Воспитание, его закономерности и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:48, лекция

Краткое описание

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. Основная цель современного воспитания – формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности, способной адаптироваться в любой социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_konspekty.docx

— 139.39 Кб (Скачать файл)

6.Формирование характера.

  1. Характер формируется рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
  2. Характер не наследуется и не является прирождённым, а формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека и его воспитания.
  3. Сензитивным  периодом жизни для становления характера можно считать возраст от2-3 до 9-10 лет (активное общение детей с окружающими взрослыми, сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая им во всём, со стороны ребёнка – безграничное доверие).
  4. Основная роль в формировании и развитии характера ребёнка – это общение с окружающими людьми. При помощи  прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
  5. Весьма важны для становления характера стиль общения взрослых с друг другом на глазах у ребёнка и способ обращения с ним.
  6. Раньше всего формируются те черты характера, которые определяют отношение ребёнка к другим людям (доброта, общительность, отзывчивость, эгоистичность, чёрствость, безразличие к людям). Трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном возрасте. Они закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие основы его.

7.Пути формирования характера:

  • Необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребёнка, при которой он мог бы накопить опыт правильного поведения.
  • В процессе формирования характера надо закреплять не только определённую форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они на практике применяли усваиваемые принципы поведения.
  • Важнейшим средством воспитания характера является труд.
  • На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для ребёнка своеобразным образцом, с которым он сравнивает своё поведение/
  • На формирование характера влияет и личный пример воспитателя (родители, педагоги) – как он относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой  и своими чувствами, каков стиль его работы. Огромную роль играет и «живое слово» - этические и моральные беседы.

Нельзя сформировать какую-то отдельную черту характера, можно  только изменить отношение к чему-либо!!!!!!!!!!!!!!!!

Основные дидактические принципы и их преломление в музыкальной педагогике

Для успешного обучения и воспитания необходимо претворять в жизнь важнейшие дидактические принципы музыкальной педагогики.

Дидактика – (греч.) поучающий – это научная дисциплина, исследующая теоретические основы обучения. Фундаментальная разработка дидактики принадлежит Я.А.Коменскому, которая в работе «Великая дидактика» определяется как «всеобщее искусство учить всех всему». Современная дидактика, творчески переосмыслив многовековой педагогический опыт, создала определённые принципы, способствующие лучшему усвоению знаний и умственному развитию учащихся.

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса. Они носят характер самых общих правил, указаний, норм, регулирующих процесс обучения. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как давно известные, так и появляющиеся в ходе развития науки и практики.

Принцип природосообразности – один из старейших педагогических принципов. Правила его осуществления:

- педагогический процесс  следует строить согласно возрастным  и индивидуальным особенностям  учащихся; в музыкальной педагогике  ставится на первое место, так  как связан с задачей развития, присущих каждому ученику черт, особенностей, составляющих творческую  музыкальную индивидуальность.

- знать зоны ближайшего  развития, определяющие возможности  учащихся, то есть вести обучение  на том уровне, которого может  достичь ребёнок с помощью  взрослого.

- направлять педагогический  процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип систематичности, последовательности и преемственности  предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке, системе. Нельзя овладеть предметом, изучая его от случая к случаю, нерегулярно.  Всё это играет огромную роль в формировании знаний, умений и навыков, развитии музыкальных способностей, эстетического и художественного вкуса.

Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Изучаемый материал планируется, делится на логические разделы — темы, устанавливая порядок и методику работы с ним.

Этот принцип дидактики включает в себя такие требования, как:

  • Связывание незнакомого материала со знакомым;
  • Изложение от простого к сложному, от лёгкого к трудному, с раскрытием между ними причинно-следственных связей и с подведением к необходимым обобщениям.

Особенностью музыкального обучения является необходимость в систематических домашних занятиях. В средней школе – для закрепления знаний, в ДМШ – для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует системы и длительных тренировок.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материалах с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

В музыкальной педагогике – учёт индивидуальных особенностей, уровня одарённости, способности к усвоению знаний.

Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение, ослабевает волевое усилие и как следствие - падает работоспособность школьников. Но и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению, искусственно тормозится развитие учащихся.

Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от методического структурирования его, характера, структуры организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Принцип основан на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. Повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний, повышает интерес и делает процесс обучения более лёгким.

  • изобразительная наглядность (картины, фотографии, рисунки);
  • звуковая наглядность (магнитофон);
  • символическая и графическая наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
  • внутренняя наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

В музыкальной педагогике принцип наглядности проявляется в показе (иллюстрация) и объяснении. Цель показа и педагогического, и исполнительского (художественное исполнение) – создание представления о художественном образе. Наиболее эффективен – педагогический, так как сопровождается анализом игровых приёмов и указанием способов овладения ими.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если:

  • опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте — познавательные интересы, профессиональные склонности;
  • включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;
  • использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;
  • стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В музыкальной педагогике  принцип активности осуществляется через: длительный самостоятельный тренаж учащихся, их активную мыслительную деятельность, их  активное эмоциональное отношение к исполнению музыкальных произведений и обучению в целом. Принцип сознательности требует от учащегося не подражания игре педагога и бездумного тренажа (чем больше, тем лучше), а умения самостоятельно разобраться в темпе, аппликатуре, штрихах, педали, фактуре и содержании произведения. Сознательная работа научает самостоятельности мышления и интерпретации (собственный творческий подход).

Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

  • прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;
  • для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия;
  • прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;
  • прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип проблемного обучения. При условии, что учащийся в процессе бучения сталкивается с проблемами, вопросами и задачами, которые ему нужно разрешить, он включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность.

В музыкальной педагогике применение этого принципа способствует формированию интеллекта учащегося, обогащению художественно-мыслительного потенциала, активизации мыслительной  и исполнительской деятельности, развитию творческого мышления, формированию интереса к исполнительской деятельности.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде. Смысл проблемного обучения в постановке проблемы или исполнительской задачи и поиск их решения – совместно  с педагогом или самостоятельно (преподаватель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует, вовлекает ученика в активный поиск доказательств, основанных уже на имеющихся знаниях, ассоциациях, слуховых впечатлениях)

Основные дидактические принципы тесно связаны между собой, и получить оптимальный результат можно только в творческом применении этих принципов, их синтезе и гибком подходе к индивидуальности учащихся.

Педагогическое общение

Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением.

Успешность педагогического общения зависит от уровня коммуникативной культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания. Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками, к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Общительность как свойство личности включает в себя:

  • коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
  • социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
  • альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Информация о работе Воспитание, его закономерности и принципы