Гендерные исследования в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование гендерных отношений как предметной области современной отечественной социальной психологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику гендерных исследований в социальной психологии, с определением объекта, предмета, целей, задач гендерных исследований и раскрытием понятия «гендер», как центральной категории гендерных исследований.
2. Проанализировать становление гендерных исследований посредством проведения ретроспективного обзора взглядов на проблему пола до появления гендерных исследований и определить их отличия от взглядов гендерных исследований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ...……….7
1.1. Предмет и объект гендерных исследований. Понятие гендера в гендерных исследованиях………………………………………....………….7
1.2. История развития гендерных исследований в отечественной социальной психологии……………………………….…………………….13
ГЛАВА II. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ……...…..21
2.1. Проблемы гендерной социализации в современных социально-психологических исследованиях………………………..…………….……21
2.2. Гендерные исследования в изучении социально-психологического статуса женщин………………………………………………….…………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Gendernye_issledovania_v_sotsialnoy_psikhologii.docx

— 104.47 Кб (Скачать файл)

В науке существуют две точки зрения на продолжительность социализации: одни считают, что индивид усваивает все необходимые для существования в обществе нормы в детстве, другие убеждены, что этот процесс длится всю жизнь. С моей точки зрения основную часть информации индивид получает в детстве, однако, приобретая дополнительные социальные статусы, он соотносит новые требования с уже имеющимися у него представлениями, что ведет или к их большему закреплению, или к их корректировке.

3. По результатам анализа научных статей из психологических журналов, пособий и монографий, среди многочисленных проблем гендерной социализации выделены:

- нарушение полового стереотипа. (Ю.Е. Алешина и А.С. Волович «Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины». Журнал Вопросы психологии, 1991, № 4);

- гендерный конфликт, связанный с ролевым поведением супругов. (Степанова Л.Г. «Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений» Журнал «Семья в России». - 2007.  - № 4; «ролевой конфликт работающей женщины» рассмотрен О.А. Гаврилица, 1998; Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская, 1989, В.В. Бодрова, 1997);

- кризис гендерной идентичности, где возникает проблема реализации  гендерной идентичности личности  в социальном мире, т.е. в различных  жизненно важных сферах, в том  числе и семье (Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов.; Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика и др.).

Таким образом, современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации дают возможность связать в единое целое стремления человека к социализации, укорененности в определенной группе, и индивидуализации, сохранению своего стиля деятельности и общения, позволяющие достичь наиболее полной самореализации человека.

4. Одним из направлений развития гендерных исследований в психологии можно определить как женские исследования в психологии. В этих работах акцент сделан на изучении психологии женщин, выяснение, критический анализ и изменение тех практик, что приводят к дискриминации женщин - в семье, в профессиональной деятельности, в сексуальной или духовной жизни.

В основном это направление развивается в рамках практической психологии, в контексте психологической помощи женщинам, страдающим от внутриличностных конфликтов, психологического и физического насилия и воздействия, сексуальных домогательств. Сторонницы этой ветви исследования исходят из представлений о существующем глобальном угнетении женщин; работают они в основном в психологических кризисных центрах помощи женщинам. Совсем немного научных работ, подготовленных в рамках данного направления гендерных исследований в психологии. К ним можно отнести работы Л. В. Поповой «Проблема самореализации одаренных женщин (Вопросы психологии,1996, №2), О.В. Митиной и В.Ф. Петренко «Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения В России и США» (Вопросы психологии, 2000, №1). Объяснением слабого развития данного направления в отечественной психологии может служить неприятие феминистских идей в нашей стране.

Таким образом, интенсивное развитие и результаты гендерных исследований в зарубежной и отечественной науке позволили ответить на многие вопросы, связанные с тем, как тот или иной социум определяет, формирует, закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины и какие последствия имеет это распределение. Существенный вклад в развитие гендерных исследований внесла гендерная психология как новая отрасль психологического знания. Гендерная психология в настоящий момент развивается как научное направление в рамках социальной психологии. Изучены и описаны агенты и институты гендерной социализации, гендерные технологии и гендерные отношения на индивидуальном, межличностном и социальном уровнях, рассмотрены различные аспекты тендерного неравенства. То есть в большей степени гендерная психология фокусирует свое внимание на проблеме влияния общества на личность, на исследовании причин и технологий гендерной социализации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абибунова Н.И. Что такое гендер?// Общественные науки и современность. – 1996. № 6. – С. 123-125
  2. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком.//Вопросы психологии. – 1985. № 3. – С. 135-140
  3. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989. - № 5.
  4. Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002. - С. 9–26.
  5. Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.
  6. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие // под ред. И. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 708 с.
  7. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 991 с.
  8. Введение в гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; 2001. - 412 с.
  9. Волович А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы. Дисс. канд. психол.наук. М., 1990. - С. 127-130.
  10. Воронина О.А. Философия пола. – М.: Русское слово, 1998. – 407 с.
  11. Воронцов Д. В. Что такое гендер // Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 9-20.
  12. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.
  13. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О.А. Ворониной. - М.: РОО МЦГИ – ООО «Солтэкс», 2005. – С. 19.
  14. Жалимбетова Р. Б. Гендерные исследования: история и современность // http://giacgender.narod.ru/n4tl.htm.
  15. Иванова Н.Л., Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности // Вопросы психологии. - 2011. №1. - С. 106 – 116.
  16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
  17. Ильиных С.А. Специфика гендерных исследований: важные детали: Монография / С.А.Ильиных. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 234с.
  18. Клецина И. С. Гендерные исследования в отечественной психологии: история развития и теоретические подходы // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 3-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции (8–9 декабря 2000 года). Минск, 2001. - С. 168–177.
  19. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. № 3. - С. 27.
  20. Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. – 2003. - №1.
  21. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004. - 408 с.
  22. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: соотношение биологического и социального в человеке. – М.: Медицина, 1975. – 776 с.
  23. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2008. - 178 с.
  24. О.В. Митина, В.Ф. Петренко. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии. - 2000. - №1.
  25. Орехова А.В. К вопросу о постпрофессиональной адаптации женщин–спортсменок после окончания спортивной карьеры в СССР и Российской Федерации  //  http://ms-solutions.ru/index.
  26. Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен, этот «гендер»? // Социальная история 1998/1999. М., 1999. - С. 155.
  27. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 6–11; 23–31.
  28. Степанова Л.Г. Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений // Семья в России. - 2007.  - № 4.
  29. Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной терминологии. // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.
  30. Хасан Б.И., Тюменева ЮЛ. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - № 3.
  31. Ю.Е. Алешина и А.С. Волович Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии – 1991. - № 4. - С. 74-82.

1 Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен, этот «гендер»? // Социальная история 1998/1999. М., 1999. - С. 155.

2 Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной терминологии. // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.

3 Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О.А. Ворониной. - М.: РОО МЦГИ – ООО «Солтэкс», 2005. – С. 19.

4 Ильиных С.А. Специфика гендерных исследований: важные детали: Монография / С.А.Ильиных. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 234с.

5 Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. – 2003. - №1.

6 Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.

7 Воронцов Д. В. Что такое гендер // Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 9-20.

8 Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2008. - 178 с.

9 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2006. – С.7-11.

10 Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком.//Вопросы психологии. – 1985. № 3. – С. 135-140.

11 Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: соотношение биологического и социального в человеке. – М.: Медицина, 1975. – С.326.

12 Клецина И. С. Гендерные исследования в отечественной психологии: история развития и теоретические подходы // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 3-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции (8–9 декабря 2000 года). Минск, 2001. С. 168–177.

13 Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. № 3. - С. 27.

14 Хасан Б.И., Тюменева Ю. Л. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. 1997. № 3.

15 Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 6–11; 23–31.

16 Орехова А.В. К вопросу о постпрофессиональной адаптации женщин–спортсменок после окончания спортивной карьеры в СССР и Российской Федерации  // http://ms-solutions.ru/index.

17 Ю.Е. Алешина и А.С. Волович. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии, 1991. - № 4. - С. 74-82.

18 Ю.Е. Алешина и А.С. Волович Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991, № 4. - С. 74-82.

19 Волович А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы. Дисс. канд. психол.наук. М., 1990. С. 127-130.

20 Ю.Е. Алешина и А.С. Волович Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991, № 4. С. 74-82.

21 Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.

22 Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004. - 408 с.

23 Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002. С. 9–26.

24 Степанова Л.Г. Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений // Семья в России. - 2007.  - № 4.

25 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2006. – С 7-11.

26 Жалимбетова Р. Б. Гендерные исследования: история и современность // http://giacgender.narod.ru/n4tl.htm.

27 Л. В. Попова «Проблема самореализации одаренных женщин» // Вопросы психологии - 1996. - №2.

 

 


Информация о работе Гендерные исследования в социальной психологии