Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование гендерных отношений как предметной области современной отечественной социальной психологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику гендерных исследований в социальной психологии, с определением объекта, предмета, целей, задач гендерных исследований и раскрытием понятия «гендер», как центральной категории гендерных исследований.
2. Проанализировать становление гендерных исследований посредством проведения ретроспективного обзора взглядов на проблему пола до появления гендерных исследований и определить их отличия от взглядов гендерных исследований.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ...……….7
1.1. Предмет и объект гендерных исследований. Понятие гендера в гендерных исследованиях………………………………………....………….7
1.2. История развития гендерных исследований в отечественной социальной психологии……………………………….…………………….13
ГЛАВА II. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ……...…..21
2.1. Проблемы гендерной социализации в современных социально-психологических исследованиях………………………..…………….……21
2.2. Гендерные исследования в изучении социально-психологического статуса женщин………………………………………………….…………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………
В науке существуют две точки зрения на продолжительность социализации: одни считают, что индивид усваивает все необходимые для существования в обществе нормы в детстве, другие убеждены, что этот процесс длится всю жизнь. С моей точки зрения основную часть информации индивид получает в детстве, однако, приобретая дополнительные социальные статусы, он соотносит новые требования с уже имеющимися у него представлениями, что ведет или к их большему закреплению, или к их корректировке.
3. По результатам анализа научных статей из психологических журналов, пособий и монографий, среди многочисленных проблем гендерной социализации выделены:
- нарушение полового стереотипа. (Ю.Е. Алешина и А.С. Волович «Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины». Журнал Вопросы психологии, 1991, № 4);
- гендерный конфликт, связанный с ролевым поведением супругов. (Степанова Л.Г. «Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений» Журнал «Семья в России». - 2007. - № 4; «ролевой конфликт работающей женщины» рассмотрен О.А. Гаврилица, 1998; Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская, 1989, В.В. Бодрова, 1997);
- кризис гендерной идентичности,
где возникает проблема
Таким образом, современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации дают возможность связать в единое целое стремления человека к социализации, укорененности в определенной группе, и индивидуализации, сохранению своего стиля деятельности и общения, позволяющие достичь наиболее полной самореализации человека.
4. Одним из направлений развития гендерных исследований в психологии можно определить как женские исследования в психологии. В этих работах акцент сделан на изучении психологии женщин, выяснение, критический анализ и изменение тех практик, что приводят к дискриминации женщин - в семье, в профессиональной деятельности, в сексуальной или духовной жизни.
В основном это направление развивается в рамках практической психологии, в контексте психологической помощи женщинам, страдающим от внутриличностных конфликтов, психологического и физического насилия и воздействия, сексуальных домогательств. Сторонницы этой ветви исследования исходят из представлений о существующем глобальном угнетении женщин; работают они в основном в психологических кризисных центрах помощи женщинам. Совсем немного научных работ, подготовленных в рамках данного направления гендерных исследований в психологии. К ним можно отнести работы Л. В. Поповой «Проблема самореализации одаренных женщин (Вопросы психологии,1996, №2), О.В. Митиной и В.Ф. Петренко «Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения В России и США» (Вопросы психологии, 2000, №1). Объяснением слабого развития данного направления в отечественной психологии может служить неприятие феминистских идей в нашей стране.
Таким образом, интенсивное развитие и результаты гендерных исследований в зарубежной и отечественной науке позволили ответить на многие вопросы, связанные с тем, как тот или иной социум определяет, формирует, закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины и какие последствия имеет это распределение. Существенный вклад в развитие гендерных исследований внесла гендерная психология как новая отрасль психологического знания. Гендерная психология в настоящий момент развивается как научное направление в рамках социальной психологии. Изучены и описаны агенты и институты гендерной социализации, гендерные технологии и гендерные отношения на индивидуальном, межличностном и социальном уровнях, рассмотрены различные аспекты тендерного неравенства. То есть в большей степени гендерная психология фокусирует свое внимание на проблеме влияния общества на личность, на исследовании причин и технологий гендерной социализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен, этот «гендер»? // Социальная история 1998/1999. М., 1999. - С. 155.
2 Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной
терминологии. // http://www.gender-cent.ryazan.
3 Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О.А. Ворониной. - М.: РОО МЦГИ – ООО «Солтэкс», 2005. – С. 19.
4 Ильиных С.А. Специфика гендерных исследований: важные детали: Монография / С.А.Ильиных. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 234с.
5 Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. – 2003. - №1.
6 Блохина Н.А. Понятие гендера: становление,
основные концепции и представления //
http://www.gender-cent.ryazan.
7 Воронцов Д. В. Что такое гендер // Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 9-20.
8 Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2008. - 178 с.
9 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2006. – С.7-11.
10 Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком.//Вопросы психологии. – 1985. № 3. – С. 135-140.
11 Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: соотношение биологического и социального в человеке. – М.: Медицина, 1975. – С.326.
12 Клецина И. С. Гендерные исследования в отечественной психологии: история развития и теоретические подходы // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 3-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции (8–9 декабря 2000 года). Минск, 2001. С. 168–177.
13 Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. № 3. - С. 27.
14 Хасан Б.И., Тюменева Ю. Л. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. 1997. № 3.
15 Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 6–11; 23–31.
16 Орехова А.В. К вопросу о постпрофессиональной адаптации женщин–спортсменок после окончания спортивной карьеры в СССР и Российской Федерации // http://ms-solutions.ru/index.
17 Ю.Е. Алешина и А.С. Волович. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии, 1991. - № 4. - С. 74-82.
18 Ю.Е. Алешина и А.С. Волович Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991, № 4. - С. 74-82.
19 Волович А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы. Дисс. канд. психол.наук. М., 1990. С. 127-130.
20 Ю.Е. Алешина и А.С. Волович Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991, № 4. С. 74-82.
21 Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.
22 Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004. - 408 с.
23 Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002. С. 9–26.
24 Степанова Л.Г. Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений // Семья в России. - 2007. - № 4.
25 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2006. – С 7-11.
26 Жалимбетова Р. Б. Гендерные
исследования: история и современность
// http://giacgender.narod.ru/
27 Л. В. Попова «Проблема самореализации одаренных женщин» // Вопросы психологии - 1996. - №2.
Информация о работе Гендерные исследования в социальной психологии