Гендерные различия девиантного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование гендерных факторов в поведении девиантных подростков на основе анализа литературных источников.
Задачи: анализ литературных источников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования девиантного поведения подростков 5
1.1 Девиантное поведение несовершеннолетних 5
1.1.1 Понятие девиантного поведения 5
1.1.2 Основные причины девиантного поведения 7
1.1.3 Личностные расстройства 8
1.1.4 Основные причины девиантного поведения 9
1.1.5 Девиантное поведение детей и подростков 10
1.2 Проблемы гендерной психологии. 14
1.2.1 Предпосылки, специфика возникновения и развития гендерных исследований в психологии 14
1.2.2 Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины 16
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий склонности подростков к отклоняющемуся поведению 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Описание и анализ результатов исследования……………………………22
Заключение 23
Литература 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 89.24 Кб (Скачать файл)

        Поведение некоторых подростков характеризуются нарушением норм, несоответствием рекомендованному и отличием от нормативного поведения, чем обращает на себя пристальное внимание взрослого. Поведение, не укладывающееся в нормативные требования семьи, школы и общества, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а порой и правовых норм, называют девиантным.

        Девиантное поведение включает антисоциапьные, антидисциплинарные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные поступки. Таковые могут быть обусловлены по своему происхождению отклонением в развитии личности и ее реакции. В большинстве своем подобное поведение – ничто иное как реакция на трудные жизненные обстоятельства. Так как оно находится на границе между нормой и болезнью, психологическое состояние ребенка должно оцениваться не только педагогом, но и врачом.

        Также причиной развития девиантного поведения могут быть особенности физического развития, условия воспитания ребенка и социальное окружение.

Главный вывод о своем  социальном положении подросток  делает оценивая со стороны свое тело. Оценка эта состоит из преломленного в сознании ребенка восприятия его окружающими. Обычно существует два варианта развития событий: ребенок либо пассивно относится к своей физической слабости, либо пытается компенсировать ее других сферах. Дети-акселераты убеждены в собственном превосходстве, держатся естественно и требуют меньше внимания, в то время как отстающие в физическом развитии окружающим представляются маленькими и незрелыми, отчего те, в  свою очередь, чувствуют потребность в опеке. Для того, чтобы изменить сложившееся о себе мнение, дети постоянно проявляют изобретательность, доказывают свою полезность и незаменимость. Подобная гиперактивность приводит к затруднениям в построении взаимоотношений и к эмоциональному напряжению, что и создает условия для возникновения девиаций в поведении.

       Половое созревание также играет немаловажную роль в формировании поведения. При преждевременном половом созревании возникаютэмоциональные расстройства, нарушение поведения, расстройство влечений. При задержке полового развития проявляются медлительность, неуверенность, трудности приспособления.

       Возникновение девиантного поведения обуславливается и психологическими особенностями. Развитие личности младших подростков диспропорционально как в уровне, так и в темпах. Эмоциональность становится неустойчивой, характеризуется резкой сменой настроения, а уровень притязаний завышается из-за появившегося чувства взрослости. Если подросток сталкивается с непониманием его стремлений, либо с критикой его способностей и внешности, отреагировать он может вспышкой аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство.

       Старшие подростки больше беспокоятся о праве на самостоятельность, ищут место в жизни. На данном этапе происходит дифференциация интересов, способностей и талантов, вырабатывается собственная точка зрения, определяется психосоциальная ориентация. Однако в этом возрасте настойчивость и целеустремленность все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Стремление к широким кругам общения уживается с желанием быть в одиночестве, романтизм с прагматизмом, бесцеремонность со стеснительностью, потребность в нежности с садизмом. Чрезмерная категоричность сочетается с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавшего его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание современных подростков характеризуется ранним, еще до наступления социальной зрелости, завершением. Из-за необходимости выбора жизненного пути время приспособления только удлиняется, а социальное становление личности происходит неравномерно и зависит в большой степени от завершения образования, наступления совершеннолетия, материальной независимости. Обычно подростки оказываются неприспособленными к некоторым аспектам жизни и могут тяжело переживать данную ситуацию, собственную несостоятельность.

      В подростковом периоде расширяется диапазон социальных ролей ребенка: ученик, член спортивной команды, участник какого-либо клуба и т.д. Однако освоение их осложненно новизной и разнообразием, что может привести к эмоциональному перенапряжению и нарушениям поведения.

       К поведенческим нарушениям относят:

1. Гиперкинетическое расстройство поведения, характеризующееся недостаточной настойчивостью в любой деятельности, которая требует приложения умственных усилий. Также у девиантов есть тенденция перехода от одного занятия к другому, так и не завершив предыдущего. Активность молодого человека чрезмерна и слабо регулируема. В совокупности со всеми этими факторами могут проявляться импульсивность, безрассудство, склонность попадать в неприятные ситуации, необдуманное или даже вызывающее нарушение правил. Такие дети не любят взрослых, не хотят с ними играть. Во взаимоотношениях со старшими не чувствуют дистанции. Возможны заниженная самооценка и расстройства поведения.

2. Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи, включает агрессивное антисоциальное протестующее поведение, которое проявляется только дома во взаимоотношениях с родственниками или родителями. Характерны воровство из дома, ломание вещей, поджог дома.

3. Несоциализированное расстройство поведения характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими подростками. Данное расстройство отличается отсутствием продуктивного взаимодействия со сверстниками, изоляция от них из-за непопулярности или отвержении ими же, отсутствие каких-либо связей с ровесниками и друзей. Отношения со взрослыми строятся на недоверии, отчужденности, несогласии. Возможны сопутствующие эмоциональные расстройства. Ребенок обычно одинок, драчлив, агрессивен, непослушен, груб. Возможны сильные вспышки неконтролируемой ярости, ведущей к разрушительным действиям, поджогам.

4. Социализированное расстройство поведения отличается от остальных расстройств тем, что агрессивное асоциальное поведение возникает у общительных подростков. Часто находится под влиянием асоциальных ровесников или делинквентной компании. Характерны плохие отношения со взрослыми.

5. Смешанные эмоциональные  и поведенческие расстройства сочетают в себе вызывающее асоциальное поведение с чертами депрессии и тревоги. В сочетании с депрессией является причиной потери интересов, сильными страданиями, утратой удовольствия от эмоциональных, живых занятий, чувства безнадежности, самообвинения. Сопровождаясь тревогой, данные расстройства развивают в ребенке страхи,  боязливость, ипохондрию или другие навязчивые состояния.

6. Делинквентное поведение  подразумевает проступки мелкого  характера, ненаказуемые судом.  Сюда относят прогулы в школе,  хулиганства, угон велосипедов,  вымогание денег, издевательства  над слабыми. Также нередки домашние кражи, мошенничество. Причиной делинквентому поведению недостатки воспитания. Более 70% делинквентых подростков из неполных семей. Около 50% госпитализированных с делинквентным поведением в сочетании с психопатией. Бродяжничество и уход из дома в большинстве случаев обуславливается делинквентностью. 30% больничных пациентов совершали когда-либо побег. Побег для ребенка – это способ ухода от наказания, реакция протеста, развлечение, ответ на недостаток внимания со стороны родителей, желание приобрести самостоятельность и независимость, тяга к перемене обстановки.

7. Аддиктивное поведение, или ранняя алкоголизация и наркотизация, -- это подростковый эквивалент наркомании и пьянства у взрослых. Причем в 50% случаев, наркомания и алкоголизация берут начало в подростковом  возрасте. Около трети делинквентных подростков употребляют алкоголь, а также знакомы с легкими наркотиками. Мотивом служит желание влиться в компанию, стать взрослым, изменить психическое состояние или же банальное любопытство. В дальнейшем подростки выпивают для улучшения настроения, самоуверенности, раскованности. Поведение ребенка считается аддиктивным, если у него появляется сперва психическая зависимость, а затем и физическая. Существует понятие групповой психической зависимости, которая в будущем может развиться в алкоголизм. Ранним признаком алкоголизма и наркотической зависимости можно считать стремление подростка найти повод для распития спиртных напитков, постоянный поиск выпивки или наркотиков.

Не смотря на разнообразие отклонений, можно выделить несколько  общих причин, ведущих к их сохранению и распространению. Эти причины  сводятся к субъективным или объективным  противоречиям социального развития, что нарушает развитие личности, её взаимодействие с обществом, и ведет  к поведению, не соответствующему современным  нормам и правилам.

 

1.2 Проблемы гендерной психологии.

 

Гендерная проблематика все  чаще заявляет о себе в последнее  время. Коснулась она, естественно, и психологии. Все чаще на страницах  психологических журналов можно  встретить такие понятия, как  «гендерный», «гендер». Все острее становится проблема теоретического осмысления феномена гендера и гендерной психологии.

 

1.2.1 Предпосылки, специфика возникновения и развития гендерных исследований в психологии

 

Впервые понятие «гендер» появилось в отечественной научной литературе в 1992 году в сборнике «Женщины и социальная политика». Согласно замыслу авторов, введение нового термина позволило решить ряд стратегических задач: формирование новой научной парадигмы социо-культурных различий между мужчиной и женщиной, а также социальных отношений; обращение внимания на изменение социополовых отношений в современных условиях; стимулирование появления новых научных работ по теме выявления гендерной асиметрии в общественной жизни. Также активное использование учеными нового термина «гендер» создавало ситуацию, «когда людям интересно содержание нового слова» [10 c. 20].

Понятие «гендер» не имеет общепринятого перевода на русский язык. В Американском словаре наследия английского языка одно из значений слова «gendег» определяется как «классификация пола, пол», то есть «gender»— это категория, ссылающаяся на пол. Еще одно значение слова «gendег» - «представление», то есть гендер воспринимается как представление отношений, которое показывает принадлежность к определенному классу, группе, категории. [10 c.36]

Однозначного определения  понятия «гендер» не существует, ни в зарубежной, ни в отечественной научной литературе, но все же многие исследователи пытались раскрыть содержание этого термина в своих работах [1; 3; 7; 17].  Например, по мнению Н.И. Абубикировой, пионерки в данном направлении, «гендер — социальное отношение: не биологический пол, а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений» [1. С. 124]. Отечественные ученые-феминистки Т. Клименкова и О. Воронина определяли «гендер» понятием для обозначения пола «как социального понятия и явления в отличие от биологического понимания пола (sех) как определенной совокупности морфологических и физиологических особенностей. Иными словами, быть женщиной или мужчиной — вовсе не значит просто быть человеком с женской или мужской анатомией. Это значит следовать определенным содиокультурным экспектациям, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых там правил пола» [7. С. 11].

Исследователь С. Айвазова также отмечает, что это понятие можно переводить фразой «социальные отношения полов» или «социально организованное, социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские» за неимением эквивалента в русском языке [3. С. 40].

Из различных формулировок понятия «гендер» можно выделить то, что всеми авторами отмечается разность гендера и биологического пола, подчеркивается социальная природа происхождения гендера. Также социальная сущность гендера определяется различными, предписанными обществом нормами действия и взамимодействия мужчины и женщины. И все же на данном этапе дать конкретное определение этому феномену не представляется возможным.

Развитие исследований гендера рассматривается как междисциплинарная исследовательская практика, реализующая эвристические возможности гендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования» [23. С. 180]. Следовательно на сегодняшний день существует два аспекта исследования феномена гендера: подход к реализации гендерного исследования как научной теории, или как образовательной практики, которая позволит разработку и преподавание гендерно-ориентированных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2 Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины

Многими исследованиями, как  теоретическими, так и экспериментальными, доказано значение категории пола для понимания специфики жизненного пути индивида и его психологических особенностей. Однако гендерная проблематика в отечественной психологии представлена настолько скупо, что это позволило И.С. Кону считать её «бесполой» [5]. В последние годы ситуация резко изменилась. Были опубликованы эмпирические и обзорные работы по проблеме половой социализации [2], [4], [5], [8]. Одним из шагов навстречу проблеме является научно- исследовательский проект АН «Социально-психологические проблемы социализации и усвоения половых ролей», анализирующий особенности позиции мужчин и женщин в современном мире, факторов успешности полоролевого функционирования и полоролевой социализации. За последние 15 лет доказана релевантность теории социокультурной детерминации половых различий.

До недавнего времени  считалось, что существует три типа половых различий, не зависящих от воспитания, среды. Последние данные же показали, что даже по этим параметрам биологических различий не наблюдается  [16], [19], [24], [26], [27], [35].

В повседневной жизни мы все время сталкиваемся с различиями полов, которые по сути являются отражением внутреннего, скрытого соглашения в возможности проявления тех или иных качеств. В общей форме они представлены в терминах «мужественность» и «женственность». Мужчина -- независимый, рациональный, активный, ориентированный на индивидуальные достижения; а женщина -- зависимая, мягкая, экспрессивная, слабая, пассивная и др. Существующие в социуме стереотипы оказывают огромное влияние на процесс становления личности детей, на их социализацию и определяют их направленность. Учитывая собственные представления о чертах, свойственных мужчинам и женщинам, воспитатель, порой сам того не сознавая, поощряет детей к использованию определенной стереотипной формой поведения, полоспецифическими чертами [34].

Информация о работе Гендерные различия девиантного поведения в подростковом возрасте