Воспитание, его закономерности и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:48, лекция

Краткое описание

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. Основная цель современного воспитания – формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности, способной адаптироваться в любой социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_konspekty.docx

— 139.39 Кб (Скачать файл)

Психология музыкального восприятия

1.Восприятие музыки наиболее сложный психический процесс.

Во-первых, лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения. Во-вторых, процесс восприятия музыкального произведения и его познания не есть чисто логический акт, а скорее эмоциональное вчувствование в его содержание.

2.Следует разделять понятия, «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». Первый термин включает в себя акустический план анализа и понимание восприятия музыки как деятельности (субъектом действия является человек с нормальным слухом, а воздействующим объектом – акустические сигналы). Музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха.

 Музыкальное восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности.

Музыкальное восприятие – это сложная деятельность, направленная на адекватное отражение музыки и объединяющая восприятие музыкального материала с данными музыкального и общего жизненного опыта, познание, эмоциональное переживание и оценку произведения.

3.Спектр восприятия  музыки широк по диапазону  – от простого любования живым  звучанием до глубокого проникновения  в музыкальные смыслы. Процесс  восприятия музыки может осуществляться  осознанно и неосознанно, может  завершаться с окончанием звучания  произведения и продолжаться  длительное время, прерываться и  быть непрерывным. Музыка может  быть фоном для деятельности  человека, объектом непосредственного  общения, а также – средством  общения.

4.Роль восприятия  музыки в музыкальной культуре  многообразна:

  • Это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя
  • Это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приёмов, стилистических находок и открытий
  • Это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора.

5.Восприятие у ребёнка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково.

Дети. Ранний возраст – восприятие музыки отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно  ребёнок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также на ином уровне осмыслить услышанную музыку.

Но восприятие музыки связано не только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия зависит:

 

  • Наличие или отсутствие музыкальных способностей
  • Общественные и личные интересы
  • Вкус
  • Уровень образования
  • Пол
  • Социальный статус
  • Культурный уровень
  • Темперамент
  • Воспитание в музыкальной или в немузыкальной среде

6.Возраст и музыка.

Экспериментальные данные показывают, что развитие способности к восприятию музыки проходит несколько стадий, каждая из которых соответствует той или иной возрастной группе.

1 этап

Стадия сенсомоторного научения

Стадия перцептивных действий

Предполагает первичные нерасчленённые ощущения. Музыка на этой стадии воспринимается нерасчленённо, аморфно, как расплывчатое пятно. На этой стадии слуховая система «обучается» - она приспосабливается к восприятию множества звуков, которые постоянно звучат, и научается извлекать полезные звуки и отсеивать «шумы». Это приводит к тому, что ребёнок начинает искать источник звука, постепенно быстрее узнаёт и соответственно реагирует на различные звуки.

Характеризуется возникновением активных движений, направленных на обследование предмета, а также появлением голосовых реакций. Дети активно, то есть мышечно, реагируют на звуки музыки (движение ручками, притопывают, пытаются подпевать, издавая протяжные звуки). Черты этой стадии:

  • В памяти запечатлеваются основные константные признаки музыкального произведения (жанровые, ладовые).
  • Происходит различение общего направления мелодии и её контура.

Это ещё не восприятие. Как показывают наблюдения, у многих школьников, юношей и девушек, и так называемых рядовых слушателей этой стадией и ограничивается их музыкальное развитие.


 

2 этап

Образование эстетических моделей

Эвристическая стадия

  1. Запоминаются отдельные музыкальные отрывки или небольшие сочинения. Они обобщаются, формируя «модели» лада, формы, стиля.
  2. Складываются устойчивые эмоциональные (положительное, отрицательное, безразличное) отношение к определённым музыкальным произведениям, выступающим в качестве образцов, представителей тех или иных жанров и стилей.
  3. Появляется собственное оценочное отношение к воспринимаемой музыке.

Но слушатель невольно усваивает реакцию публики на концерте, и отзывы об исполнении и о самой музыке. В этом смысле он испытывает постоянное воздействие, которое можно назвать социальным фактором в формировании способности к восприятию музыки.

  1. Появление способности предвосхищать и предугадывать дальнейшее развёртывание музыкальной ткани.
  2. Происходит наиболее полное постижение произведения.

Эта стадия особенно нуждается в накоплении опыта, знаний о музыке. 


Между этими стадиями нет чётких границ. Необходимо: система в музыкальном развитии, включение в репертуар произведений музыкальных стилей разных эпох.

 

7.Формирование сферы музыкального восприятия у дошкольников, младших школьников должно исходить прежде всего из присущих им психофизиологических особенностей и свойств. С учетом возрастной специфики учителю и следует выстраивать так называемое воспитывающее и развивающее обучение.

Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим "рычагом", созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Здесь много такого, что естественным образом пробуждает любопытство ребенка. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы; она может веселить или печалить, под нее можно танцевать, маршировать, разыгрывать разные сценки "из жизни" и т.д. Учителю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки - в этом, собственно, одна из главных целей музыкального воспитания, равно как и формирование-развитие способности воспринимать музыкальные явления.

Как решаются эти задачи? Здесь практически необозримый простор для различных приемов и способов преподавания, для тех или иных методических "подходов" к учащимся. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность учителя-музыканта ничем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла, практической целесообразности и профессиональных действий педагога. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся - и не только вызвать, но и поддерживать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.

Большую роль в работе с детьми играет слово учителя, живая и меткая характеристика музыкальных явлений, "событий", процессов и т.д. Слово, если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие ребенка, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность школьников. Впрочем, не следует забывать и о том, что чрезмерное увлечение словом может не столько приблизить ребенка к музыке, сколько увести от нее. Мера нужна и в этом отношении; причем опасно даже не многословие, а "лишнесловие".

Иллюстрируя музыку с помощью слова, учителя и воспитатели детских садов нередко прибегают к разного рода штампам и стереотипам (верхние ноты - "зайчики", "птички", нижние - "медведи", "слоны" и иные представители животного мира). Словесные стереотипы использовать, конечно, можно, без них иной раз не обойтись, но лучше все же не злоупотреблять ими - штамп есть штамп, его экспрессивные воздействия, как правило, невелики.

Многие учителя с успехом используют в качестве своего рода аналогов к музыкальным произведениям репродукции картин известных живописцев, главным образом тех полотен, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Такие иллюстрации, если они подобраны удачно, разумеется, оказывают влияние на процесс музыкального восприятия, оживляя и усиливая его. Подобный метод работы содержит в себе "азы", зачатки так называемых межпредметных связей, весьма актуальных и действенных именно в "педагогике искусства".

Школьники, особенно в младших классах, неусидчивы; однообразная, монотонная деятельность (любая!) "противопоказана" им в силу их возрастных особенностей. Помня об этом, опытные учителя-музыканты постоянно и изобретательно чередуют на уроках различные виды деятельности своих подопечных, дабы противостоять притуплению у них внимания и восприятия, не допускать быстро наступающего утомления, а вместе с тем и того состояния, которое определяется у детей словом "скучно". "Все жанры хороши, кроме скучного", - говорил некогда Вольтер; к занятиям музыкой в общеобразовательной школе этот афоризм имеет прямое и непосредственное отношение. Слушание музыки; пение в ансамбле или хоре; ритмические движения под аккомпанемент рояля, баяна или звукозаписи; игра на простейших музыкальных инструментах (о чем еще будет сказано); музыкальные викторины и прочее - таков далеко не полный реестр различных видов музыкальной деятельности в младших классах школы. Трудно сказать, какой из них более важен, какой - менее (хотя в свое время и велись оживленные дебаты по этому поводу). Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются (это главное) и в какой мере соответствуют конкретной ситуации, сложившейся на уроке.

Едва ли не наибольшие трудности для учителя, работающего с детьми, возникают, как это ни покажется парадоксальным, при слушании музыки. Постоянно приходится делать замечания типа: "Не разговаривай", "Не вертись", "Сиди спокойно" и т.д. Детям, как уже отмечалось, вообще нелегко находиться долго в неподвижном, статичном состоянии; им трудно бездействовать, а слушание музыки для них - в силу непривычности этого вида занятия, эстетической незрелости - означает бездействие. Поэтому опытные учителя-практики советуют использовать при слушании небольшие по объему музыкальные произведения (либо даже их фрагменты), перемежая "чистое" слушание какими-то другими занятиями. Это позволяет удерживать внимание, а, следовательно, и процесс восприятия, на достаточно стабильном уровне.

Имеет значение, разумеется, и репертуар. Детям свойственно живо реагировать на светлую, веселую, шутливую музыку, им по вкусу юморески, живописно-образные, жанровые зарисовки и др.

Полезно предварять слушание музыки вступительным словом учителя - лаконичным, емким по содержанию, способным заинтересовать детскую аудиторию. Увлечь, заинтересовать ребенка, сфокусировать его внимание на "объекте" - первоочередное условие успешности музыкально-воспитательной работы, в частности развития способности восприятия. Это имеет прямое отношение и к процедуре слушания музыки. Перед тем как познакомить детей с новым музыкальным произведением, можно коротко рассказать им о композиторе, о каких-то интересных эпизодах его биографии, об обстоятельствах, связанных с созданием данного произведения (тем более если они содержат в себе нечто примечательное, способное вызвать внимание и интерес). Полезно дать детям "творческое" задание (например, определить характер музыки, пояснить, о чем она рассказывает, что изображает, сравнить две пьесы, найти разницу между ними и т.д.). Если школьники в ходе обсуждения прослушанной музыки вступают в спор друг с другом, у учителя есть основания рассматривать это как свой успех, как достижение в работе. Любые диалоги, диспуты по поводу того или иного художественного явления должны поощряться, поддерживаться; именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к музыкальному (и не только музыкальному) материалу.

Повторим: интерес к занятиям поднимает эмоциональный тонус обучающихся; в свою очередь эмоции удваивают, утраивают силу и яркость восприятий.

Наряду со слушанием музыки важную роль в углублении процессов восприятия играет пение - хоровое, ансамблевое, сольное. Исполнение музыки, связанной с литературным текстом (как, например, это имеет место в детских песнях), создает условия, при которых учащемуся легче, проще понять содержание музыкального материала. Это и означает развитие психологических механизмов восприятия. "С точки зрения психолого-педагогической, - считает Ю.Б. Алиев, - восприятие можно определить как отражение и становление музыкального образа в эстетическом сознании ребенка; процесс эмоционально-оценочного переживания музыкального произведения, восприятия его нравственно-эстетического содержания"1.

Все эти процессы как раз и инициируются пением, если оно организуется и проводится учителем профессионально грамотно, что предполагает, в частности, и умелый подбор музыкального (певческого) репертуара, способного увлечь детвору, и учет специфики диапазона детских голосов, и живую, увлекательную, динамичную форму проведения занятий, и отказ от превращения урока музыки в утомительный, псевдопрофессиональный тренаж.

Восприятие музыки успешно формируется в активной деятельности школьников. К активной форме деятельности относится, например, игра на простейших музыкальных инструментах -детских ксилофонах, металлофонах, звоночках, треугольниках, ударных инструментах (типа бубна и барабана), гармониках и др. К числу музыкантов-энтузиастов, в свое время убежденно пропагандировавших этот вид учебно-воспитательной деятельности, по справедливости относят К. Орфа, успешно разрабатывавшего подобный способ приобщения детей к музыкальной культуре. Есть последователи системы К. Орфа и в России, применяющие в своей практике национальный музыкальный инструментарий (естественно, его простейшие, элементарные образцы). Разумеется, в различных регионах страны этот музыкальный инструментарий имеет свои специфические особенности и отличия.

Информация о работе Воспитание, его закономерности и принципы