Гендерные различия девиантного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование гендерных факторов в поведении девиантных подростков на основе анализа литературных источников.
Задачи: анализ литературных источников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования девиантного поведения подростков 5
1.1 Девиантное поведение несовершеннолетних 5
1.1.1 Понятие девиантного поведения 5
1.1.2 Основные причины девиантного поведения 7
1.1.3 Личностные расстройства 8
1.1.4 Основные причины девиантного поведения 9
1.1.5 Девиантное поведение детей и подростков 10
1.2 Проблемы гендерной психологии. 14
1.2.1 Предпосылки, специфика возникновения и развития гендерных исследований в психологии 14
1.2.2 Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины 16
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий склонности подростков к отклоняющемуся поведению 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Описание и анализ результатов исследования……………………………22
Заключение 23
Литература 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 89.24 Кб (Скачать файл)

Гендерная проблематика все  чаще заявляет о себе в различных  отраслях научного знания. Осмысление феномена гендерной психологии и  разработки гендерного подхода к  ней становится все более актуальным. При решении этих задач мы рассмотрели: предпосылки возникновения феномена гендера, специфику его исследования, проблемы гедерных различий в психологии.

Проблема освещалась с  нескольких сторон: со стороны теории структурного функционализма, отношение  мужчины и женщины определялось через концепцию полоролевого разделения. Половые роли усваивались в процессе социализации. Со стороны же социальных конструктивистов маскулинность – это “принятие некой объявленной позиции, формирование психического комплекса, примерка социального пола, дополнение исторической сексуальности, аппарат культурного различия” (Х. Бхабха), “постоянно меняющийся набор значений, которые мы конструируем в общении с собой, друг с другом и окружающим нас миром” (М. Киммел), что «имеет смысл рассматривать маскулинность как гетерогенную, чувствительную к контексту и возникающую в процессе взаимодействия» (Р.Хоррокс).

 

Пубертатный период можно  по праву считать зоной повышенного  риска, так как сказываются трудности  перехода во взрослую жизнь, от психогормональных процессов, и до перестройки Я-концепции. Также этому служит неопределенность и пограничность социального положения молодежи. Сюда же можно отнести и противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: основанные на послушании и подчинении взрослым, соблюдении установленных норм и правил, детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы предлагают сознательную дисциплину, самоконтроль, которые у подростков еще не окрепли.

Теоретический анализ работ  показал, что отклоняющееся поведение  – социо-психологическое понятие, так как обозначает отклонение от определенных норм , принятых  норм межличностных взаимоотношений в данном конкретно-историческом обществе.

В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены достаточные гендерные различия девиантного поведения подростков по факторам: склонности к нарушению  норм и правил, к аддиктивному поведению, к саморазрушению, к агрессии и  волевые качества детей.

Качественный анализ исследуемых  показал заметные различия между  группами девиантных и недевиантных подростков. Девианты показали более высокий уровень выраженности практически всех психологических характеристик.

Проведенное исследование ставит ряд актуальных вопросов, требующих  разрешения, в частности, более детального изучения гендерных особенностей подростков с девиантным и недевиантным поведением.

 

 

Литература

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как  предмет познания.—Л., 1969.—339 с.

2. Арутюнян М.Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков. М., 1992.

3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. Вопросы психологии. 1991. № 4. 74-82с.

4. Алёшина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Канд. дис. М., 1985.

5. Андреева Г.М. Психология социального познания.  М., Аспект Пресс, 1997.

6. Алёшина Ю. Е., Борисов И.  Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов // Вести. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1989. № 2. С. 44—53.

7. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки. Мир психологии. 1999. 147-155с.

8. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком. Вопросы психологии. 1985. № 3. 135-140с.

9. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.

10. Белкин А. И. Биологические  и социальные факторы, формирующие  половую идентификацию.—В кн.: Соотношение  биологического и социального  в человеке / Отв. ред. В. М. Банщиков, Б.Ф. Ломов. Материалы к симпозиуму. М., 1975,  777—790 с.

11. Бендас Т.В.  Гендерные исследования лидерства. Вопросы психологии.2000. № 1. 87-95с.

12. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование. Вопросы психологии. 1990. № 3. 64-69с. 

13. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины. Ростов-на-Дону. 2000.

14. Вейнингер О. Пол и характер. М. 1997.

15.Виноградова Т.В., Семенов В.В.  Сравнительное исследование познавательных  процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных  факторов. Вопросы психологии. 1993. №  2. 63-71с.

16. Волович А. С. Особенности  процесса социализации выпускников  средней школы: Канд. дис.М., 1990.

17. Воронина О.А. Социокультурные  детерминанты развития гендерной  теории в России и на Западе. Общественные науки и современность. 2000. № 4. 9-20с.

18. Вундер П.А. Эндокринология пола.  М., 1980. — 253 с.

19. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. М., Наука. 1989. 171-188с.

20. Донован Б. Т., Физиология полового развития. М., 1974.

21. Иванова Е. Гендерная проблематика  в психологии.

22. Иванов В.В. Чет и нечет:  Асимметрия мозга знаковых систем. М., 1978. –184с.

23. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. Вопросы психологии. 1987. № 3.  53-62с.

24. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности  и образ Я у подростков. Вопросы  психологии. 2000. № 3. 65-69с. 

25. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998.

26. Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы. СПб.,1998. 188-202с.  

27. Колесов Д.В.; Сальверова Н.Б. Физиолого-педарогические аспекты полового созревания. – М., 1978. – 222с.

28. Коломинский Я. Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1985. 176—190 с.

29. Кон И. С. Психология половых  различий // Вопр. психол. 1981. № 2.  47—57 Кон  И. С Половые различия и дифференциация социальных ролей. – в кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. – 763-776с.

30. Портал правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. Режим доступа -- http://www.orenburg-gov.ru 

31. Кочубей Б. И., Новикова Е.  В. Эмоциональная устойчивость  школьника. М., 1988.

32. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии. 2004г. № 3 – 3-18 с.

33. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М., 1992

 

34. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М. 2004.

 

35. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

 

Приложение №1

 

Тестовый материал

 

 

  1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
  4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
  5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
  6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.
  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
  9. Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем.
  10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
  11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.
  13. Я всегда говорю только правду.
  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.
  15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
  16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
  17. Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.
  18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
  19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
  21. Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а не там, где положено.
  22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
  23. Я иногда не слушаюсь родителей.
  24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
  25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
  26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
  29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
  31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
  32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
  33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  34. Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
  36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
  37. Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.
  38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
  39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
  42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
  46. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.
  47. Иногда я скучаю на уроках.
  48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  49. Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.
  50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
  51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
  52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
  53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
  55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
  56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
  59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  61. Меня раздражает, когда девушки курят.
  62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
  63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
  64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
  66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
  67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
  69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
  71. Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
  74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
  75. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
  76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
  77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.
  78. Я часто не могу сдержать свои чувства.
  79. Бывало, что я опаздывал на уроки.
  80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
  81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  83. Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.
  84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
  89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
  90. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.

 

Приложение №2

 

Ключ к тесту

 

Шкала склонности к преодолению  норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да).

Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да).

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да).

Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 (да).

Шкала волевого контроля эмоциональных  реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да).

 

Приложение №3

 

 

Шкалы

"Нормальная" выборка

М

S

1

7,73

2,88

2

9,23

4,59

3

10,36

3,41

4

12,47

4,23

5

8,04

3,29


 

 

Приложение №4

 

Описание шкал и их интерпретация

 

1. Шкала склонности к преодолению норм и правил

Данная шкала предназначена  для измерения предрасположенности  испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию  общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Результаты, лежащие в  диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют  о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Показатели, находящиеся  в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют  о чрезвычайной выраженности нонконформистских  тенденций, проявлении негативизма  и заставляют сомневаться в достоверности  результатов тестирования по данной шкале.

Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют  о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам  и общепринятым нормам поведения. В  некоторых случаях при условии  сочетания с достаточно высоким  интеллектуальным уровнем испытуемого  и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

2. Шкала склонности к аддиктивному поведению

Данная шкала предназначена  для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.

Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют  о предрасположенности испытуемого  к уходу от реальности посредством  изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному  способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют  об ориентации на чувственную сторону  жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в  аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

 

3. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Данная шкала предназначена  для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.

Результаты, находящиеся  в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале  №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к  риску, выраженной потребности в  острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют  об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

4. Шкала склонности к агрессии и насилию

Данная шкала предназначена  для измерения готовности испытуемого  к реализации агрессивных тенденций  в поведении.

Показатели, лежащие в  диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют  о наличии агрессивных тенденций  у испытуемого. Показатели, находящиеся  в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют  об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством  насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как  средство стабилизации самооценки, о  наличии садистических тенденций.

Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности  результатов.

Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

Информация о работе Гендерные различия девиантного поведения в подростковом возрасте