Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:48, лекция
Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. Основная цель современного воспитания – формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности, способной адаптироваться в любой социальной среде.
2. Особенности
социальной ситуации развития
подросткового возраста
Социальная ситуация развития
представляет собой переход от зависимого
детства к самостоятельной и ответственной
взрослости. Подросток занимает
промежуточное положение между детством
и взрослостью. Однако процесс становления
нового растянут во времени. Он зависит
от многих условий и потому может происходить
неравномерно по всему фронту. Это определяет,
с одной стороны, сосуществование в подростке
"детскости" и "взрослости",
а с другой - наличие у подростков одного
и того же паспортного возраста существенных
различий в уровнях развития различных
сторон взрослости. Это связано с тем,
что в обстоятельствах жизни современных
школьников есть моменты двоякого рода: тормозящие развитие
взрослости (занятость детей только
учением при отсутствии у большинства
других постоянных и серьезных обязанностей,
тенденция многих родителей освобождать
ребят от бытового труда, забот и огорчений,
опекать во всем); моменты овзросляющие
(огромный поток информации, акселерация
физического развития и полового созревания,
большая занятость многих родителей и
как возможное следствие этого - ранняя
самостоятельность детей).
3. Проблема ведущей
деятельности в подростковом возрасте
Ведущей деятельностью
подростка является интимно-личностное
общение со сверстниками. Главная тенденция
- переориентация общения с родителей
и учителей на сверстников.
Общение является для подростков
очень важным информационным каналом;
специфический вид межличностных отношений,
он формирует у подростка навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и
в тоже время отстаивать свои права; специфический
вид эмоционального контакта. Дает чувство
солидарности, эмоционального благополучия,
самоуважения.
Психологи считают, что общение
включает две противоречивых потребности: потребность в принадлежности
к группе и в обособленности (появляется
свой внутренний мир, подросток испытывает
потребность остаться наедине с собой).
Подросток, считая себя уникальной личностью,
в то же время стремится внешне ничем не
отличаться от сверстников. Типичной чертой
подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ
- Склонность человека к усвоению определенных
групповых норм, привычек и ценностей,
подражательность. Желание слиться с группой,
ничем не выделяться, отвечающее потребности
в безопасности.
4. Учебная деятельность
и развитие познавательных функций подростков
Основная характеристика подросткового возраста — усиление произвольной стороны этих функций. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими.
1.Увеличивается объем восприятия, оно
становится плановым, последовательным
и всесторонним. Подросток воспринимает
уже не только то, что лежит на поверхности
явлений, хотя многое зависит от отношения
подростка к воспринимаемому объекту.
Отсутствие интереса, равнодушие к материалу
— и подросток поражает поверхностностью,
легковесностью своего восприятия.
2. В подростковом возрасте замечается значительный
прогресс в запоминании словесного и абстрактного
материала. Подростки начинают сознательно применять
специальные приемы запоминания и припоминания.
Запоминая, производят специальную мыслительную
работу сравнения, систематизации, классификации.
Увеличивается быстрота запоминания и
объем материала, хранящегося в памяти. Механическое
запоминание все больше уступает место
логическому, осмысленному, улучшается
продуктивность памяти.
Наконец, особенностью
памяти подростка является возможность
установления более сложных ассоциаций,
связи нового материала со старым, включение
нового в систему знаний. Это обеспечивает связь материала
разных учебных предметов, понимание общности,
единства знаний, даваемых различными
науками.
3.Развитие внимания отличается известной
противоречивостью: с одной стороны, в
подростковом возрасте формируется устойчивое,
произвольное внимание, с другой — обилие
впечатлений, переживаний, бурная активность
и импульсивность подростка часто приводят
к неустойчивости внимания, его быстрой
отвлекаемости. Все зависит от условий
работы, содержания материала, настроения
и психического состояния самого ученика,
от его отношения к работе. Избирательность внимания, т. е. различная
его характеристика в зависимости от объекта
и степени интереса к нему, у подростка
очень ярко выражена. Невнимательный
и рассеянный на одном уроке (нелюбимом),
ученик может исключительно собранно,
сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь,
работать на другом, любимом.
Исследования показали,
что в подростковом возрасте заметно увеличивается объем внимания,
а также способность к переключению внимания
с одной операции на другую, с одного вида
деятельности на другой. В отличие от младшего
школьника подростку обычно не требуется
какой-то особой психологической подготовки
для перестройки деятельности.
Самый лучший способ организации
внимания связан не с применением учителем
каких-либо особых приемов, а с умением
так организовать учебную деятельность, чтобы у подростка
не было ни желания, ни возможности отвлекаться
на длительное время. Интересное дело,
интересный урок способны так захватить
подростка, что он с увлечением работает
весьма продолжительное время. Причем интересное для подростка — это
не всегда просто занимательное.
4. Основной особенностью мыслительной
деятельности подростка является нарастающая
с каждым годом способность к абстрактному
мышлению, изменение соотношения между
конкретно-образным и абстрактным мышлением
в пользу последнего. При этом конкретно-образные
(наглядные) компоненты мышления не регрессируют,
не исчезают, а сохраняются и развиваются,
продолжая играть существенную роль в
общей структуре мышления (например, развивается
способность к конкретизации, иллюстрированию,
раскрытию содержания понятий в конкретных
образах и представлениях).
Как было отмечено, для подростка характерно заметное развитие
критичности мышления. Подросток в отличие от младшего школьника
не склонен слепо полагаться только на
авторитет учителя или учебника, он стремится
иметь собственное мнение, свои взгляды
и суждения, критически относится к материалу,
который раньше не вызывал у него ни раздумий,
ни сомнений, находит «ошибки» в тексте
учебника или суждениях учителя, хочет
убедиться в справедливости той или иной
мысли, того или иного положения, суждения. Само по себе
это весьма ценное качество мышления,
и его нужно всячески развивать. Но
если развитие критичности мышления у
подростков пойдет по пути формирования
привычки не столько критически мыслить,
сколько неоправданно сомневаться, спорить,
возражать, отстаивать заведомо ошибочные
положения, упрямиться и не принимать
бесспорные истины, то следует преодолевать
эту линию развития. Надо тактично показать
бесплодность и беспочвенность, бесперспективность
подобных споров и возражений, подсказать
подростку другие пути и формы, чтобы воспитывать
умение самостоятельно и критически мыслить.
Важной особенностью
рассматриваемого возраста является формирование
активного, самостоятельного, творческого
мышления. Как говорят психологи, подростковый
возраст сензитивен (благоприятен) для
развития такого мышления. Поэтому
следует всячески стимулировать самостоятельное
творческое мышление подростков, для чего
полезно чаще ставить их перед необходимостью
самостоятельно сравнивать различные
объекты, находить в них сходное и различное,
делать обобщения и выводы. Известно, что
активная, самостоятельная работа мысли
начинается только тогда, когда перед
учащимися возникает проблема, вопрос.
Поэтому учителя должны стараться так
организовать занятия с подростками, чтобы
перед ними чаще возникали проблемы различной
сложности, чтобы побуждать их к самостоятельному
решению этих проблем. Интеллектуальный важнейший
компонент творчества - преобладание так
называемого дивергентного мышления,
которое предполагает, что на один и тот
же вопрос может быть множество одинаково
правильных и равноправных ответов (в
отличие от конвергентного мышления, ориентирующего
на однозначное решение, снимающего проблему
как таковую).
5. Именно в подростковом возрасте под влиянием
учебно-воспитательной работы школы и
внешкольных учреждений, под влиянием
изучения основ наук начинают формироваться
и ярко проявляться способности подростков
к тем или иным видам деятельности.
Конечно, проявления способностей наблюдаются
и в младшем школьном возрасте и даже в
дошкольном, но по-настоящему начинают
они развиваться (имеется в виду относительно
быстрое и легкое овладение соответствующими
умениями и навыками, достижение объективно
высоких результатов) именно в подростковом
возрасте. Это объясняется тем, что именно
в подростковом возрасте возникают глубокие,
действенные, устойчивые интересы, формируется
сознательное, активное отношение к окружающему,
развивается творческое мышление.
В первую очередь
начинают ярко проявляться музыкальные,
художественно-изобразительные, литературно-творческие
способности. В связи с началом серьезного
и систематического обучения математике
формируются математические способности.
Подростки — активные участники различных
познавательных и творческих кружков.
У них ярко проявляется потребность творить,
создавать самостоятельно несложные музыкальные
произведения, песенки, рисовать или писать
красками этюды и картины, сочинять небольшие
рассказы и особенно стихотворения с оригинальным
или заимствованным сюжетом, используя
выразительные средства языка. Литературное
творчество подростков выражает их формирующееся
мироощущение и отношение к жизни, их удивительно
ясное восприятие природы.
5. Особенности
личности подростков
1. Центральное новообразование подростничества
- "чувство взрослости"- отношение
подростка к себе как к взрослому. Это
выражается в желании, чтобы все - и взрослые,
и сверстники - относились к нему не как
к маленькому, а как к взрослому. Он претендует
на равноправие в отношениях со старшими
и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую"
позицию. Чувство взрослости проявляется
и в стремлении к самостоятельности, желании
оградить какие-то стороны своей жизни
от вмешательства родителей. Направления
в развитии взрослости:
2.Заметное развитие волевых
качеств.
3.Потребность в самоутверждении, в деятельности,
имеющий личностный смысл.
4.Происходит сдвиг в
развитии профессиональных
Особенности музыкального воспитания.
Память как познавательный психический процесс
1.То, что нами ощущается
и воспринимается, не исчезает
бесследно, всё запоминается в
той или иной степени. Возбуждения,
идущие от внешних и
2.Память – это психическое свойство человека, способность к накоплению (запоминанию), сохранению и воспроизведению опыта и информации. Является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память это необходимое условие для научения и приобретения знаний. С её помощью человек усваивает знания об окружающем мире, о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные навыки и умения.
3.Ни одна психическая
функция не может быть
4.Сензитивный период для развития памяти является дошкольный возраст. По скорости развития опережает другие способности.
5.Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека, поэтому формы проявления памяти также чрезвычайно многообразны. Классифицируются:
По участию воли: Непроизвольная – означает запоминание автоматическое, без всяких усилий. Непроизвольно запоминается тот материал, который интересен для человека. Поэтому, чтобы ребёнок больше запоминал, необходимо, чтобы деятельность была интересной. Произвольная – подразумевает случаи, когда присутствует цель, задача что-то запомнить и используются для этого волевые усилия.
По объекту запоминания: Двигательная – запоминание и сохранение многообразных сложных движений, участвует в развитии двигательных навыков и умений. Проявляется у человека раньше всего. Эмоциональная - память на переживания, она имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим фактором его духовного развития. Образная – связана с запоминанием и воспроизведением чувств, предметов, явлений. Делится на: зрительную(эйдетическая(люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошее воображение и способны «видеть» информацию, важна для людей некоторых профессий) , осязательную, вкусовую, обонятельную ( не играют особой роли в жизни человека), слуховую (память на речь, шумы, музыку). Первоначально у ребёнка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее, результат запоминания обычно выше при опоре на наглядный материал. Словесно-логическая – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Человек пытается понять усваиваемую информацию, установить смысловые связи в тексте, и после этого запомнить материал. Зависит от речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Она опирается на развитие других видов памяти и становится ведущей по отношению к ним. Также она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.
По времени сохранения информации: Мгновенная (память-образ) - удерживает материал, который был только что получен органами чувств (память ощущений). Кратковременная – благодаря ей человек перерабатывает громадный объём информации: отсеивается ненужная и остаётся то, что потенциально полезно. Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на неё. Долговременная – способна хранить информацию в течении неограниченного срока. Она начинает функционировать не сразу, а спустя некоторое время после заучивания. Чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Информация поступает не в дословном виде, а в смысловом. Оперативная – рассчитана на сохранение информации в течение заранее заданного срока, и при обслуживании деятельности.
Все виды памяти развиты в той или иной степени у всех людей. Больше всего развиваются те виды, которыми чаще пользуются.
Причины плохого запоминания чаще всего
кроются в невнимательности!!!!!!!!!!!!!!
6.Музыкальная память – явление комплексное. Она складывается из различных видов памяти – общих и специальных. Музыкальная память классифицируется и функционирует по законам общей памяти. Музыкальную память сравнивают с лифтом, держащимся на нескольких тросах: если обрывается один из тросов – остальные удерживают лифт.
Информация о работе Воспитание, его закономерности и принципы