Гендерные исследования в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование гендерных отношений как предметной области современной отечественной социальной психологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику гендерных исследований в социальной психологии, с определением объекта, предмета, целей, задач гендерных исследований и раскрытием понятия «гендер», как центральной категории гендерных исследований.
2. Проанализировать становление гендерных исследований посредством проведения ретроспективного обзора взглядов на проблему пола до появления гендерных исследований и определить их отличия от взглядов гендерных исследований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ...……….7
1.1. Предмет и объект гендерных исследований. Понятие гендера в гендерных исследованиях………………………………………....………….7
1.2. История развития гендерных исследований в отечественной социальной психологии……………………………….…………………….13
ГЛАВА II. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ……...…..21
2.1. Проблемы гендерной социализации в современных социально-психологических исследованиях………………………..…………….……21
2.2. Гендерные исследования в изучении социально-психологического статуса женщин………………………………………………….…………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Gendernye_issledovania_v_sotsialnoy_psikhologii.docx

— 104.47 Кб (Скачать файл)

Исследования показали, что у родителей одаренных девочек больше стереотипов, искажающих оценку способностей дочерей и влияющих на их ожидания успеха. Важно отметить, что убеждения родителей относительно способностей своих детей оказываются более значимыми для самовосприятия ребенка, чем собственные успехи. В случае одаренных девочек, особенно со способностями к математике, стереотипные убеждения родителей в том, что уровень способностей дочери не позволит ей достичь успеха, заставляют ее очень рано отказываться от соответствующего обучения.

Еще до начала обучения девочек готовят к «хорошему» поведению, следованию правилам, подавлению собственной инициативы (конформности). В школе этот процесс продолжается - многочисленные зарубежные исследования показали, что школьные учителя уделяют больше внимания в классе мальчикам. Учителя в первую очередь отвечают на их вопросы, а одноклассниц к вопросам не поощряют. Подразумевается, что девочка должна знать, а не исследовать и сомневаться в истинности или полноте знания. Помимо того что учителя чаще откликаются на разные виды активности мальчиков, они также дают качественно различную обратную связь мальчикам и девочкам. Любой ответ девочки принимается (с той или иной отметкой), от мальчиков требуют большего, настаивают на поиске правильного или более рационального решения. Их ответам также дается более развернутая оценка, на основе которой можно идти дальше. Таким образом, мальчиков больше ориентируют на достижения, на преодоление трудностей, на более высокий уровень притязаний. Количество и качество внимания, уделяемого учителями девочкам, дает им понять, что они на вторых ролях, что в классе есть более важные люди.

В результате часть одаренных девушек строит жизненные планы на основе высказываемых ожиданий, некритически усвоенных скрытых посланий окружения, без учета своих способностей, интересов, желаний, личностных качеств. Положение усугубляется тем, что одаренные девочки отличаются высокой чувствительностью к ожиданиям социальной среды, высоко развитой способностью к социальной адаптации, склонностью к самопринижению. Последствиями зачастую являются неудовлетворенные потребности, нереализованные способности, выбор профессии и стиля жизни, не соответствующих реальности.

Возникает естественный вопрос: а стоит ли изучать женские проблемы? Наблюдения и опросы современной студенческой молодежи показали, что социальная ситуация меняется - девушки (в том числе высоко одаренные) стали чаще говорить об отказе от собственной карьеры в пользу удачного замужества и возможности не работать. Причинами изменений в ценностных ориентациях могут являться: тяжелый опыт матерей, связанный с двойной нагрузкой, изменения в образе женщины, создаваемом современными средствами массовой информации, высказывания политических лидеров о традиционной женской миссии. Девушки имеют право выбора карьеры домохозяйки, но этот выбор должен строиться на отрефлексированной оценке возможных вариантов жизненного пути, на понимании и переживании его будущих последствий. Оценка результатов широкомасштабного «эксперимента» по переориентации женщин на домашнее хозяйство уже имеется в мировой практике.

Таким образом, можно говорить о том, что проблема самореализации одаренных женщин относится к социальнопсихологическим и социальным проблемам современного общества. Специфика проблемы самореализации одаренных женщин определяется редким сочетанием особенностей социализации девочек (воспитание эмпатийности, отзывчивости, ориентации на альтруизм и жертвенность, приспосабливаемости) с характеристиками, присущими одаренным детям вообще (повышенные чувства ответственности, справедливости, перфекционизм, идеализм), что само по себе является исключительно благодатной почвой для пребывания в тени.

В социальной психологии растет интерес к теоретическому осмыслению проблем самоопределения личности. Изучение самоопределения женщин с различными типами гендерной идентичности показано в исследованиях Ивановой Н.Л., Кулаевой Е.В. «Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности» (Журнал Вопросы психологии. 2011. №1).

Несмотря на увеличение степени свободы женщин в социальном и деловом мире, существуют противоречия, которые проявляются в поведении и деятельности, представлениях самих женщин о себе, их самосознании.

Во многих организациях в настоящее время больше половины работающих – женщины. Женщины занимают руководящие посты, играют важную роль в экономической, политической и общественной жизни страны, вносят существенный вклад в воспитание детей в семье, т.е. значительное число женщин уделяет большое внимание выстраиванию своего жизненного пути и профессиональной карьере как его неотъемлемой части. Амбициозность, независимость, активность, стремление к достижениям – все эти качества, в патриархальной среде неприемлемые для женщин, становятся сегодня довольно распространенными в характере их поведения.

Поэтому вопросы, связанные с гендерной идентичностью, т.е. принадлежностью к понятиям «фемининность – маскулинность – андрогинность» в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе и науке, т.к. роли женщины сегодня претерпевают значительные изменения. Однако научных исследований, посвященных изучению самоопределения женщин в зрелом возрасте, не достаточно, т.к. в исследованиях в основном рассматриваются особенности профессионального

или личностного самоопределения в подростковом или юношеском возрасте (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.А. Кроник, Н.С. Пряжников, З.И. Рябикина, Д. Сьюпер), а также чаще учитывается разделение респондентов по полу, а не по типу гендерной идентичности (Ш. Берн, Т.В. Игнатьева, Е.П. Ильин, И. Калабихина, А.И. Пеньков, Е.Ф. Рыбалко и Н.Г. Крогиус, И.Н. Серегина).

В своей работе Иванова Н.Л., Кулаева Е.В. «Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности» (Журнал Вопросы психологии. 2011. №1) рассматривают самоопределение женщин как их осознанную активность по определению своего места в жизни, которая проявляется в самоотношении, мотивационно-потребностной сфере и выборе жизнедеятельности и выделяют четыре типа гендерной идентичности женщин: маскулиннный, феминный, андрогинный, недифферинцированный. Полученные данные по их мнению отражают сложившуюся ситуацию в обществе, которая проявляется в том, что многие женщины в силу современного разделения труда, появления новых требований к их уровню образования, самовыражению в профессиональной деятельности демонстрируют и феминные и маскулинные признаки. Рассмотрим это более подробно.

Базовые характеристики самоопределения различны: у женщин фемининного типа – «материальный комфорт и безопасность», «самостоятельность» и «теплые отношения с людьми», у женщин недифференцированного типа – «рисковое поведение», «низкая значимость общества» и «самостоятельность», у женщин маскулинного типа – «низкая гармоничность личности», «материальный комфорт и безопасность» и «самоуважение», у женщин андрогинного типа – «самоуважение», «материальный комфорт и безопасность» и «гармоничность личности».

Возрастные особенности самоопределения различны для женщин каждого типа гендерной идентичности. Фемининная женщина с возрастом меньше стремится к общению, но больше – к реализации себя. Для маскулинной женщины с возрастом на первый план выходят социальный статус, групповая принадлежность, но снижается значимость своих психофизических данных (внешность и т.д.) и ухода за собой. С возрастом у андрогинных женщин на первый план выходит забота о безопасности и автономности своей будущей жизни. Чем старше становится женщина недифференцированного типа гендерной идентичности, тем больше она стремится к самоуважению.

Выявленные отличия в семейном поведении женщин с разными типами гендерной идентичности показывают, что чаще всего в брак вступают женщины андрогинного и фемининного типа идентичности, реже всего – недифференцированные и маскулинные женщины, но чаще есть дети у фемининных женщин и у маскулинных (хотя они в данный момент и не находятся в браке), дети отсутствуют чаще у недифференцированных женщин и у андрогинных (хотя они в данный момент и находятся замужем).

Выявленные различия женщин в структурировании рабочего времени показывают, что неполная занятость свойственна в основном недифференцированному типу женщин, полный рабочий день заняты чаще фемининные и андрогинные женщины, женщины маскулинного типа имеют чаще ненормированный рабочий день.

Таким образом,  проведенное исследование Ивановой Н.Л., Кулаевой Е.В. показало, что все типы оказывают влияние на жизнедеятельность женщин и обусловлены особенностями их самоопределения.

Выводы:

1. Существует множество ограничений накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности,  а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. По моему мнению, не стоит стремиться к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.

2. Целью изучения гендерных исследований было и остается углубленное понимание общественной роли женщин в истории и современном мире, оценка их вклада в достижения человечества. В ходе интенсивных систематических исследований социально-психологического статуса женщин, стали изучаться проблемы, существенные как для самих женщин, так и для разработки новых путей анализа взаимоотношений между женщинами и мужчинами. В результате этих изменений психология обогатилась новым видением особенностей развития девочек и мальчиков, женщин и мужчин, расширила диапазон своих методов, разработала новые подходы к психотерапии и консультированию.

3. Считаю, что в современном обществе необходимо активнее заниматься гендерными исследованиями, для чего следует разработать концепцию гендерного образования, которое определит точное место гендерных исследований в системе знаний, учитывая при этом их подлинное теоретическое и практическое значение для российского общества.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

До недавнего времени социальная психология изучала преимущественно стабильные, константные явления; в настоящий момент дисциплина находится на новом этапе развития: поле науки расширяется, и появляется особый интерес к проблеме изучения социально-психологических феноменов в контексте социальных изменений. Социальная психология представляет собой наиболее подготовленную сферу научного знания, на базе которой психологическая составляющая гендерной тематики может развиваться наиболее интенсивно и продуктивно. Вместе с тем социальная психология, исследуя гендерные отношения, реализует и свои собственные перспективные тенденции развития, как научной дисциплины, связанной с комплексным изучением всех основных элементов социо-психологической реальности: внутреннего мира индивида, межличностного взаимодействия в конкретной ситуации и социальной структуры общества.

Проведенное в работе исследование важнейших аспектов гендерной тематики в социальной психологии позволяет сделать следующие выводы:

1. Несмотря на продолжающиеся дискуссии, вопрос «что же все-таки считать «настоящим» гендерным исследованием» остается актуальным.

Целями гендерных исследований в социальной психологии можно считать: 1) изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их принадлежностью к различным социальным группам, образованным по критериям пола и сексуальности; 2) анализ психологических характеристик («личности») представителей этих групп в связи с их социальным статусом как внутри гендерной группы, так и в рамках более широкой социальной структуры.

2. В рамках социально-психологического исследования важно не просто отметить различия в личностных характеристиках представителей различных гендерных сообществ или остановиться на анализе механизмов формирования специфических личностных черт. Необходимо установить, почему у представителей той или иной гендерной группы сформировались именно такие, а не иные специфические черты, в какой мере они зависят от характеристик группы, к которой принадлежат эти люди, и условий, в которых находится их группа принадлежности.

3. Ключевым вопросом в гендерных исследованиях является разграничение понятий «пол» и «гендер», относительно которого существует много разногласий. Пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчины» и «женщины», а гендер соответствует социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины»).

4. В становлении гендерной  проблематики в социальной психологии  многие исследователи выделяют 4 этапа. Все исследовательские работы по психологии пола, проведенные в начале и середине XX столетия, можно рассматривать как научные предпосылки развития гендерных исследований в отечественной психологии, создающих основу для становления гендерной психологии.

5. Анализ различных научных подходов в изучении проблем гендерной социализации позволяет сделать вывод, что гендерная социализация базируется на двух основных положениях: во-первых, усвоение индивидом социального опыта, психосоциальных установок и ценностных ориентаций, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или другого пола; во-вторых, формирование полового самосознания или половой идентичности, включающее процесс познания своего или противоположного пола, эмоциональную оценку и самоутверждение себя как представителя определенного пола в общении и деятельности.

Информация о работе Гендерные исследования в социальной психологии