Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:47, курсовая работа
Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств, и ощущения, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа.
Введение……………………………………………………..…………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития……………………………………………….. 6
1.1. Восприятие в психологии: определение, классификация, свойства……..6
1.2. Развитие восприятия ребенком в норме…………………………………….8
1.3 Характеристика детей с нарушениями речевого развития и особенности развития у них восприятия ……………………………………………………..13
Вывод по главе 1…………………………………………………………...…….20
Глава 2. Организация процесса развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития………………………………………………………………. 22
2.1 Организация и содержание исследования по развитию восприятия……..22
2.2. Диагностика уровня развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития………………………………………………………………. 25
2.3. Результаты диагностики……………………………………………………39
Вывод по главе 2………………………………………………………………....45
Заключение ………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………...50
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что из контрольной группы 17 человек выполнили задание меньше чем за 3 минуты. Всем, кроме одного, допустившего ошибку (раскрасил черенок от груши черным цветом, а не коричневым) поставили по 5 баллов. Ребенку, допустившему ошибку поставили 4 балла, несмотря на то, что задание он выполнил менее чем за три минуты (2,4 мин.).
4 балла получили также три ребенка, потратившие на выполнение задания от 3 до 5 минут, хотя и не допустившие ошибки.
Уровень развития цветового восприятия |
Количество детей |
Очень высокий |
16 |
Высокий |
4 |
Средний |
0 |
Низкий |
0 |
Очень низкий |
0 |
Составим сводную таблицу результатов обследования уровня развития восприятия детьми контрольной группы величины предмета на основе методики «Тест с пирамидкой».
Таблица 3. Результаты обследования уровня развития восприятия величины детей контрольной группы
Имя ребенка |
Количество допущенных ошибок, шт. |
Время, затраченное на выполнение задания, мин. |
Оценка, баллы |
Алеша С. |
0 |
0,5 |
5 |
АндрюшаА. |
0 |
0,8 |
5 |
Андрей С. |
0 |
0,9 |
5 |
Антон М. |
0 |
0,7 |
5 |
Борис Л. |
0 |
0,8 |
5 |
Василий Г. |
0 |
0,9 |
5 |
Вера Д. |
0 |
0,5 |
5 |
Гена Ж. |
0 |
0,5 |
5 |
Дима Ю. |
1 |
1,0 |
4 |
Дарья А. |
0 |
0,6 |
5 |
Егор М. |
0 |
0,7 |
5 |
Женя В. |
1 |
1,0 |
4 |
Зина П. |
0 |
0,8 |
5 |
Миша Д. |
0 |
0,8 |
5 |
Мария А. |
1 |
1,0 |
4 |
Нина З. |
0 |
0,6 |
5 |
Надя Р. |
0 |
0,6 |
5 |
Оля П. |
0 |
0,6 |
5 |
Павел С. |
1 |
1,0 |
4 |
Римма Ю. |
1 |
1,0 |
4 |
Средний балл |
4,75 |
Таким образом, дети показали высокий результат тестирования. 15 человек набрали по 5 баллов, так как не допустили ни одной ошибки в нанизывании колец; 5 человек – по 9 баллов, так как допустили по одной ошибке в выборе размера и в течение отведенного времени не смогли ее исправить.
Уровень развития восприятия величины предмета |
Количество детей |
Очень высокий |
15 |
Высокий |
5 |
Средний |
0 |
Низкий |
0 |
Очень низкий |
0 |
Тестирование на следующем этапе исследования имело цель определить уровень развития восприятия формы предмета, для чего нами использовался «Тест с геометрическими фигурами». Результаты исследования каждого ребенка заносился в протоколы исследования, на основании которых была составлена сводная таблица результатов обследования уровня развития восприятия детьми контрольной группы формы предмета (табл. 5).
Таблица 5. Результаты обследования уровня развития восприятия формы предмета детей контрольной группы
Имя ребенка |
Время, затраченное на выполнение задания, мин. |
Оценка, баллы |
Алеша С. |
0,9 |
5 |
АндрюшаА. |
0,8 |
5 |
Андрей С. |
1,2 |
4 |
Антон М. |
0,9 |
5 |
Борис Л. |
0,8 |
5 |
Василий Г. |
1,2 |
4 |
Вера Д. |
0,9 |
5 |
Гена Ж. |
0,8 |
5 |
Дима Ю. |
1,1 |
4 |
Дарья А. |
0,9 |
5 |
Егор М. |
0,9 |
5 |
Женя В. |
0,8 |
5 |
Зина П. |
0,7 |
5 |
Миша Д. |
1,1 |
4 |
Мария А. |
1,2 |
4 |
Нина З. |
0,9 |
5 |
Надя Р. |
0,9 |
5 |
Оля П. |
0,9 |
9 |
Павел С. |
1,1 |
10 |
Римма Ю. |
1,2 |
10 |
Средний балл |
4,70 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о высоком результате тестирования. У 14 детей по 5 баллов потому, что они выполнили задание менее, чем за две минуты. 6 детей уложились во временной промежуток от 1 мин. до 1,2, тем самым набрав по 4 баллов. Ниже 4 количество баллов ни у кого нет.
Уровень развития восприятия формы предмета |
Количество детей |
Очень высокий |
14 |
Высокий |
6 |
Средний |
0 |
Низкий |
0 |
Очень низкий |
0 |
Имя ребенка |
Время, затраченное на выполнение задания, сек. |
Оценка, баллы |
Алеша С. |
32 |
4 |
АндрюшаА. |
29 |
5 |
Андрей С. |
31 |
4 |
Антон М. |
28 |
5 |
Борис Л. |
27 |
5 |
Василий Г. |
34 |
4 |
Вера Д. |
29 |
5 |
Гена Ж. |
27 |
5 |
Дима Ю. |
31 |
4 |
Дарья А. |
27 |
5 |
Егор М. |
32 |
4 |
Женя В. |
31 |
4 |
Зина П. |
29 |
5 |
Миша Д. |
32 |
4 |
Мария А. |
27 |
5 |
Нина З. |
28 |
5 |
Надя Р. |
32 |
4 |
Оля П. |
29 |
5 |
Павел С. |
31 |
4 |
Римма Ю. |
29 |
5 |
Средний балл |
4,55 |
Исходя из данных таблицы 7, сделаем следующие выводы
Пространственное восприятие детей развито несколько хуже, чем восприятие цвета, формы и величины. Всего 11 детей набрали по 5 баллов, выполнив задание менее чем за 30 сек. 9 детей уложились во временной промежуток от 30 сек. до 34, тем самым набрав по 4 балла.
Уровень развития восприятия пространства |
Количество детей |
Очень высокий |
11 |
Высокий |
9 |
Средний |
0 |
Низкий |
0 |
Очень низкий |
0 |
Диагностика детей с общим недоразвитием речи
На основании протоколов обследования в таблице 9 представлены результаты обследования уровня сформированности цветового восприятия детей экспериментальной группы с помощью методики «Закрась рисунок».
Таблица 9. Результаты обследования цветового восприятия детей экспериментальной группы
Имя ребенка |
Время, затраченное на выполнение задания, мин. |
Количество ошибок в выборе цвета, шт. |
Оценка, баллы |
Алена С. |
5,1 |
1 |
3 |
Андрей Е. |
7,1 |
2 |
2 |
Артем В. |
5,2 |
1 |
3 |
Валя М. |
5,2 |
1 |
3 |
Виктор С. |
5,1 |
1 |
3 |
Вадим Р. |
10,2 |
3 |
1 |
Гена Р. |
5,1 |
1 |
3 |
Дима О. |
7,1 |
3 |
1 |
Иван Д. |
5,3 |
1 |
3 |
Катя В. |
7,1 |
2 |
2 |
Кира Л. |
5,4 |
1 |
3 |
Лена З. |
5,1 |
1 |
3 |
Люда Ж. |
5,1 |
1 |
3 |
Миша Р. |
5,1 |
1 |
3 |
Рая В. |
7,9 |
3 |
1 |
Роман К. |
5,6 |
1 |
3 |
Ринат Г. |
7,1 |
2 |
2 |
Света З. |
5,1 |
1 |
3 |
Света Э. |
7,2 |
2 |
2 |
Света Н. |
7,2 |
2 |
2 |
Средний балл |
2,45 |
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что большинство детей набрали по три балла – 12 человек, то есть они выполнили задание, допустив не более одной ошибки, и потратив на выполнение задание от 5 до 7 минут.
По два балла набрали 5 детей: они допустили по две ошибки, потратив на выполнение задания свыше 7 минут.
Три балла набрали трое детей, допустившие по три ошибки.
Уровень развития цветового восприятия |
Количество детей |
Очень высокий |
0 |
Высокий |
0 |
Средний |
12 |
Низкий |
5 |
Очень низкий |
3 |
Результаты обследования уровня развития восприятия детьми экспериментальной группы величины предмета на основе методики «Тест с пирамидкой» представлены в таблице 11.
Таблица 11. Результаты обследования уровня развития восприятия величины детей экспериментальной группы
Имя ребенка |
Количество допущенных ошибок, шт. |
Время, затраченное на выполнение задания, мин. |
Оценка, баллы |
Алена С. |
2 |
1,0 |
3 |
Андрей Е. |
4 |
1,0 |
1 |
Артем В. |
4 |
1,0 |
1 |
Валя М. |
4 |
1,0 |
1 |
Виктор С. |
5 |
1,0 |
1 |
Вадим Р. |
2 |
1,0 |
3 |
Гена Р. |
3 |
1,0 |
2 |
Дима О. |
3 |
1,0 |
2 |
Иван Д. |
2 |
1,0 |
3 |
Катя В. |
3 |
1,0 |
2 |
Кира Л. |
4 |
1,0 |
1 |
Лена З. |
2 |
1,0 |
3 |
Люда Ж. |
3 |
1,0 |
2 |
Миша Р. |
3 |
1,0 |
2 |
Рая В. |
3 |
1,0 |
2 |
Роман К. |
2 |
1,0 |
3 |
Ринат Г. |
3 |
1,0 |
2 |
Света З. |
3 |
1,0 |
2 |
Света Э. |
3 |
1,0 |
2 |
Света Н. |
2 |
1,0 |
3 |
Средний балл |
2,15 |
Информация о работе Восприятие детей с нарушениями речевого развития