Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 09:08, курсовая работа
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться.», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Среди многообразия проблем современной психологии возрастные психологические особенности являются одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного
возраста..........................................................................................................8
1.2 . Познавательное развитие детей младшего школьного
возраста……………………..........................................................................12
1.3. Ценность младшего школьного возраста.....................................................15
1.4. Особенности развития памяти, как одного из важных познавательных
процессов....................................................................................................17
1.5. Виды памяти младшего школьника и их особенности…………...............21
Глава 2. Исследование особенностей памяти младшего школьника, как одного
из важных психических процессов.
2.1. Организация и методы исследования….........................................................24
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Методика « Диагностики
типа памяти» (приложение 5)
Количество тестируемых:
20 человек.
О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти С:
С = (А/10) • 100%,
где А – количество правильно воспроизведенных слов.
Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемых данный тип памяти.
Уровни запоминания:
- высокий – 90-100%;
- средний – 60-80%;
- низкий – менее 20-50%.
Констатирующий эксперимент.
Проводимая методика позволила определить
ведущий тип памяти в процессе обучения
младших школьников. Детям предлагалось
записать на отдельных карточках четыре
ряда слов. Результаты по данной методике
таковы:
- Слуховая 44%
- Зрительная 20,5%
- Моторно-слуховая 20,5%
- Комбинированая 15%
По результатам исследования можно сделать вывод.
У 50% учащихся была
выявлена высокая слуховая память. Дети
положительно относятся к учебе, любят
выполнять разнообразные задания на слух,
учебный материал усваивается легко, проявляют
интерес к новому
материалу.
30% учащихся имеют средний уровень
зрительной и моторно-слуховой
памяти. Ребенок положительно
относиться к учебе, предъявляемые
требования воспринимают адекватно, хорошо
развита зрительная и моторно-слуховая
память, полностью овладевают программой,прилежные,
внимательно слушают задания.
20% учащихся имеют низкий уровень комбинированной памяти. Дети характерно положительно относятся к учению, но интересными являются первые уроки физической культуры. На уроках не могут долго сидеть спокойно и ждут звонка, прослушивают задания учителя, запоминают поверхностно
первые предложения.
По результатам можно сделать
вывод, что у учащихся младшего школьного
возраста преобладает слуховая память
44%. Дети положительно относятся к
учебе, любят выполнять разнообразные задания на слух, учебный материал усваивается легко. Менее развита комбинированная память. Детям характерно положительное отношение к учебе . На уроках не могут сосредоточиться, сидеть спокойно и ждут звонка.
Методика для «Диагностики опосредованной памяти»
( приложение 6).
Данная методика позволила выявить эффективность опосредованного запоминания и проанализировать характер ассоциаций. Зачитываются слова и словосочитания, а ребенок должен их изобразить. Результаты представлены наглядно.
Испытуемый: учащиеся 2 «Б» класса Золотухинской средней общеобразовательной школы. Максим П.
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку слово или словосочетание ребенок получает 1 балл.
Максимальная оценка, которую
ребенок может получить в этой методике,
равна 10 баллам. Такую оценку ребенок
получит тогда, когда правильно вспомнит
все без исключения слова.
Минимально возможная оценка
– 0 баллов. Она соответствует тому случаю
если ребенок не смог вспомнить по своим
рисункам ни единого слова или не сделал
к слову рисунок.
Заданные выражения |
Рисунки и объяснение испытуемого |
Количество баллов |
Веселый праздник |
Человек радуется и у него есть воздушный шарик – веселый праздник. |
1 |
Богатство |
Нарисована гора денег - богатство. |
1 |
Дружба |
Два человека пожимают друг другу руки – дружба. |
1 |
Беззубый дед |
|
0 |
Сердитая учительница |
У учительницы открыт рот, значит она ругается, а еще грозит указкой – сердитая учительница. |
1 |
Любовь |
Нарисовано сердце – любовь. |
1 |
Смелый поступок |
Маленький человечек не побоялся большого и заступился за друга. |
1 |
Болезнь |
Человек лежит в постели, ему плохо – болезнь. |
1
|
Страх |
Ему страшно, и он кричит - страх |
1 |
Счастье |
Человек улыбается, ему весело – веселье. |
0 |
10 баллов – очень высоко развита опосредованная
слуховая память.
9 баллов – высоко развита
опосредованная слуховая
8-6 баллов – средне развита опосредованная
слуховая память
5-2 балла – низко развита
опосредованная слуховая
0-1 балл – слабо развита опосредованная слуховая память.
Испытуемый Максим П. набрал 8 баллов, следовательно, у него средне развита опосредованная слуховая память.
Методика для
« Диагностики долговременной памяти» (приложение 7). Проводимая
методика позволила определить эффективность
запоминания и долговременность слуховой
памяти. Детям предлагалось записать ряд
слов, после 10 минутного перерыва.
Результаты представлены в виде диаграммы.
Количество тестируемых: 20 человек.
О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти С:
С = А / B●100 %
где А – Общее количество слов;
В — количество запомнившихся
слов;
С — коэффициент долговременной
памяти.
Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемых данный тип памяти.
Уровни запоминания:
- высокий – 75 — 100%;
- средний –
50 — 75%
- - низкий – 30 — 50 %
- ниже 30% - очень низкий уровень
.
- 65%
- 35%
Из диаграммы,
что 65% от количества испытуемых имеют
средний уровень запоминания. Это означает,
что учащиеся положительно относятся
к учебе, прилежны, внимательно слушают
задания.
35% от количества испытуемых
имеют низкий уровень запоминания. Это
означает, что ребенок отрицательно
относится к учебе, часто нарушает дисциплину,
к урокам готовится не регулярно, нуждается
в контроле со стороны учителя.
В тоже время низкий уровень запоминания
составляет 35 %.
Средний уровень памяти преобладает
у 65% учащихся. И 25% составляет низкий уровень
запоминания, что говорит о том, что есть
потенциал для формирования высокого
уровня запоминания.
2. Формирующий
эксперимент.
Любой учитель хотел бы видеть
своих учеников творчески мыслящими, ищущими,
стремящимися к новым знаниям. В современной
школе ЗУНы не могут быть единой педагогической
целью — школа призвана всемерно развивать
психологические, познавательные и творческие
возможности учащихся и воспитывать взрослеющую
личность. А это значит, что
кардинальному изменению должна быть подвержена та часть урока, которая связана с введением новых знаний. На уроке все должно быть иначе: и психологическая атмосфера, занятий, и учебное содержание , и методика преподавания, нацеленная на то, что учащиеся должны « открывать» знания, а
не получать их в готовом виде. Например в период государственной практике на уроке литературного чтения по теме « Н. Носов на горке» мы использовали: иллюстрации к фрагментам из рассказа, аудио запись с рассказом. ( фрагмент урока см. приложение 4)
Именно активная деятельность учащихся позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком « открытия» этого материала самими обучающимися.
Поэтому на этапе
формирующего эксперимента нами проводилась
работа по развитию памяти младшего школьника.В
качестве примера приведен фрагмент урока
русского языка во 2 классе.( фрагмент
урока см. приложение 1)
На данном уроке учитель вначале
загадывает загадки, а дети отвечают. Через
15 минут дети записывали отгадки в той
последовательности, в которой давал учитель
загадки. Это побуждала учащихся к осознанию
запоминанию. На уроках мы использовали
диалоговое обучение. Например, на
уроке русского языка детям предлагалось
списать по памяти с доски четверостишие
А. Блока и самостоятельно вставить
правильные орфограммы и их проверить.
Решение этой задачи дети делали самостоятельно,
это побуждает учащихся к активной деятельности
на уроке. После этого имел место диалог
учителя с учащимися с целью выяснения
смысла содержания текста и проверки
поставленной задачи. ( фрагмент урока
см. в приложении 2)
Развитие памяти младшего
школьника на внеклассных занятиях нами
были использованы игровые ситуации. Одним
из наиболее действенных приемов
развития памяти является игра. При включении ребенка в ситуацию игры интерес к учебной деятельности возрастает, повышается мыслительная активность. Так мы на внеклассном занятии использовали игру « Заметь и запомни» ( фрагмент занятия см. приложение 3).
Суть её заключается в том что, на стол выкладываются 10 различных предметов
и прикрываются газетой. Затем, приоткрыв их на 10 сек., снова закрываем и предлагаем ребенку их перечислить. Это способствует развитию зрительной памяти, наблюдательности, потому что ребенок должен запомнить количество и месторасположения предметов. После чего дети отвечали, какие предметы были убраны и какие были переложены на другое место.
На литературном чтении по теме « Н. Носова На горке» мы старались формировали некоторые умения из разных групп универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных , познавательных и регулятивных.
Например, личностное умение
- «смыслообразования» через прослеживание « судьбы
героя» Котьки;
- «самоопределения» и «самопознание» на основе сравнения
« Я» с героями
литературных произведений
по средствам эмоциональной идентификации
( задавался вопрос: похожи ли вы
какими-то качествами на этого героя?)
- умение строить план с выделением существенной
и дополнительной информации.( для пересказа
дети делили текст на абзацы, выделяли
в каждом главную мысль и озаглавливали
каждый абзац или часть и по этому плану
пересказывали.)
Важнейшей функцией восприятия является
трансляция духовно-нравственного опыта
общества через системы социальных личностных
смыслов раскрывающих нравственное значение
поступков героев произведения.
Организовывала домашнее задания по принципу
самостоятельности и возможности использования
полученных знаний в общении со сверстниками.
До окончания урока мы давали детям объяснения домашнего задания, разбирали его на примере одного из заданий.
Составляли примерный план для написания дома сочинения по картине В. Васнецова « Три богатыря».
Контрольное исследование.
Мы проводили повторно с учащимися коррекционные работы по методикам «Диагностика типа памяти», «Диагностика опосредованной памяти», «Диагностика долговременной памяти».
Цель повторного
исследования: проверить, изменились ли результаты
по
сравнения с первым исследованием.
Слуховая – 49%.
Зрительная – 23%.
Моторно-слуховая – 23%.
Комбинированная – 18%.
- Слуховая 49%
Информация о работе Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста