Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:50, курсовая работа
Цель исследования: доказать эффективность разработанной психолого-педагогической программы развития воображения детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Воображение как познавательный психический процесс 6
1.2. Анализ подходов к проблеме развития воображения детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии 9
1.3. Особенности воображения детей раннего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ИССЛЕДOВAНИЕ OСOБЕННOСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВOЗРAСТA 22
2.1. Описание и обоснование методов исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования особенностей воображения детей
раннего возраста (констатирующий этап эксперимента) 25
2.3. Психолого-педагогическая программа развития воображения у детей
раннего возраста (формирующий этап эксперимента) 29
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Федеральное агентство по образованию
Департамент образования
и науки Ханты-Мансийского
ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра методик дошкольного и начального образования
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
по специальности 050703.65
«Дошкольная педагогика и психология»
|
Исполнитель: Исакова Н.П. студентка 41 ДПиП группы заочного отделения
Научный руководитель: Архипова Т.Т. |
Нижневартовск, 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Воображение как познавательный психический процесс 6
1.2. Анализ подходов к проблеме развития воображения детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии 9
1.3. Особенности воображения детей раннего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ИССЛЕДOВAНИЕ OСOБЕННOСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВOЗРAСТA 22
2.1. Описание и обоснование методов исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования особенностей воображения детей
раннего возраста (констатирующий этап эксперимента) 25
2.3. Психолого-педагогическая программа развития воображения у детей
раннего возраста (формирующий этап эксперимента) 29
2.4. Результаты
опытно-экспериментальной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что ориентирование образования на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребенка в духе созидательного, гармоничного и творческого отношения к действительности. Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы.
На необходимость развития воображения дошкольников указано в нормативных документах. В Федеральных государственных требованиях к образовательной программе ДОУ выделена образовательная область «Познание». Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи) [21]. Одним из главных направлений педагогической работы с дошкольниками является познавательно-речевое развитие, в ходе которого внимание уделяется развитию доречевых форм фантазии и словесных форм воображения. В программе «Успех» записано, что понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества) [2, с.26].
Психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Но психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Воображение связано с деятельностью, потому что человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.
На значение воображения, фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста указывали зарубежные и отечественные психологи, изучавшие онтогенез психического развития (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Некоторые из них (В.Штерн, Д. Дьюи) утверждают, что маленький ребенок живет в воображаемом мире и воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.М.Дьяченко) указывают на исключительность детского воображения. Они считают, что дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения [5, с.13]. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Выявленные для каждого возрастного этапа дошкольного детства особенности и механизмы развития воображения ложатся в основу построения новых программ для дошкольников и выделения в них специальных методов и средств, направленных на активизацию воображения детей дошкольного возраста.
Проблема исследования состоит в ответе на вопрос: каковы особенности воображения детей раннего возраста, которые необходимо учитывать в процессе его развития.
Цель исследования: доказать эффективность разработанной психолого-педагогической программы развития воображения детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс развития воображения у детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности воображения детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: развитие воображения детей раннего возраста проходит успешно, если учитываются особенности воображения детей данного возраста и главными психологическими условиями этого процесса выступают игровая деятельность и руководство взрослого.
В соответствии с предметом, объектом и целью были поставлены следующие задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы проблемы.
2.Подобрать диагностические задания для изучения особенностей воображения детей раннего возраста.
3.Провести диагностическое изучении е особенностей воображения детей раннего возраста.
Методологическую основу исследования составляют теории развития воображения детей дошкольного возраста зарубежной и отечественной психологии (В.Штерн, Д. Дьюи, Л.С. Выготский, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, сравнение, обобщение; эмпирические – наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 7 «Ёлочка» г. Ханты-Мансийска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В экспериментальной работе приняли участие 16 детей второй младшей группы. Средний возраст детей – 3 года 6 мес.
Практическая значимость исследования состоит в разработке направлений и содержания работы по развитию воображения детей раннего возраста.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРВАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Воображение как познавательный психический процесс
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение – это «способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им» [28, с.45].
В психологии воображение – это «психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В воображении используются, прежде всего, символические, метафорические формы отражения действительности» [23, с.29]. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют воображение как «необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [19, с.132].
С.Л. Рубинштейн отмечает, что воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [25, с.33]. Так, воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
Э.В. Ильенков рассматривает воображение как необходимый компонент любой творческой деятельности человека, любого новаторства и открытий. По его мнению, «отличительной особенностью воображения является своеобразный отлет от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий» [11].
Психологи выделяют следующие виды воображения: произвольное и непроизвольное, продуктивное и репродуктивное, активное, творческое.
Произвольное воображение «проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, непроизвольное – в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.» [19, с.134].
Продуктивное воображение отличается тем, что «в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь тоже присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество» [19, с.134].
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. «Оно всегда направлено на решение творческой или личностной задачи» [25, с.35].
Творческое воображение – это «такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Это воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека» [24, с.36].
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы «представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена» [19, с.137].
Вторая функция
воображения состоит в
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. «С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, эмоциями, высказываниями» [25, с.29].
Четвертая функция
воображения состоит в
Пятая функция воображения – это планирование и программирование деятельности, составление программ деятельности, оценка их правильности, процесса реализации [7, с.48].
У разных людей воображение проявляется по преимуществу в различных областях. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным – у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого – в области художественного, у третьего – в области научного творчества.
Таким образом, воображение – это психической познавательный процесс, спецификой которого является создание нового в форме образа, представления или идеи. Воображение – это способность творчески мыслить, умение фантазировать, мысленно представлять. Все цели человека рождаются в его голове, в воображении. Поэтому воображение это то, без чего жить невозможно. Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.
1.2. Анализ подходов к проблеме воображения детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии
В психологии существуют различные взгляды на природу и функции детского воображения. Различные подходы к изучению воображения отражены в теоретических подходах, которые существуют в современной психологии и раскрывают сущность, структуру и особенности воображения у детей разных возрастных групп в процессе различных видов деятельности.
Еще в начале ХХ века Т. Рибо [24] рассматривал воображение как процесс создания представлений, комбинирование нового из элементов старого. Автор утверждал, что воображать – значит, изображать. Т. Рибо указывает на непосредственную связь воображения в познании реальности. Он выделяет основные стадии развития воображения ребенка:
- на первой стадии ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;