Таким образом, все дети выполняли задание
с пирамидкой ровно 1 минуту, то есть все
отведенное на задание время. Качественный
анализ результатов показал, что 5 детей
допустили более 3-х ошибок, тем самым заработав
1 балл; 7 детей допустили 3 ошибки, получив
по 2 балла; остальные 8 детей допустили
по 2 ошибок и получили по 3 балла.
Определим уровень развития
восприятия величины у детей с учетом
шкалы оценки результатов согласно методике
(табл. 12).
Таблица 12. Уровень развития
восприятия величины детей экспериментальной
группы
Уровень развития восприятия
величины предмета |
Количество детей |
Очень высокий |
0 |
Высокий |
0 |
Средний |
8 |
Низкий |
7 |
Очень низкий |
5 |
Таким образом, данные таблицы
12 позволяют сделать вывод о том, что дети
экспериментальной группы в основном
имеют низкий или средний уровень развития
восприятия величины предмета (соответственно
7 и 8 детей). 5 детей обладают очень низким
уровнем восприятия величины предмета.
Высокий и очень высокий уровень
развития восприятия величины предмета
в экспериментальной группе не выявлен
(табл. 12).
Далее мы определили уровень
развития восприятия формы предмета с
помощью «Теста с геометрическими фигурами».
Сводные результаты исследования уровня
развития восприятия детьми экспериментальной
группы формы предмета представлены в
табл. 13.
Таблица 13. Результаты обследования уровня
развития восприятия формы предмета детей
экспериментальной группы
Имя ребенка |
Время, затраченное на выполнение
задания, мин. |
Оценка, баллы |
Алена С. |
2,7 |
3 |
Андрей Е. |
3,2 |
2 |
Артем В. |
5,1 |
1 |
Валя М. |
5,1 |
1 |
Виктор С. |
5,0 |
1 |
Вадим Р. |
3,2 |
2 |
Гена Р. |
5,6 |
1 |
Дима О. |
5,3 |
1 |
Иван Д. |
3,2 |
2 |
Катя В. |
2,4 |
3 |
Кира Л. |
5,2 |
1 |
Лена З. |
5,1 |
1 |
Люда Ж. |
3,2 |
2 |
Миша Р. |
5,1 |
1 |
Рая В. |
5,4 |
1 |
Роман К. |
3,2 |
2 |
Ринат Г. |
5,2 |
1 |
Света З. |
2,4 |
3 |
Света Э. |
3,2 |
2 |
Света Н. |
5,3 |
1 |
Средний балл |
1,6 |
Исходя из данных таблицы 13, сделаем следующие
выводы.
Более пяти минут выполняли
задание 11 детей, им было дано по одному
балу. Те дети, которые уложились в промежуток
от 3 до 4 минут, получили по 2 балла (6 чел.).
Три ребенка справившиеся с заданием меньше
чем за 3 минуты, получили по 3 балла.
Определим уровень развития
восприятия формы предмета у детей с учетом
шкалы оценки результатов (табл. 14).
Таблица 14. Уровень развития
восприятия формы детей экспериментальной
группы
Уровень развития восприятия
формы предмета |
Количество детей |
Очень высокий |
0 |
Высокий |
0 |
Средний |
3 |
Низкий |
6 |
Очень низкий |
11 |
Очень высоким и высоким уровнем
развития восприятия формы предмета в
экспериментальной группе не обладает
никто. Средний уровень наблюдается у
3 детей, низкий – у 6, и больше всего –
у 11 детей наблюдается очень низкий уровень
развития восприятия формы.
Таким образом, дети экспериментальной
группы имеют очень низкий, низкий и средний
уровень развития восприятия формы.
Обследуем уровень пространственного
восприятия детей экспериментальной группы,
используя методику «Чем залатать коврик?».
Результаты обследования представим
в таблице (табл. 15).
Таблица 15. Результаты обследования
уровня развития пространственного восприятия
детей экспериментальной группы
Имя ребенка |
Время, затраченное на выполнение
задания, сек. |
Оценка, баллы |
Алена С. |
52 |
2 |
Андрей Е. |
53 |
2 |
Артем В. |
43 |
3 |
Валя М. |
61 |
1 |
Виктор С. |
63 |
1 |
Вадим Р. |
53 |
2 |
Гена Р. |
56 |
2 |
Дима О. |
63 |
1 |
Иван Д. |
54 |
2 |
Катя В. |
55 |
2 |
Кира Л. |
55 |
2 |
Лена З. |
53 |
2 |
Люда Ж. |
61 |
1 |
Миша Р. |
62 |
1 |
Рая В. |
61 |
1 |
Роман К. |
54 |
2 |
Ринат Г. |
63 |
1 |
Света З. |
45 |
3 |
Света Э. |
63 |
1 |
Света Н. |
59 |
2 |
Средний балл |
1,6 |
Исходя из данных таблицы 15, сделаем следующие
выводы
Только два ребенка справились
с заданием меньше чем за 50 сек, тем самым
получив по 3 баллов. 10 детей получили по
2 балла, так как справились с заданием
за 50–60 секунд, 8 детей получили по 1 баллу,
так как у них выполнение задания заняло
60–70 секунд. Определим уровень развития
восприятия формы предмета у детей с учетом
шкалы оценки результатов (табл. 16).
Таблица 16. Уровень развития
восприятия пространства детей экспериментальной
группы
Уровень развития восприятия
пространства |
Количество детей |
Очень высокий |
0 |
Высокий |
0 |
Средний |
2 |
Низкий |
10 |
Очень низкий |
8 |
8 детей обладают очень
низким уровнем развития восприятия
пространства, так как справились
с заданием более чем за 60 сек. 10 детей
показали низкий уровень восприятия пространства.
И лишь у 2 детей наблюдается средний уровень
восприятия пространства
Таким образом, в экспериментальной
группы обладают:
– 3 ребенка – очень низким,
5 – низким, 12 – средним уровнем развития
цветового восприятия.
– 5 детей – очень низким, 7 –
низким, 6 – средним уровнем развития восприятия
величины.
– 11 детей – очень низким, 6 –
низким, 3 – средним уровнем развития восприятия
формы.
– 8 – очень низким, 10 – низким,
2 – средним уровнем развития пространственного
восприятия.
При использовании методик
на определение уровня восприятия цвета,
величины, формы и пространства в экспериментальной
группе не было выявлено ни одного ребенка
с высоким и очень высоким уровнем сенсорного
развития.
2.3. Результаты
диагностики
Проведем сравнительный анализ
результатов тестирования обеих групп
детей с целью выявить наличие отклонений
сенсорного развития детей без речевых
патологий и детей с общим недоразвитием
речи. Для этого составим соответствующие
таблицы и рассчитаем средний балл по
группе, набранный детьми в ходе одного
исследования по формуле средней арифметической.
Составим сводную таблицу средних
баллов, набранного детьми при тестировании
с помощью методик в ходе тестирования.
Результаты расчетов представлены
в таблице 17.
Таблица 17. Среднегрупповые
показатели состояния сенсорных функций
детей
Название методики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Раскрась рисунок |
4,8 |
2,45 |
Тест с пирамидкой |
4,75 |
2,15 |
Тест с геометрическими фигурами |
4,7 |
1,6 |
Чем залатать коврик? |
4,55 |
1,6 |
Таким образом, средний балл
при тестировании цветового восприятия
детей с ОНР составляет 2,45 балла, что ниже
среднего балла контрольной группы (4,8
балла) на 2,35 балла. То есть наблюдается
отклонение цветового восприятия между
детьми без речевых патологий (контрольной)
и детьми с общим недоразвитием речи развития
(экспериментальной группы).
Средний балл при тестировании
восприятия величины предмета детей с
ОНР (третий уровень речевого развития)
составляет 2,15 балла, что ниже среднего
балла контрольной группы (4,75 балла) на
2,6 балла. То есть наблюдается отклонение
восприятия величины предмета между детьми
без речевых патологий (контрольной) и
детьми с общим недоразвитием речи развития
(экспериментальной группы).
Средний балл при тестировании
восприятия формы предмета детей с ОНР
(третий уровень речевого развития) составляет
1,6 балла, что ниже среднего балла контрольной
группы (4,7 балла) на 3,1 балла. То есть наблюдается
значительное отклонение восприятия формы
предмета между детьми без речевых патологий
(контрольной) и детьми с общим недоразвитием
речи развития (экспериментальной группы).
Средний балл при тестировании
пространственного восприятия детей с
ОНР (третий уровень речевого развития)
составляет 1,6 балла, что ниже среднего
балла контрольной группы (4,55 балла) на
2,95 балла. То есть наблюдается значительное
отклонение пространственного восприятия
между детьми без речевых патологий (контрольной)
и детьми с общим недоразвитием речи развития
(экспериментальной группы).
Составим сводную таблицу выявленных
уровней развития восприятия цвета в обеих
группах детей по методике «Закрась рисунок»
(см. табл. 2 и 10) (табл. 18).
Таблица 18. Уровень развития
восприятия цвета детей контрольной и
экспериментальной групп
Уровень развития восприятия
цвета |
Методика
«Закрась рисунок» |
Количество детей контрольной
группы |
Количество детей экспериментальной
группы |
Очень высокий |
16 |
0 |
Высокий |
4 |
0 |
Средний |
0 |
12 |
Низкий |
0 |
5 |
Очень низкий |
0 |
3 |
Количество выявленных в контрольной
группе детей с очень высоким уровнем
развития восприятия цвета при тестировании
с помощью методики «Закрась рисунок»
составляет 16 человека, в экспериментальной
группе таких детей не выявлено; с высоким
уровнем – 4 человека, в экспериментальной
группе детей с высоким уровнем цветового
восприятия нет.
В то время как со средним, низким
и очень низким уровнем развития восприятия
цвета детей в контрольной группе нет,
в экспериментальной группе со средним
уровнем выявлено 12 человек, с низким –5,
с очень низким – 3 человека.
У детей контрольной группы
наблюдается преобладание очень высокого
и высокого уровня развития восприятия
цвета. В то время как у детей экспериментальной
группы наблюдается преобладание среднего,
низкого и очень низкого уровня развития
восприятия цвета.
Данный факт подтверждает исследования
специалистов в области сенсорного развития
детей без патологий речи и с общим недоразвитием
речи [14].
Составим сводную таблицу выявленных
уровней развития восприятия величины
предмета в обеих группах детей по методике
« «Тест с пирамидкой» (см. табл. 4 и 12) (табл.
19).
Таблица 19. Уровень развития
восприятия величины предмета детей контрольной
и экспериментальной групп
Уровень развития восприятия
величины предмета |
Методика
«Тест с пирамидкой» |
Количество детей контрольной
группы |
Количество
детей экспериментальной группы |
Очень высокий |
15 |
0 |
Высокий |
5 |
0 |
Средний |
0 |
8 |
Низкий |
0 |
7 |
Очень низкий |
0 |
5 |
Исходя из таблицы 19, можно сделать
вывод, что количество выявленных в контрольной
группе детей с очень высоким уровнем
развития восприятия величины предмета,
выявленных при тестировании с помощью
методики «Тест с пирамидкой» – 15 человек,
в экспериментальной группе таких детей
не выявлено; с высоким уровнем развития
восприятия величины предмета в контрольной
группе 5 детей, в экспериментальной –
никого.
Количество выявленных в контрольной
группе детей со средним, низким и очень
низким восприятием предмета не выявлено,
в то время как в экспериментальной группе
детей со средним уровнем развития восприятия
величины предмета – 8 человек, с низким
–7, и с очень низким – 5 человек.
Это связано с тем, что дети
с общим недоразвитием речи (третий уровень
речевого развития) не могут воспринимать
величину предметов так ясно, как дети
без речевой патологии.