Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 14:21, курсовая работа
Цель: исследование гендерных факторов в поведении девиантных подростков на основе анализа литературных источников.
Задачи: анализ литературных источников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования девиантного поведения подростков 5
1.1 Девиантное поведение несовершеннолетних 5
1.1.1 Понятие девиантного поведения 5
1.1.2 Основные причины девиантного поведения 7
1.1.3 Личностные расстройства 8
1.1.4 Основные причины девиантного поведения 9
1.1.5 Девиантное поведение детей и подростков 10
1.2 Проблемы гендерной психологии. 14
1.2.1 Предпосылки, специфика возникновения и развития гендерных исследований в психологии 14
1.2.2 Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины 16
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий склонности подростков к отклоняющемуся поведению 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Описание и анализ результатов исследования……………………………22
Заключение 23
Литература 24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Факультет иностранных языков
Специальность преподаватель английского языка
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Курсовая работа
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
Научный руководитель:
заведующая кафедрой
Оренбург 2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования девиантного поведения подростков 5
1.1 Девиантное поведение несовершеннолетних 5
1.1.1 Понятие девиантного поведения 5
1.1.2 Основные причины девиантного поведения 7
1.1.3 Личностные расстройства 8
1.1.4 Основные причины девиантного поведения 9
1.1.5 Девиантное поведение детей и подростков 10
1.2 Проблемы гендерной психологии. 14
1.2.1 Предпосылки, специфика возникновения и развития гендерных исследований в психологии 14
1.2.2 Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины 16
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий склонности подростков к отклоняющемуся поведению 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Описание и анализ
результатов исследования………………
Заключение 23
Литература 24
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в современном мире исследование психологических проблем молодого поколения за счет изменения условий социальной жизни трансформируется из чисто академического вопроса в существенную для освоения общественной жизни задачу. Из-за сравнительно неполного теоретического исследования проблемы, а также из-за значимости, которую в последнее время приобретают гендерные проблемы социализации молодежи, данный вопрос представляется актуальным. Наиболее выраженный характер формирования поведения и сознания подростков проявляется в городе, так как все большую роль играют постоянно возникающие на фоне упадка влияния традиционных социальных институтов неформальные молодежные объединения. Именно они являются одним из наиболее действенных факторов социализации несовершеннолетних. В результате можно наблюдать демонстративное безразличие к авторитету взрослого, вызывающее поведение, резкий рост преступности среди молодежи. В обществе закреплены определенные поведенческие стереотипы, присущие мужчинам (сила, агрессия, независимость, самодостаточность и т.д.) и женщинам (тактичность, зависимость, эмоциональность и т.д.). Типичным, выходящим на первый план для большинства подростков является проявление маскулинности. На сегодняшний день наблюдается заметный рост агрессивности как у девочек, так и у мальчиков-подростков, что эксплицируется в увеличении процента подростковых правонарушений. Причем львиная доля преступлений совершена против личности. Традиционно проявления девиантного поведения изучались вне аспекта гендера, так как считались преимущественно мужским качеством. Таким образом гендерный подход к изучению отклоняющегося поведения подростков открывает новые пути для исследования данного вопроса, при этом не противопоставляя «мужские» качества «женским».
В психологии исследователи, занимающиеся разработкой методологических основ гендерного анализа, представлены как отечественными (Воронина О. А., Клецина И. С., Репина Л.П. и др.), так и зарубежными учеными (Берн Ш., Джин Х., Кандиоти Д., Уэст К., Зиммерман Д. и т.д.).
Гендерный анализ молодежи позволяет увидеть расхождение в агрессивности юношей и девушек-подростков в специфике социализации и принятии ими половых ролей, при этом не перенимая полностью результатов исследований половозрастных особенностей, анализ которых опирается на биологические различия между мужчиной и женщиной, гормональный фон и физическое предназначение.
Также одной из трудностей становления личности в подростковый период является нечеткая формулировка черт, присущих той или иной гендерной роли. Например, родители требуют от девочек скромности, послушания, женственности, в то время как школа размывает границу между физическими и умственными особенностями девочек и мальчиков, а СМИ вещает о настойчивости и ориентированности на себя. Подобное сближение гендерных ролей, стереотипов мужского и женского поведения прививает ребенку чувство бесполости и враждебности окружающего мира. В данном случае защитной реакцией на затруднение гендерной самоидентификации и является агрессия.
Для совершенствования методов коррекционной работы с агрессивной молодежью необходим учет гендерного фактора. Следовательно, гендерные различия девиантного поведения представляются одним из важнейших принципов анализа и изучения агрессии.
На данный момент удельный вес подростковой преступности от общего числа расследованных преступлений составил 28,8 % и неукоснительно растет. Наблюдается увеличение количества подростковых преступлений в городе Орск, в Грачевском, Сорочинском, Красногвардейском, Кувандыкском, Сакмарском и ряде других районов. [30]
Цель: исследование гендерных факторов в поведении девиантных подростков на основе анализа литературных источников.
Задачи: анализ литературных источников.
Объект исследования – гендерные факторы поведения девиантных подростков.
Предмет исследования –девиации поведения подростков.
Глава 1. Теоретические исследования девиантного поведения подростков
1.1 Девиантное поведение несовершеннолетних
1.1.1 Понятие девиантного поведения
Оценка и понимание девиантного поведения, как и любого другого, происходит через сравнение с определенными нормами. Поведение, отклоняющееся от нормы, принято называть девиантным.
Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. [34]
Девиантное поведение
подразделяется на две большие категории.
Во-первых, это поведение, отклоняющееся
от норм психического здоровья, подразумевающее
наличие явной или скрытой
психопаталогии. Во-вторых, это антисоциальное
поведение, нарушающее какие-то социальные
и культурные нормы, особенно правовые.
Когда такие поступки сравнительно незначительны,
их называют правонарушениями, а когда
серьезны и наказываются в уголовном порядке
– преступлениями. Соответственно говорят
о делинквентном (
Подростковый возраст
представляет собой группу повышенного
риска. Во-первых, сказываются внутренние
трудности переходного
С психологической точки зрения, подростковый возраст всегда считался довольно противоречивым и сложным. Впервые он привлекает внимание ученых в ХХ веке. История изучения подросткового возраста достаточно продолжительна, и сейчас психологи владеют большим объемом фактического материала по проблеме. проведено огромное количество исследований разных аспектов жизни подростков: нравственные представления, интересы, идеалы, потребности и т.д. Однако, исследования особенностей характера подростков, проявляющегося в определенных формах поведения, мы считаем наиболее актуальными. Данную проблему изучали:
И.С. Кон, Н.Я. Иванов, К.Леонгардом, В.А. Шаповал, Д.Б. Эльконин, Б.М. Слуцкин, А.Е. Личко и др.
В ходе теоретических работ выяснилось, что девиантное поведение является социально-психологическим понятием, так как обозначает девиацию, или отклонение, от норм, принятых в конкретном историческом обществе. К нормам межличностных отношений относят поступки, высказывания и действия, которые не выходят за рамки психического здоровья человека.
1.1.2 Основные причины девиантного поведения
Девиантное поведение обычно делят на две основные категории:
1. Отклоняющееся от принятых
норм поведение, которое
2. Антисоциальное поведение,
которое нарушает правовые или
какие-либо другие культурные
и социальные нормы. Сюда
Термин девиантное поведение можно применить к лицам с некоторыми формами психических патологий и, на данной основе, склонным к аморальному поведению, самоубийствам, членовредительству.
Следовательно, психические расстройства могут проявляться в двух формах.
Люди с акцентуированными характерами, черты которых находятся на границе с нормой, часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.
Акцентуации у подростков возникают по некоторым причинам:
1. Психические расстройства часто являются ответной реакцией на завышенные требования общества к подростку. Эти отрицательные переживания накладываясь на врожденные отклонения в характере формируют комплекс неполноценности, откуда и появляется потребность в искусственных компенсаторах: табак, наркотики, алкоголь, агрессия, девиантное поведение. Особенно выраженно проявление ранее латентной патологии или акцентуации в пубертатный период.
2. В пубертатный период происходит перестройка психики, что также создает определенные трудности. Изменяются важнейшие процессы: мышление, восприятие, ощущения, черты темперамента, способности проявляются в полной мере.
3. Перестраивается «Я-концепции». «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой. [1]
1.1.3 Личностные расстройства
Отчуждение – процесс, проявляющий себя в том, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, не может выйти из неё самостоятельно. Разрыв связи между собственным «я» и травмирующей средой – единственный для человека способ уйти от конфликта. Отчуждение произрастает из дистанции, создаваемой разрывом между человеком и его окружением.
Деперсонализация – процесс отчуждения самого «я», сопровождается утратой ощущения собственного тела, притуплением эмоций, потерей смысла в любой деятельности, безразличие к окружающему миру.
Депрессия – отрицательно окрашенное состояние аффекта. Депрессию обычно определяют сильной тоской, которая сопровождается кризисом духа и отчаянием. Депрессия сопровождается чувством замедления времени, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности. Возможны попытки самоубийства на фоне мыслей о собственной ничтожности. Депрессия протекает в различных формах.
Локус контроля – мнимая зависимость жизни от внешних сил, приписывание себе, или наоборот другим ответственности за важные события, происходящие в жизни, что создает ощущение безнадежности и бессилия. Также при тяжелых формах мнимое чувство вины, критика со стороны авторитетных для человека лиц, стрессовые ситуации после потери родных или близких людей могут привести к попыткам самоубийства.
Бред физического недостатка -- возникает в основном в пубертатный период преимущественно у девочек. Переживания, связанные с внешностью, широко варьируются от веснушек до якобы чрезмерной полноты или худобы и пр. В некоторых случаях недовольство собственным телом достигает уровня паранойи, и подростки начинают проявлять озлобленность и агрессию.
Учебные неврозы или фобии – молодой человек упорно не желает посещать школу, колледж, институт. Эта форма невроза обычно заключается в конфликтных ситуациях с преподавателями или одноклассниками, в нежелании вникать в отдельные учебные предметы. Неврозами чаще страдают школьники.
Процесс распознания юношеских патологий затруднен, так как в большинстве своем касаются внешне нормальных молодых людей, хотя в большинстве случаев протекают в скрытой форме. Чтобы вовремя распознать негативные черты характера и незамедлительно отреагировать на них специальными методами и нужна психология.
1.1.4 Основные причины девиантного поведения
Существуют определенные группы риска и основные причины девиантного поведения, присущие всем группам:
1. Социальное неравенство выражается в довольно низком, а порой нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в делении общества на богатых и бедных; также важными факторами являются безработица, коррупция, инфляция и т.д. Тяжелое экономическое положение страны в большей степени повлияло на общество, привело к внутренним конфликтам и серьезным трудностям, к значительному увеличению процента совершения аморальных поступков, преступлений на фоне социального неравенства.
2. Морально-этический фактор отклоняющегося поведения выражаен низким морально-нравственным уровнем общества, бездуховностью, психологией вещизма и отчуждением личности. Рыночные отношения приводят к усвоению подростками мысли о том, что все продается и покупается, а торговля телом или рабочей силой становится чуть ли не нормой. Падение нравов несет массовую алкоголизацию, распространение наркомании, бродяжничество, торговлю телом, взрыве агрессии, правонарушений и насилия.
3. Окружающая среда, игнорирующая или поощряющая девиантное поведение. Молодые люди со склонностями к девиантному чаще всего из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитания в семье, проблемы с овладением знаниями, неудачи в учебе, неумение общаться с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, психофизические отклонения, как правило, ведут к кризису духа и потере смысла существования.
1.1.5 Девиантное поведение детей и подростков
Информация о работе Гендерные различия девиантного поведения в подростковом возрасте