Восприятие детей с нарушениями речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств, и ощущения, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития……………………………………………….. 6
1.1. Восприятие в психологии: определение, классификация, свойства……..6
1.2. Развитие восприятия ребенком в норме…………………………………….8
1.3 Характеристика детей с нарушениями речевого развития и особенности развития у них восприятия ……………………………………………………..13
Вывод по главе 1…………………………………………………………...…….20
Глава 2. Организация процесса развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития………………………………………………………………. 22
2.1 Организация и содержание исследования по развитию восприятия……..22
2.2. Диагностика уровня развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития………………………………………………………………. 25
2.3. Результаты диагностики……………………………………………………39
Вывод по главе 2………………………………………………………………....45
Заключение ………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

восприятие.docx

— 99.58 Кб (Скачать файл)

89615514352 Людмила канева

 

Спецпсихология

тема : "Восприятие детей с нарушениями речевого развития"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………… 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития……………………………………………….. 6

1.1.  Восприятие в психологии: определение, классификация, свойства……..6

1.2. Развитие восприятия ребенком в норме…………………………………….8

1.3 Характеристика детей  с нарушениями речевого развития и особенности развития у них восприятия ……………………………………………………..13

Вывод по главе 1…………………………………………………………...…….20

Глава 2. Организация процесса развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития………………………………………………………………. 22

2.1 Организация и содержание исследования по развитию восприятия……..22

2.2. Диагностика уровня развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития………………………………………………………………. 25

2.3. Результаты  диагностики……………………………………………………39

Вывод по главе 2………………………………………………………………....45

Заключение ………………………………………………………………………47

Список использованной литературы…………………………………………...50 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью знаний об особенностях психического развития детей и восприятия с нарушениями речи для эффективной коррекционно-педагогической работе с детьми.

Проблема достаточно разработана в специальной психологии, ей занимались такие исследователи, как Адрущенко Т.Ю., Бондаренко А.А., Городилова В.И., Кудрявцева М.З., Жинкин Н.И., Корнев А.Н., Левина Р.Е., Никашина Н.А., Павлова А.А., Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. и др., однако анализ научно - исследовательской литературы показал, что есть моменты, которые нуждаются в дополнительном анализе.

Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств, и ощущения, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа.

Восприятие зависит от многих, преимущественно психических, факторов. При нормальном развитии ребенка восприятие в дошкольном возрасте становится более произвольным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. У детей с речевыми расстройствами часто возникают патологии восприятия. Известно, что восприятие активно развивается в первые годы жизни ребенка, подготавливая почву для формирования психических процессов более высокого порядка, в том числе речи.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Возраст 3-4 лет является наиболее показательным в рассмотрении данной проблемы исследования, что связано с кризисными проявлениями, которые отмечаются как в сфере познавательных процессов, так и в речевой деятельности. Исследования ведущих психологов отмечают ведущую роль кризиса трех лет в становлении личности дошкольника (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Гуськова, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Несмотря на то, что это кризис социальных отношений, в его многоуровневой структуре выделяется и когнитивный компонент (Т.ВТуськова).

Целью данной курсовой работы является выявление педагогических условий, способствующих развитию восприятия у дошкольников с нарушениями речевого развития.

Объект исследования: развитие восприятия у дошкольников с нарушениями речевого развития.

Предмет исследования: педагогические условия развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития.

Гипотеза исследования: уровень развития восприятия детей с нарушениями речевого развития можно скорректировать при помощи специально созданных педагогических условий, включающих максимально комфортную обстановку для занятий с ребенком и реализованных педагогических приемов работы, направленных на решение поставленной цели.

Для реализации указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития.

2. Определить уровень  развития восприятия у младших дошкольников с нарушениями речевого развития.

3. Выявить педагогические  условия развития восприятия  у детей с нарушениями речевого развития.

Базой исследования выступили воспитанники детского сада «Елочка» г.Надыма. В эксперименте приняло участие 20 детей в возрасте 3-4 лет с нарушениями речевого развития.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития

1.1.  Восприятие в психологии: определение, классификация, свойства.

 

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).1

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.2

К свойствам восприятия относят:

1. Константность – постоянство  воспринимаемых объектов по форме, размеру и цвету. Это свойство  помогает воспринимать предметы  и явления как нечто неизменное.

2. Предметность – приобретенное  свойство, которое формируется в  процессе активного и длительного  взаимодействия человека с миром. Предметность восприятия подразумевает  возможность выделения отдельных  предметов и внешних фрагментов  реальности.

3. Целостность – свойство, при  котором предметы и явления  воспринимаются как нечто целое. Отсутствие какой-либо детали  не мешает целостному восприятию.

4. Избирательность – одно из  свойств восприятия, которое состоит  в выделении из общего пространства  каких-либо объектов или их  признаков. Избирательность осуществляется  посредством внимания.

5. Осмысленность – восприятие  всегда осмысленно. Все воспринимаемые  предметы имеют определенное  значение, которое связано с его  употреблением.

6. Апперцептивность – восприятие окружающего мира на основе предыдущего опыта. Чем больше опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия.3

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

 

 

1.2. Развитие восприятия  ребенком в норме

Элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители. Дифференциация комплексных раздражителей у детей первых лет жизни еще очень несовершенна и значительно отличается от дифференциации, возникающей в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что у детей процессы возбуждения преобладают над торможением.

Вместе с тем отмечается большая неустойчивость обоих процессов, их широкая иррадиация и, как следствие этого, неточность и непостоянство дифференциации. Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов характерна малая детализация восприятий и их большая эмоциональная насыщенность.

Маленький ребенок прежде всего выделяет блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т. е. все, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции. Вследствие недостаточности опыта он еще не может отличать главные и существенные особенности предметов от второстепенных. Необходимые для этого условно-рефлекторные связи возникают лишь по мере действия с предметами в процессе игры и занятий.

Непосредственная связь восприятий с действиями — характерная особенность и необходимое условие развития восприятия у детей. Увидев новый предмет, ребенок тянется к нему, берет его в руки и, манипулируя с ним, постепенно выделяет его отдельные свойства и стороны. 4

Отсюда огромное значение действий ребенка с предметами для формирования правильного и все более детального восприятия их. Большие трудности для детей представляет восприятие пространственных свойств предметов. Необходимая для их восприятия связь зрительных, кинестезических и осязательных ощущений образуется у детей по мере практического знакомства с величиной и формой предметов, оперирования ими, а умение различать расстояния складывается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно ходить и перемещаться на более или менее значительные расстояния.

Вследствие недостаточной практики зрительно-двигательные связи у детей младшего возраста все еще несовершенны. Отсюда неточность их линейного и глубинного глазомера. Если взрослый оценивает длину линий с точностью до 1/10 длины, то дети 2—4 лет —с точностью, не превышающей 1/20 длины. Особенно часто дети ошибаются в величине удаленных предметов, а восприятие перспективы на рисунке достигается лишь к концу дошкольного возраста и часто требует специальных упражнений.

Абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) связываются в восприятии дошкольников с формой определенных предметов (треугольник дети часто называют «домиком», круг — «колесиком» и т. д.); и только позднее, когда они узнают название геометрических фигур, у них возникает общее представление о данной форме и правильное различение ее независимо от других признаков предметов.5

Еще большие трудности для ребенка представляет восприятие времени. У детей 2—2.5 лет оно еще совсем смутное, недифференцированное. Правильное употребление детьми таких понятий, как «вчера», «завтра», «раньше», «позже» и т. д. в большинстве случаев отмечается лишь около 4 лет, продолжительность же отдельных промежутков времени (час, полчаса, 5—10 минут) часто путают и шести - семилетние дети.

Значительные сдвиги в развитии восприятия у ребенка возникают под влиянием речевого общения с взрослыми. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают выделять их наиболее важные и характерные стороны, учат способам действия с ними, отвечают на многочисленные вопросы относительно этих предметов.

Информация о работе Восприятие детей с нарушениями речевого развития