный методы. Генетический
метод устанавливает так
3. Развитие внимания на различ
3.1 Младенчество
Самое начало жизни ребёнка есть одновременно один из самых благоприятных периодов в жизнедеятельности организма. Очень мало известно о том, как воспринимает мир ребёнок, находящийся в утробе. Обычно многие родители уверены, что малыш чувствует, какое настроение у родителей, слышит их голоса, понимает, что происходит вокруг и т.д. Очень важный, стрессовый период - период рождения. Для малыша это резкая смена обстановки, новый тип дыхания, новый тип питания, другие температурные условия. Не случайно специалисты говорят о родовом кризисе. С рождения и до одного года малыш существует в так называемом периоде новорождённости, это ещё не младенчество, это самое начало его развития отдельно от материнского организма. Существуют характерные особенности периода новорождённости: младенец мало различает сон и бодрствование, большую часть времени погружён в себя, чувствует дискомфорт от неправильного положения тела, голода, холода, жажды, торможение преобладает над возбуждением, двигательная активность имеет спонтанный характер.
Первоначально было очень сложно изучить психику младенцев, но в настоящее время при исследовании процессов восприятия, памяти, внимания у детей первого года жизни используют регистрацию целого ряда объективных «индикаторов»: частоты сердечных сокращений, ритма дыхания и сосания, микродвижений глаз, поворотов головы, появления и угасания ориентировочной реакции. Прежде всего младенец обладает рядом определённых ориентировочных рефлексов, способствующих его приспособлению к окружающей среде. Помимо механизмов, позволяющих ему сосать, дышать, он также обладает защитными рефлексами, ориентировочными рефлексами (малыш пытается повернуть голову, чтобы найти источник зажженного света), а также атавистическими рефлексами, например хватательный, ползательный рефлексы, автоматическая походка.
Наличие
безусловных рефлексов
Человеческий детёныш - самый беспомощный на Земле. В сравнение с ним идёт только детёныш обезьяны, который, тем не менее, в первые месяцы жизни способен цепляться за шерсть матери, чтобы та переносила его с одного места на другое. Таким образом, маленький человек очень сильно нуждается в обществе, в частности в матери и отце, следовательно - он самое социальное существо. Постепенно, вовремя первых двух месяцев жизни, взрослый становится основным, самым привлекательным и удобным объектом для восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях, которую некоторые исследователи считают врожденной. Всё внимание ребёнка сосредоточено на его родителях. В течение первых трёх-четырёх недель у ребёнка начинает проявляться интересный феномен - ротовое внимание. Это своеобразная реакция на ласковую улыбку взрослого, на его слова - ребёнок замирает, вытягивает губы, и происходит глазной контакт. Вскоре, на основе этой реакции малыш начинает пытаться улыбнуться. Улыбка в ответ на обращение матери или другого взрослого является важнейшим психическим новообразованием кризисного новорождённого возраста.
Ещё
один интересный феномен именует
собой переход от состояния новорождённости
к собственно младенческому возрасту.
Это комплекс оживления. Теперь ребёнок
не только сосредоточенно пытается улыбнуться
в ответ на позыв взрослого. К
8 неделям, радостная реакция
Ведущая
деятельность младенческого периода
- непосредственно-эмоциональное
Общение
между ребёнком и взрослым осуществляется
в процессе совместных действий. Создаются
условия для речевого, двигательного
и сенсорного развития. У ребёнка
выстраиваются связи между
К окончанию первого года жизни малыш сильно отрывается от взрослого, у него появляется «Я - желающий», которое вскоре перерастает в «Я - действующий». Самые главные приобретения к началу второго года жизни - это ходьба и первые слова. Также малыш овладевает предметами-орудиями, такими как лопатка, совок, чашка, ложка. Ребёнок становится субъектом собственных действий, овладевает ими благодаря развитию так называемых мотивирующих представлений, когда ребёнок концентрируется на определённом объекте, который имеет значимость для удовлетворения его потребностей. Нужно добавить, что на данном этапе внимание ребёнка имеет бессознательный характер.
3.2 раннее детство и дошкольны
Одним
из важных новых явлений для ребёнка
этого возраста является специфическая
форма деятельности - игра. Она ещё
не является основной формой деятельности
ребёнка, но только начинает проявляться
в его поведении, в его каждодневной
активности в простых формах. Также
он познаёт рисование и
В дошкольном периоде интересы ребёнка начинают тесно связываться со взрослой жизнью, с тем, как дети эту взрослую жизнь воспринимают. Теперь их больше интересует поведение взрослых, чем игрушки. Однако, дети в этом возрасте не могут вести себя так же, как и взрослые, не могут выполнять те же функции. Противоречие и конфликтность феномена «Я сам» проявляется в данном случае в ещё большей степени. Тогда в действие вступает ведущая активность дошкольного периода - игровая деятельность ребёнка. Игра этого периода является сюжетно-ролевой. Этот тип игры в дошкольном возрасте очень глубоко и всесторонне изучен Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным и другими учёными. Важная линия генезиса игры связана с проблемой овладения ребенком собственным поведением. В сюжетно-ролевой игре необходимо возникает процесс подчинения ребенка определенным правилам. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Во время игры происходит развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия, с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания. В дошкольном возрасте внимание приобретает опосредствованный, знаковый характер, становится высшей психической функцией . Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств, а потом происходит их «вращивание». Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий. Современная отечественная система сенсорного воспитания организует активное овладение детьми раннего и дошкольного возраста общественным сенсорным опытом, способами определения многочисленных качеств и свойств предметов, такими, как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами. Основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать их, является система сенсорных эталонов (А.В. Запорожец)[5.]. Сенсорные эталоны -- это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сенсорные эталоны формы предметов -- это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др. Эталоны цвета -- семь цветов спектра, белый и черный.
Информация о работе Возрастные особенности развития внимания