Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:50, курсовая работа
Цель исследования: доказать эффективность разработанной психолого-педагогической программы развития воображения детей раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Воображение как познавательный психический процесс 6
1.2. Анализ подходов к проблеме развития воображения детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии 9
1.3. Особенности воображения детей раннего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ИССЛЕДOВAНИЕ OСOБЕННOСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВOЗРAСТA 22
2.1. Описание и обоснование методов исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования особенностей воображения детей
раннего возраста (констатирующий этап эксперимента) 25
2.3. Психолого-педагогическая программа развития воображения у детей
раннего возраста (формирующий этап эксперимента) 29
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
При выполнении задания методики № 3 у 6,25% (1 ребенок) обнаружен высокий уровень словесной формы воображения на основе заданного сюжета, который проявляется в умении обособить позиции персонажей, изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею. В начале эксперимента детей с этим уровнем не было. Олег в режиссерской игре самостоятельно придумывал сюжет, ролевые диалоги, «действия» кукол. Средний уровень словесной формы воображения на основе заданного сюжета имеют 62,5% (10 детей), в начале эксперимента было 18,75% (3 детей). В режиссерской игре Аня, Вова, Гриша, Денис, Катя, Костя и другие дети частично справились с заданием (постоянно сбивались на одинаковые действия с любой куклой), им помогал взрослый. Низкий уровень словесной формы воображения на основе заданного сюжета имеют 31,25% (5 детей), в начале эксперимента было 81,25% (13 детей). Анжела, Вика, Даша, Никита и Саша не смогли провести режиссерскую игру. Взрослому пришлось полностью вести сюжетные диалоги, побуждая ребенка производить только игровые действия в соответствии с этими диалогами.
Для установления динамики в развитии словесных форм воображения у испытуемых детей сравним исходный и итоговый общий уровень (по сумме баллов по всем трем методикам). Они представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Динамика развития словесных форм воображения у детей раннего возраста
Полученные данные, представленные на рис. 4, показывают положительную динамику уровней развития словесных форм воображения у детей раннего возраста после применения программы:
- возросло количество
детей с высоким уровнем
- возросло количество
детей со средним уровнем
- уменьшилось количество
детей с низким уровнем
Таким образом, в целом контрольный этап показал, что получили развитие все три формы словесного воображения: у детей развились умения придумывать образы и составлять игру по сюжетной схеме рассказа (воображение с опорой на словесную инструкцию), умения представить образ партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог (воображение без опоры на действия) и умение вообразить образы персонажей в режиссерской игре, обособить их позиции, изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею (воображение на основе заданного сюжета).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития
воображения детей раннего
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии для изучения особенностей воображения детей раннего возраста, подобраны диагностические задания.
Результаты
констатирующего этапа
- неумение представить игровые образы и по ним смоделировать игру по сюжетной схеме рассказа с опорой на словесную инструкцию;
- неразвитость словесной формы воображения без опоры на действия, которая проявляется в неспособности ребенка представить партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог;
- неспособность вообразить позиции персонажей в игре, изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею на основе заданного сюжета.
Полученные нами результаты подтверждают исследования, проведенные Н.Н. Палагиной, которая считает, что на четвертом году при развитии воображения ребенка необходимо обращать внимание на детализацию и обособление фантазийных образов, формирование механизма отстранения, умения наблюдать образы как бы со стороны. Ребенка необходимо обучать игре образами (преувеличении и преуменьшении их), созданию фантастических образов, мнимых ситуаций, словесному описанию воображаемых образов-представлений. Все эти задачи по развитию словесных форм воображения у детей раннего возраста лучше всего решаются с помощью специальных игровых заданий и упражнений и в режиссерской игре. Поэтому в разработанную нами психолого-педагогическую программу развития воображения детей раннего возраста были включены игровые задания и упражнения на детализацию и отгадывание образов, игры-импровизации и режиссерские игры на развитие воображения в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения на основе словесной инструкции, без опоры на действия и на основе заданного сюжета.
Результаты контрольного этапа показали положительную динамику в развитии уровней словесных форм воображения. Это дает нам основание для вывода о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, развитие воображения детей раннего возраста проходит успешно, если учитываются особенности воображения детей данного возраста и главными психологическими условиями этого процесса выступают игровая деятельность и руководство взрослого.
Таким образом, следует считать, что задачи работы полностью выполнены и цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
,
Приложение 1
Показатели исходного уровня развития словесных форм воображения детей раннего возраста (по методикам Н.Н. Палагиной)
№ п/п |
Имя ребенка |
Диагностические задания (кол-во баллов) |
Общий балл |
Общий уровень | ||
методика 1 – с опорой на словесную инструкцию |
методика 2 – без опоры на действия |
методика 3 – на основе заданного сюжета | ||||
1. |
Анжела |
1 |
1 |
1 |
3 |
низкий |
2 |
Аня |
2 |
2 |
2 |
6 |
средний |
3 |
Вова |
1 |
1 |
2 |
4 |
низкий |
4 |
Вика |
1 |
1 |
1 |
3 |
низкий |
5 |
Гриша |
2 |
2 |
1 |
5 |
средний |
6 |
Даша |
1 |
1 |
1 |
3 |
низкий |
7 |
Денис |
1 |
1 |
1 |
3 |
низкий |
8 |
Катя |
1 |
1 |
1 |
3 |
низкий |
9 |
Костя |
2 |
2 |
1 |
4 |
низкий |
10 |
Максим |
2 |
1 |
1 |
4 |
низкий |
11 |
Маша |
1 |
2 |
1 |
4 |
низкий |
12 |
Настя |
2 |
2 |
1 |
5 |
средний |
13 |
Никита |
1 |
1 |
1 |
3 |
низкий |
14 |
Олег |
1 |
2 |
2 |
5 |
средний |
15 |
Саша |
1 |
1 |
1 |
3 |
низкий |
16 |
Тимур |
1 |
1 |
1 |
3 |
низкий |
сред. – 5ч./31,25% низ. – 11ч./68,75% |
сред. – 6ч./37,5% низ. – 10ч./62,5% |
сред. – 3 ч./18,75% низ. – 13 ч./81,25% |
сред. – 4ч./25% низ. – 12ч./75% |
Приложение 2
Игровые задания и упражнения на развитие воображения детей раннего возраста (4го года жизни)
Игра «Садовник».
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Описание игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.
Игра «Дожди».
Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.
Описание игры: дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.
Игра «Угадай-ка».
Цель: развитие воображения на основе отгадывания образов.
Описание игры: В качестве игрового материала используются спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры и диаметра), зерна или сухие плоды растений, ниточки (длиной 2— 5 см), мелкие камешки. Организация игры: 10—12 предметов из исходного игрового набора кучкой бросают с небольшой высоты на стол или лист бумаги. При падении предметы складываются в самые разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» и назвать получившееся изображение.
Игра «Иллюстрация» или «Оживлялки»
Цель: развитие воображения
в игровых действиях с предмета
Основная игровая задача
состоит в сопровождении
Тексты для игр
Про зайку:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
* * *
Приложение 2
Про мишку:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу
Потому что он хороший.
* * *
Про лошадку:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
* * *