Гендерные исследования в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование гендерных отношений как предметной области современной отечественной социальной психологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику гендерных исследований в социальной психологии, с определением объекта, предмета, целей, задач гендерных исследований и раскрытием понятия «гендер», как центральной категории гендерных исследований.
2. Проанализировать становление гендерных исследований посредством проведения ретроспективного обзора взглядов на проблему пола до появления гендерных исследований и определить их отличия от взглядов гендерных исследований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ...……….7
1.1. Предмет и объект гендерных исследований. Понятие гендера в гендерных исследованиях………………………………………....………….7
1.2. История развития гендерных исследований в отечественной социальной психологии……………………………….…………………….13
ГЛАВА II. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ……...…..21
2.1. Проблемы гендерной социализации в современных социально-психологических исследованиях………………………..…………….……21
2.2. Гендерные исследования в изучении социально-психологического статуса женщин………………………………………………….…………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Gendernye_issledovania_v_sotsialnoy_psikhologii.docx

— 104.47 Кб (Скачать файл)

Другой проблемой гендерной социализации является гендерный конфликт, связанный с ролевым поведением супругов. Общепринятый взгляд на роли мужчины и женщины во многом определяет их брачные отношения и брак, профессиональную деятельность, социальные отношения, способ проведения досуга, выбор круга общения и т.д. Несовпадение ожиданий и жизненных реальностей приводит к взаимному разочарованию мужчин и женщин, распаду семей и т.д.

Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. Причины трудностей можно обнаружить в познавательной, эмоциональной сферах личности, в ее поведенческих проявлениях. В частности представления, знания личности о гендерных ролях могут быть недостаточными или же не соответствовать реальной ситуации. На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональной сферах.

Степанова Л.Г. в статье «Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений» (Журнал «Семья в России». - 2007.  - № 4) выделяет следующие типы гендерных внутриличностных конфликтов: ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха, экзистенциально-гендерный конфликт.

Наиболее ярким проявлением столкновения традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности служит феномен, который в социально-психологической литературе описан как «ролевой конфликт работающей женщины» (О.А. Гаврилица, 1998; Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская, 1989, В.В. Бодрова, 1997). Этот внутриличностный конфликт возникает вследствие большого количества социальных ролей, которые выполняет женщина, и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей. Конфликт между ролями чаще возникает, если женщина в равной мере ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью. В этом случае предписания различных социальных ролей, выполняемых личностью, препятствуют их успешной реализации.

Гаврилица О.А. в статье «Чувство вины у работающей женщины» (Журнал «Вопросы психологии» 1998. № 4) рассматривает ролевой конфликт работающей женщины как комплекс субъективных негативных переживаний, возникающих у женщины при отрицательной оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах.

Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. в статье «Ролевой конфликт работающей женщины» (Журнал «Вопросы психологии» 1989. № 5) отмечают, что наиболее выраженный деструктивный показатель ролевого конфликта - это чувство вины, которое рождается из модели восприятия женщиной своих ролей. Часто это связано с синдромом супер-женщины: иметь в жизни все (замужество, дети, карьера) и превосходно выполнять свои обязанности.

Чувство вины характеризуется высокой устойчивостью и множеством сфер проявления, это отношение женщины к детям, супругу, работе, самой себе. Поведение, вызванное чувством вины, является компенсаторным, оно побуждается глубокой потребностью оправдания, что сделано что-то неправильно и это необходимо исправить. В отношении к детям компенсаторное поведение проявляется, например, в таких формах, как покупка ребенку большого количества игрушек, выполнение всех желаний ребенка. В отношения с мужем чувство вины проявляется в том, что женщина сама берет на себя большую часть домашней работы, стремясь компенсировать несоответствие идеализированному образу «хозяйки дома»21. В отношении к работе чувство вины проявляется в отказе от профессиональных достижений и карьеры, женщина не предпринимает действий, которые помогут ей продвигаться по служебной лестнице. Чувство вины проявляется и в отношении женщины самой к себе. Работающая женщина чувствует себя виноватой перед семьей, когда она тратит время на себя, и утверждает, что у нее «не доходят руки до себя». Она не может позволить себе заниматься спортом, тратить время на общение с подругами, походы к косметологу и т.д. Она убеждена, что личные дела – это дела, которыми следует жертвовать в первую очередь.

Еще одним примером внутриличностного конфликта, порождаемого гендерным стереотипом закрепления социальных ролей за определенным полом, является экзистенциальная кризисная ситуация.

Клецина И.С. в своей монографии «Психология гендерных отношений. Теория и практика» отмечает, что это ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обретению смысла своего бытия. Так, мужчины, воспринимающие профессиональную деятельность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенциального конфликта в случае потери работы или выхода на пенсию. «Шок отставки», связанный с потерей значимого места в обществе, разрывом связей с референтной группой, утратой значимой социальной роли в сознании таких мужчин отражен как «потеря главного смысла жизни», а на эмоциональном уровне отмечен всеми признаками острого стрессового расстройства. Женщины, реализуя «истинно женское предназначение быть матерью и хранительницей домашнего очага», часто переживают экзистенциальный кризис в период психологического отделения повзрослевших детей от семьи. Если раньше вся жизнь женщин была насыщена эмоциональной и бытовой заботой о детях, то теперь, когда такое привычное течение жизни нарушается, возникает ощущение пустоты, ненужности, бессмысленности жизни. Живя жизнью детей, многие женщины совсем забывают о своей собственной жизни22.

В числе проблем гендерной социализации можно обозначить кризис гендерной идентичности, который порождается ситуацией, при которой группы мужчин и женщин, осознавая свое несоответствие по основным характеристикам общепринятой и нормативно заданной модели мужественности/женственности, актуализируют эту проблему в публичном дискурсе как личностно и социально значимую. Г. М. Андреева подчеркивает, что «...социальная идентичность выступает, таким образом, элементом конструирования окружающего мира… Социальный мир предстает при этом не как противостоящий субъекту, но как построенный (сконструированный) им»23.

Степанова Л.Г. в статье «Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений» (Журнал «Семья в России». - 2007.  - № 4) говорит, что кризис гендерной идентичности представляет собой проблему не отдельной личности, а состояние психологического неблагополучия, характерное для значительной части мужчин и женщин как представителей гендерных групп.

Непротиворечивая гендерная идентичность обусловливает позитивное самоотношение личности как представителя определенного пола и субъекта гендерных отношений. Выраженные противоречия в структуре гендерной идентичности предопределяют негативное отношение личности самой к себе, что провоцирует состояние внутриличностного конфликта и кризисных проявлений24.

Преодоление данного кризиса требует от личности развития особой психологической гибкости и умения осознанно подходить к реализации того гендерного ролевого репертуара, который задается средой. Другими словами, личность должна найти те способы и механизмы, которые позволят ей не просто однажды решить для себя вопрос о гендерной идентичности, а реализовать гендерную идентичность в соответствии со своими потребностями, целями, интересами и смыслами в каждодневной и часто непредсказуемой практике взаимодействия с другими и миром.

Таким образом, возникает проблема реализации гендерной идентичности личности в социальном мире. Она в свою очередь актуализирует и определяет проблему исследования, заключающуюся в новом теоретическом осмыслении гендерной идентичности личности, обеспечивающих преобразование внешних гендерных норм, образцов и ролей в индивидуализированный опыт личности и определяющих особенности и направления реализации гендерной идентичности в различных жизненно важных сферах, в том числе и семье.

Выводы:

1. Анализ различных научных подходов в изучении проблем гендерной социализации позволяет сделать вывод, что гендерная социализация базируется на двух основных положениях: во-первых, усвоение индивидом социального опыта, психосоциальных установок и ценностных ориентаций, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или другого пола; во-вторых, формирование полового самосознания или половой идентичности, включающее процесс познания своего или противоположного пола, эмоциональную оценку и самоутверждение себя как представителя определенного пола в общении и деятельности.

2. Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определенного пола на всех этапах жизненного цикла и то, как их гендерное развитие вписывается в исторический, культурный и социальный контексты. Среди многочисленных проблем гендерной социализации рассмотрены:

- нарушение полового стереотипа. Здесь выделены некоторые особенности гендерной социализации, в процессе которой человек получает представление о своих и чужих гендерных ролях. Особо подчеркивается роль достаточно жестких полоролевых стереотипов, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности (Ю.Е. Алешина и А.С. Волович «Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины». Журнал Вопросы психологии, 1991, № 4);

- гендерный конфликт, связанный с ролевым поведением супругов. Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. Среди них Степанова Л.Г. в статье «Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений»; «ролевой конфликт работающей женщины» рассмотрен О.А. Гаврилица, 1998; Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская, 1989, В.В. Бодрова, 1997);

- кризис гендерной идентичности, где возникает проблема реализации гендерной идентичности личности в социальном мире, т.е. в различных жизненно важных сферах, в том числе и семье.

3. Существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения  и на протяжении всей жизни. Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации дают возможность связать в единое целое стремления человека к социализации, укорененности в определенной группе, и индивидуализации, сохранению своего стиля деятельности и общения, позволяющие достичь наиболее полной самореализации человека. При этом процесс вхождения человека в социум (и вхождение ребенка в мир взрослых, и мигрантов в новую социальную и культурную среду) рассматривается как соотношение категоризации разных групп, из которых состоит социальный мир, и самокатегоризации, подразумевающей осознание своего «Я» и поиск наиболее адекватных для данного человека групп идентичности.

 

 

2.2. Гендерные исследования  в изучении социально-психологического  статуса женщин

 

В современном обществе наблюдается повышенный интерес к социальной психологии женщин, обусловленный динамикой трансформации сложившихся гендерных отношений и связанных с ними экономических преобразований. Современная социальная психология, занимаясь изучением социальных представлений о женщинах (политике, бизнесмене, учителе, враче), анализируя социальные представления о предназначении женщин и мужчин в обществе, в большей степени обращает внимание на сам объект представлений – женщину25.

Жалимбетова Р. Б. в статье «Гендерные исследования: история и современность» (Электронный ресурс: http://giacgender.narod.ru/n4tl.htm) отмечает, что на основе нового мышления создаются иные демократические формулы, которые позволяют взглянуть на роль женщины в современном мире. Гендерные исследования позволяют преодолеть ограниченность методологии, методов и результатов традиционных исследований женских проблем, а также преимущественного развития парадигмы, разделяющей сферы деятельности и социальные обязанности мужчин и женщин.

Женская проблематика активно начала разрабатываться в рамках феминистской социальной теории пола. Гендерные исследования - это радикальное переосмысление жизни женщин с позиций их собственного опыта. Главной целью исследований является выяснение, критический анализ и изменение тех практик, что приводят к дискриминации женщин - в семье, в профессиональной деятельности, в сексуальной или духовной жизни. Эти исследования направлены на трансформацию несправедливых законов, норм и даже обычаев. При изучении проблем женщин во всем многообразии стилей и условий жизни на первый план выдвигаются не только расовые и классовые различия, но и различия в сексуальной ориентации.

Таким образом, деятельность женщин во многих сферах общественной жизни, в том числе для них полностью закрытых два века назад, приобрела всеобщий характер. Объективное общественное положение женщины изменилось мало: дискриминация из открытой стала скрытой. Она обнаруживается на уровне гендерного анализа сфер занятости, распределения, власти и социального статуса полов, что видно из различных докладов по гендерным исследованиям26.

Выявить женскую специфику (впрочем, как и мужскую) можно только при их сравнении с представителями другого пола, а не при изолированном изучении женщин (или мужчин).

Л. В. Попова в статье  «Проблема самореализации одаренных женщин» (Журнал «Вопросы психологии» - 1996. - №2) отмечает, что предпосылки разного восприятия своих способностей и достижений девочками и мальчиками закладываются в семье под влиянием полоролевых стереотипов родителей.

Данная статья представляет собой исследование сложившихся в обществе полоролевых стереотипов и их влияние на самореализацию одаренных женщин. При всестороннем рассмотрении проблемы становится очевидным тот факт, что несоответствие между школьными успехами девочек и их достижениями в зрелом возрасте, присутствие так называемой «исчезающей одаренности», объясняется наличием в общественном сознании гендерных стереотипов, которые явно не способствуют самореализации женщин.

Сопоставление практики образования в нашей стране и за рубежом показывает, что «тихая» дискриминация девочек в школьных классах и университетских аудиториях представляет собой универсальное явление. В силу отсутствия соответствующих законов, многолетней кампании дискредитации феминистских движений и почти полного отсутствия информации в этой области дискриминация женщин в нашей стране порой носит открытый характер публичных высказываний и соответствующих действий. Профконсультационная работа и психотерапевтическая помощь строятся без учета специфических потребностей женщин при выборе профессиональной карьеры и при обращении за психотерапевтической помощью27.

Информация о работе Гендерные исследования в социальной психологии