Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:50, курсовая работа
Цель исследования: доказать эффективность разработанной психолого-педагогической программы развития воображения детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Воображение как познавательный психический процесс 6
1.2. Анализ подходов к проблеме развития воображения детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии 9
1.3. Особенности воображения детей раннего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ИССЛЕДOВAНИЕ OСOБЕННOСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВOЗРAСТA 22
2.1. Описание и обоснование методов исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования особенностей воображения детей
раннего возраста (констатирующий этап эксперимента) 25
2.3. Психолого-педагогическая программа развития воображения у детей
раннего возраста (формирующий этап эксперимента) 29
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Перечисленные феномены были обнаружены у детей раннего возраста в исследовании, проведенном Н.Н. Палагиной. Ею установлено, что «воображение предстает как спонтанная познавательная активность ребенка раннего возраста по созданию новых представлений в следующих показателях» [18].
У детей второго года жизни наблюдается развитие доречевых форм фантазии. В действиях с предметами это проявляется:
- при комбинировании предметной среды: перемещение и соединение предметом, варьирование действий с одним и тем же предметом;
- в участии
ребенка в мнимых ситуациях,
создаваемых взрослым
- в освоении
условных действий, использовании
предмета в неосвоенной для
него функции; действиях,
- в проявлении
активность типа «Покажи, как»
– изображение персонажа
В речевом общении развитие воображение детей второго года жизни проявляется:
- в изображении
бытовых ситуаций условными
- в одушевлении предметов, словесных обращениях к ним;
- в создании
рассказов-интерпретаций,
У детей третьего года жизни начинают развиваться словесные формы воображения.
В действиях с предметами это проявляется в том, что ребенок:
- придает сюжетные
значения действиям с
- моделирует
в игре впечатления из разных
источников: текущие события, прежние
впечатления, разговор
- делает попытки
моделировать социальные
- сопереживает
персонажам и демонстрирует
- изменяет сюжет под действием эмоций, создает собственные варианты концовок [18].
В речевом общении детей третьего года развитие словесных форм воображения проявляются:
- в создании мнимой ситуации посредством речи и условных действий без предметов;
- в словотворчестве: создании словесных сюжетов по аналогии;
- в игровом
отношении к речи: переносы речевых
форм, варьирование звуков и
- в вариативности
позиции игрушки, «
- в фантазийной лжи.
На четвертом году воображение ребенка характеризуется детализацией и обособлением фантазийных образов, формированием механизма отстранения, умения наблюдать образы как бы со стороны.
В игровых действиях с предметами это проявляется:
- в игре образами, преувеличении и преуменьшении их;
- в создании фантастических образов и обобщенных образов-идеалов;
- в варьировании действий, придании им сюжетных значений и условных правил;
- в легкости и свободе при создании мнимых ситуаций;
- в личностном включении в воображаемые события с учетом заданных условий и обстоятельств;
- в появлении игры режиссерского типа [18].
В словесном общении детей 4-го года воображение проявляется:
- в детализации сюжета логически связанными действиями, ролевыми фразами, рассказами о «прошлой жизни» и намерениях игрушек-персонажей;
- в словесном
описании образов-
- в придумывании
имен и названий знакомым
- в варьировании слов в форме понятной для окружающих и в сокращенном произношении;
- в развертывании коротких сообщений в сюжетный рассказ с описанием предыдущих и последующих событий;
- в уменьшении фантазийной лжи [18].
Таким образом, воображение детей раннего возраста имеет свои особенности. Воображение ребенка раннего возраста очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны – непроизвольным характером. Характерными признаками воображения у детей раннего возраста выступают создание новых образов, мнимых ситуаций, их вариантность и развитие словесных форм воображения. Эти признаки соответствуют основным характеристикам воображения детей раннего возраста, проявляющимся в игровой деятельности: способности воссоздать целостный образ-представление по отдельным элементам; создавать мнимые ситуации путем перекомбинирования элементов прошлого опыта и моделирования действительности игровыми средствами; способности остраняться и видеть воображаемое как бы со стороны.
Критериями для оценки уровня словесных форм воображения детей раннего возраста (по Н.Н. Палагиной) являются способность воссоздать целостный образ-представление: 1) с опорой на словесную инструкцию, 2)без опоры на действия, 3) на основе заданного сюжета.
Воображение ребенка раннего возраста зависит от уровня развития игровой деятельности, которая у детей раннего возраста организуется в форме взаимодействия, сотрудничества взрослого и ребенка. Следовательно, процедура исследования воображения детей раннего возраста должна предусматривать не простое тестирование, но взаимодействие взрослого с ребенком в игровых формах поведения.
ГЛАВА II. ИССЛЕДOВAНИЕ OСOБЕННOСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВOЗРAСТA
2.1. Oписaние
и oбoснoвaние метoдoв
Исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР – детский сад № 7 «Ёлочка» г. Ханты-Мансийска. В нем приняли участие 16 детей второй младшей группы, средний возраст детей 3 года 6 мес.
Для определения уровня развития словесных форм воображения использовались три методики, разработанные Н.Н. Палагиной для детей 4-го года жизни [18].
Первая методика «Моделирование словесных сюжетов игровыми средствами».
Цель: выявление уровня развития словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию, проявляющейся в умении составить игру по сюжетной схеме рассказа.
Материал:
- устное изложение сказки «Теремок» по С.Я. Маршаку;
- согнутые пополам лист картона или газета в три слоя для постройки теремка. Сюжетные игрушки, соответствующие персонажам сказки: мышка, лягушка, зайка, медведь. Игрушки, не соответствующие сюжету: а) баран, б)свинка, в) кубик.
Методика выявления уровня развития воображения ребенка.
Высокий уровень (3 балла). Выяснив желание ребенка послушать сказку, взрослый выразительно рассказывает ее, изображая, как звери подходили и как стучали в теремок; побуждает ребенка тоже показывать эти движения, спрашивать и отвечать по тексту. По окончании рассказа взрослый создает игровую ситуацию: «Вот бы хорошо твоим игрушкам теремок построить, обрадовались, прибежали бы и тоже постучали, кто-кто в теремочке живет? И баранчик пришел бы, и свинка, и кубик».
Поведение ребенка: Помогает сооружать теремок, изображает походку, диалоги и сюжетные действия персонажей, придумывает или повторяет диалоги с новыми игрушками, сохраняя схему их взаимодействия; изображает, как медведь развалил теремок.
Средний уровень (2 балла). Если ребенок не может развернуть игру, взрослый строит теремок и изображает желание игрушек постучаться и жить в нем. Ребенок продолжает игру самостоятельно, а взрослый лишь подсказывает характеристики и действия новых персонажей: а) «Вон баранчик круторогий хочет войти в теремок. Как он постучит? А ему ответят: Я, мышка-норушка, еще кто?», б) «А еще идет к вам свинка-толстушка», в)«Кубик-перевертыш».
Низкий уровень (1 балл). Ребенок не может развернуть игру. Взрослый строит теремок и диалогами персонажей побуждает ребенка показать, как каждый из них вошел в теремок, в том числе и новые игрушки.
Вторая методика «Телефон без абонента».
Цель: выявление уровня развития словесной формы воображения без опоры на действия, проявляющуюся в умении представить партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог.
Материал: Телефонный аппарат с трубкой или сотовый телефон.
Методика выявления уровня развития воображения ребенка.
Высокий уровень (3 балла). Взрослый обращает внимание ребенка на телефон и предлагает позвонить домой или к маме на работу и задает ситуации намеком: «Можешь позвонить маме: а) может, она скоро придет; б)может, купит что-нибудь вкусненькое; в) а дома, наверное, мультфильм включите и вместе посмотрите».
Поведение ребенка: Заинтересован идеей поговорить. Берет трубку, набирает номер, говорит: «Алло», сменой интонации и словами передает свой вопрос и ответ мамы. Добавляет детали в ответе: «Подожди, вот работу закончу, (или) денег нет, вот получу – тогда куплю» и т. д.
Средний уровень (2 балла). Начинает разговор по телефону, но не может развернуть сюжет (сформулировать вопросы). Взрослый своими вопросами побуждает ребенка сказать о том, что ответила мама и подсказывает, о чем спросить у нее (без формулировки вопроса): а) «Спроси, она скоро придет? Что сказала мама»?; б) «А вкусненького купит? Что купит, сказала?»; в) «Спроси, мультик будет сегодня? Мама как ответила?».
Низкий уровень (1 балл). Ребенок не может начать разговор по телефону. Взрослый подсказывает формулировки всех вопросов, побуждая ребенка отвечать за маму. «Скажи: мамочка, ты скоро приедешь?... А она что сказала: приду?» и т.д.
Третья методика «Режиссерская игра».
Цель: выявление уровня развития словесной формы воображения на основе заданного сюжета, проявляющуюся в умении обособить позиции персонажей, изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею.
Материал: 4 куклы, оформленные по-разному: в одежду взрослого (мужчины и женщины), ребенка и доктора. Колясочка, посуда, шприц.
Методика выявления уровня развития воображения.
Высокий уровень (3 балла). Пока ребенок рассматривает игрушки, задает ему вопросы и игровые ситуации: а) «Зачем кукол по-разному сделали? Кто они? (доктор, мама (папа) и дочь)»; б) «А как же играть с ними? Тогда ты им не мама или папа? Кто ты им? (тетя (дядя), бабушка (дедушка), знакомая (знакомый), воспитательница детсада)»; в) «Если заплачет малыш, кто его будет качать, успокаивать?», «А если кушать хочет – его покормит?», «А заболеет – кто его полечит, прививку сделает?». Пока мы с тобою разговариваем, малыш плачет: а) маму (папу) зовет... б) наверное, кушать хочет... в) а может, заболел?..».
Поведение ребенка: По-разному играет с персонажами: куклу-малыша кладет в коляску, маму (папу) ставит перед нею, доктора поодаль. Изображает, что качает и кормит кукла-мама (папа), что она везет малыша к доктору. Наклоняет куклу-доктора над ними. Ведет диалог от имени каждой куклы, передает капризные реплики малыша и уговоры мамы (папы). Сообщает взрослому характеристики персонажей и выражает их действия в речи: «Детка боится, а мама (папа) говорит потерпи немножко!».
Средний уровень (2 балла). Ребенок сбивается на одинаковые действия с любой куклой. Взрослый ему напоминают от имени куклы-малыша: «Я хочу, чтобы мама (папа) меня в колясочке покачала... ; б) чтобы меня мама (папа) накормила... Не хочу укола!» и т.п.
Низкий уровень (1 балл). Взрослый полностью ведет сюжетные диалоги, побуждая ребенка производить игровые действия.
Данные обследования каждого ребенка заносятся в индивидуальный протокол. Затем оформляется таблица исходных индивидуальных результатов по каждой методике и в сумме по трем методикам (приложение 1). Шкала оценивания по трем методикам:
- высокий уровень воображения – 8-9 баллов;
- средний уровень – 5-7 баллов;
- низкий уровень – 4 балла и меньше.
Таким образом, использование данных трех методик позволяет оценить уровень словесной формы воображения у детей четвертого года жизни и сделать выводы об его особенностях.
2.2. Aнaлиз результaтoв исследoвaния oсoбеннoстей воображения детей раннего возраста
В результате проведенного по методикам Н.Н. Палагиной исследования уровня развития воображения все испытуемые дети были поделены на три группы: с высоким, средним и низким уровнем развития словесных форм воображения. Результаты, характеризующие исходный уровень развития воображения у детей раннего возраста по каждой из трех методик представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Исходный уровень развития словесных форм воображения у детей раннего возраста по методикам Н.Н. Палагиной, в %
Согласно данным рис.1, результаты констатирующего этапа эксперимента следующие.
При выполнении задания методики № 1 у испытуемых детей не обнаружено высокого уровня словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию. Средний уровень словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию, проявляющейся в умении составить игру по сюжетной схеме рассказа имеют 31, 25% (5 детей). Анна, Гриша, Костя, Максим и Настя смогли развернуть игру по сказке «Теремок» только с помощью взрослого. Потом каждый из детей продолжил игру самостоятельно, а взрослый лишь подсказывал характеристики и действия новых персонажей. Низкий уровень словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию имеют 68,75% (11 детей). Анжела, Вова, Вика, Даша, Денис, катя и другие дети не смогли выполнить задание даже после подсказок и помощи взрослого.