Воспитание, его закономерности и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:48, лекция

Краткое описание

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. Основная цель современного воспитания – формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности, способной адаптироваться в любой социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_konspekty.docx

— 139.39 Кб (Скачать файл)

По участию воли: непроизвольная и произвольная. По длительности сохранения информации: мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная.

По объекту запоминания: Двигательная – запоминаются, сохраняются и  воспроизводятся исполнительские движения и их комплексы. Хорошая двигательная память проявляется в виртуозности, в лёгкости овладения техническими трудностями. Она облегчает запоминание музыкального произведения. Развитие – тренировки, поддержание активности движений, постепенное увеличение единицы технического мышления.

Образная: Слуховая – облегчает формирование внутреннего слуха, участвует в запоминании ритма, мелодии, гармонии. Зрительная – легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием. Важна при беглом чтении с листа. Обогащает интерпретацию музыкального произведения различными образами картин природы, жизненными и литературными ассоциациями. Развитие – использование ассоциативных методов, методов по развитию воображения.

Эмоциональная – основа ладового чувства и музыкальности, без неё невозможно исполнительское и композиторское творчество, помогает глубже прочувствовать содержание музыкального произведения, найти убедительные средства для воплощения музыкального образа. Развитие – необходимо постоянно проверять, анализировать точность, искренность, правильную меру чувств, их логику. Любое изменение эмоционального состояния  должно иметь своё выражение в туше, проявление в характере движения, прикосновения, способе интонирования ( по мнению психологов – самый надёжный вид памяти во время сценического выступления).

Тактильная (у некоторых)- это техническое чувство, возникающее как память ощущений (игра «вслепую»).

Словесно-логическая – проявляется в облегчённом запоминании обобщающих и осмысленных комплексов – формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского анализа и плана, понимания программы произведения. Развитие – ребёнку доступен анализ на самом примитивном уровне, однако, необходимо приучать его к размышлению над текстом. Любой вид изучения текста закладывает основы логического мышления.

По своим качественным характеристикам музыкальная память подразделяется на: механическую – присуща детям до 5-6 летнего возраста (быстрое запоминание, целостность усвоения информации и недолговечность удержания её в памяти) и творческую – с младшего школьного возраста (запоминание замедляется, но в нём присутствует понимание).

7.Рекомендации по улучшению  (укреплению) памяти.

  1. Большой репертуар.
  2. Обязательное повторение ранее выученных произведений и желательно в разных исполнительских вариантах.
  3. Непроизвольное  и произвольное повторение  и припоминание внутренним слухом всего произведения или фрагмента.
  4. Условие запоминания – доброжелательное отношение к музыке и специальная ориентация на запоминание.
  5. Осмысленное выучивание. На первых порах будет проходить медленно, но оно принесёт большую пользу, чем механическое (запомнить – значит понять).
  6. Запоминание зависит от внимания. Любые приёмы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными для запоминания. Учебный материал стараются сделать таким, чтобы он вызывал непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.
  7. Развитие воображения у детей служит одновременно развитию образной памяти.
  8. Залогом оптимальной результативной работы во многом является определение точного момента, когда надо начать учить наизусть. Одинаково вредны и преждевременное выучивание (музыка уже должна достаточно определённо представляться в воображении, в основном решены и технические задачи), и установка на ожидание, когда «само выучится».
  9. Через 5 минут однотипной работы надо переключать внимание. Проверку делать лучше через 20 минут. Информация к этому времени усваивается на 50-60%, через сутки – 60-70%, через трое суток – 75%.
  10. Прерванная задача лучше запоминается.
  11. Для двигательной памяти полезно делать воспроизведения с интервалом от 30 секунд до 5 минут.
  12. При запоминании надо опираться на комплекс различных видов памяти.
  13. Необходимо учитывать психологическую особенность «края»: начало и конец произведения запоминаются лучше.

 

 

Личность и межличностные отношения.

     Личность -  это совокупность социальных качеств человеческого индивида, которые формируются и развиваются в общественных отношениях и деятельности. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями.

     Общество  влияет на развитие и становление  личности. Вне общества, вне социальной  и профессиональной группы человек  не может стать личностью: то  есть создаёт человека природа, а формирует общество. Принадлежа  к различным группам в своей жизни, личность вступает в межличностные отношения. И именно через них и общение индивид включается в систему общественных отношений.  Хотя межличностные отношения не охватывают всего многообразия общественных отношений, однако являются наиболее важными для человека и создают основу для глубокого влияния их на становление личности, благодаря своей неофициальности, личной значимости, эмоциональной насыщенности, связи с интимными сторонами жизни  и высокой вовлечённости.

     Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения:

  1. Основываются на определённых побуждениях (интересе, осознании необходимости взаимодействия, сотрудничества, общения). Поэтому в регулировании м/о  принимают участие три мотивационных компонента (я хочу, я могу, надо). Личного желания недостаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных желаний (мотивов) и возможностей (я могу удовлетворить потребности другой личности, я могу дать другому то, в чём он нуждается). Но важнейшей детерминантой возникновения, развития и распада отношений является третий мотив. Эта объективная сторона отношений характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе связей.
  2. Затрагивают некоторые поведенческие аспекты (речь, действие, мимику, жесты).
  3. Включают соответствующие эмоциональные состояния и чувства. Универсальным условием развития м/о выступает обоюдная привлекательность партнёров. К её составным элементам относятся симпатия – антипатия и притяжение – отталкивание.
  4. Включают познание (восприятие другого человека, мышление, воображение и представление).
  5. Включают волевые проявления (выдержку, владение собой в ситуации конфликта).

    Межличностные  отношения классифицируются по  критериям:

  • Мера, глубина вовлечения личности в отношения. Разные виды межличностных отношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности (социокультурные, психологические, индивидуальные).
  • Степень избирательности партнёров по взаимодействию.
  • Функции, цели, круг задач, которые осуществляются и решаются в межличностных отношениях.
  • Дополнительные: дистанция, продолжительность и частота контактов, участие ролевых клише в актах общения, требования к условиям контакта. Закономерность: чем глубже отношения, тем короче дистанция, чаще контакты, меньше ролевых клише.

В соответствии с этими критериями, м/о классифицируются на:

  • Отношения знакомства
  • Приятельские
  • Товарищеские
  • Дружеские
  • Любовные
  • Супружеские
  • Родственные
  • Деструктивные

     Благоприятной предпосылкой для успешного формирования м/о является взаимная информированность партнёров друг о друге, сформированная на основе межличностного познания.

      Особенности  личности, влияющие на формирование  межличностных отношений:

  • Пол
  • Возраст
  • Национальность
  • Свойства темперамента
  • Состояние здоровья
  • Профессия
  • Опыт общения с людьми
  • Самооценка
  • Личные качества, затрудняющие развитие м/о: самовлюблённость, высокомерие, заносчивость, самодовольство, тщеславие, догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партнёром, двуличие, неискренность.

 

     Механизмом  развития м/о является эмпатия (отклик одной личности на переживания другой). В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Люди с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, с низким уровнем эмпатии, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнёру не только в обычных, но и трудных, экстремальных условиях.

    Межличностные  отношения образуют личностно-развивающую  среду. Поэтому так важно установить  доброжелательные, приязненные, тёплые  отношения с учащимися. Без этого  педагог не сможет выполнить  свою миссию транслятора социальных  ценностей. М/отношения не должны  быть стихийными и самостановящимися, они должны формироваться педагогом целенаправленно. Положительные, заботливые, доброжелательные, чуткие, доверительные взаимоотношения  между педагогом и учащимися сказываются на успешности педагогической деятельности, психологической атмосфере, авторитете педагога, на самооценке учащихся, так как м/о составляют важную предпосылку самоутверждения и самореализации детской личности. Поведение педагога выступает регулятором межличностного общения с детьми.

Пути улучшения м/о:

  • Создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи
  • Организация совместной деятельности
  • Оказание помощи ученику при выполнении заданий
  • Справедливое, ровное отношение
  • Организация мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой стороны
  • Проявление внимания!!!!!!!!!!!!!

 

Воображение как познавательный процесс.

  Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов объектов, на основе имеющихся знаний и представлений.

     Воображение – это особая форма психики, которая может быть только у человека. Воображение непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое (способность к творческой деятельности). Все представления строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти (из ничего воображение творить не может). Основная характеристика воображения – это преобразование.

Функции воображения:

  1. Представляет действительность в образах
  2. Регулирует эмоциональные состояния
  3. Регулирует познавательные процессы и состояния человека с ними связанные
  4. Формирует внутренний план действий
  5. Планирует и программирует деятельность
  6. Помогает выходить за пределы времени и пространства

 

Виды и формы воображения.

Пассивное – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. К ним относятся: сновидения, галлюцинации, грёзы (преднамеренное; это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение).

Активное (произвольное) – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. По оригинальности активное воображение разделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное).

Воссоздающее – это построение образа предмета, явления в соответствии с его описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют (воплощены в предметах культуры). Это воображение играет огромную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Создаются новые оригинальные произведения. Формы творческого воображения: мечта и фантазия. Мечта – всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Фантазия – желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим (сказочно-фантастические и научно-фантастические образы). В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет.

Воображение в музыкальной деятельности.

     Во всех видах музыкальной деятельности – создании музыки, её исполнении восприятии – обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность. Композитор,  создавая музыкальное произведение, оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развёртывания, отбирает интонации наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки. Когда исполнитель начинает работать с текстом произведения, то основным средством в передаче музыкального образа оказывается его техническое мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм, динамику, агогику, тембр. Успех исполнения очень часто связан с тем, насколько хорошо исполнитель чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения. Слушатель может понять то, что хотели выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызвать те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения.

     Музыкальное воображение тесно связано с жизненным опытом слушателя. Часто человек с более богатым жизненным опытом, много переживший и повидавший, даже не имея особого музыкального опыта, откликается на музыку более глубоко, нежели человек с музыкальной подготовкой, но мало переживший. Известно, что одно и тоже жизненное содержание может воплощаться композиторами по-разному, в зависимости от их индивидуальности, от стиля эпохи, в которой они жили. В зависимости от своего жизненного опыта два человека, слушающие одно и тоже произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нём разные образы.

   Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями, то есть умением слышать музыку без опоры на реальное звучание. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки,  поставляющего слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки. Однако деятельность музыкального воображения не заканчивается на работе внутреннего слуха. Особенно большое значение в работе воображения играют зрительные образы.

     Известно, что программы произведения, то есть те, которым композитор даёт какое-то название или которые предваряются специальным авторскими пояснениями, оказываются более лёгкими для восприятия. В этом случае композитор как бы намечает то русло, по которому будет двигаться воображение исполнителя и слушателя. Если угадывание программы в произведении непрограммном является антимузыкальным занятием и означает подход к музыке как искусству изображения или обозначения, то знание программы, если таковая имеется, как отмечал Б.М.Теплов, есть «необходимое условие полноценного и адекватного восприятия программной музыки».

Информация о работе Воспитание, его закономерности и принципы