Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:24, курсовая работа
Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приёмов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Введение …………………………………………………………………..стр. 3
1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек. ….......стр. 6
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.…… …..стр. 6
2. Особенности мотивации учения подростков…………….………...стр. 10
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……….…....…стр. 13
2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков…….…….стр. 17
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………..стр. 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….…стр. 20
2.3 Выводы……………………………………………….. ……………стр. 23
Заключение …………………………………………………………...…стр. 24
Библиография…………………………………………………………...стр. 27
Приложения……………………………………………………………...стр. 29
План
Введение …………………………………………………………………..
1. Мотивация учебной
и психологические различия мальчиков и девочек. …..................стр. 6
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на
формирование положительной мотивации к учению.…….……..стр. 6
2. Особенности мотивации
учения подростков…………….………...
1.3 Психологические
различия мальчиков и девочек……
2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий
на учебную мотивацию
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы
исследования………………...………………………
2.2 Анализ и интерпретация
результатов исследования………….…
2.3 Выводы……………………………………………….. ……………стр. 23
Заключение …………………………………………………………...…стр. 24
Библиография………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность
проблемы. Проблема мотивации является
актуальной как в
Проблема учебной мотивации
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Понятие же «Гендер» наслуху сейчас у многих, оно является достаточно популярным. В настоящее время фактор пола стал важнейшей составляющей многих серьезных социальных, педагогических и психологических исследований. Гендерные исследования помогают более четко акцентировать внимание на изучении различий и сходств в социальном поведении мужчин и женщин, на чертах, стереотипах, ролях, считающихся типичными для них.
Воспитывая
и обучая детей, родители и
педагоги должны учитывать их
половые особенности. Ведь мальчики
и девочки различаются не
Изученность проблемы. Проблема учебной мотивации подростков широко изучена, ей занимались такие авторы как Божович Л. И., Ильин Е. П., Маркова А.К., и др. Их труды и были использованы в курсовой работе.
Проблема же гендерных различий в мотивации учебной деятельности практически не изучена. Те авторы, которые пишут о гендерных сходствах и различиях, только косвенно в своих трудах касаются данной темы.
Новизна
исследования заключается
в том, что в
настоящее время ощущается
дефицит работ в области
Объектом научного
исследования является
Предметом данной
курсовой работы является
Гипотеза работы:
Уровень учебной мотивации
Цель данной работы: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков.
Исходя из выдвинутой
цели, нами были поставлены
1) Изучить литературу по данной теме.
2) Провести эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков.
3) Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.
Методы и
методики исследования. Для исследования
учебной мотивации было
База и время исследования. Исследования влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков проводилось в средней общеобразовательной школе, на учениках восьмых классов. В исследовании приняли участие 59 учащихся 8 классов. Из них 32 мальчика, и 27 девочек. Возраст испытуемых 14 – 15 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава
– теоретическая. В ней повествуется
о видах мотивации учебной
деятельности подростков, о факторах,
влияющих на формирование
Вторая глава
посвящена эмпирическому
Теоретическая значимость заключается в том, что проблема влияния гендерных различий на мотивацию учебной деятельности подростков практически не изучена и в научной литературе не отражена.
Практическая
значимость заключается в том,
что результаты курсовой работы
могут быть использованы в
школьной практике, как педагогами,
так и родителями подростков
для анализа причин
1.Мотивация учебной
различия мальчиков и девочек
1. Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.
«Мотив (фр. Motif – побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к действию. Важнейший этап волевого акта – борьба мотивов, заканчивающаяся принятием решения и его осуществлением посредством отдельного действия или деятельности в целом. Мотив формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности. Мотив как внутреннее побуждение к действию связан с внешним побудительным фактором – стимулом и, как правило, отражает его.
Мотивация –
процесс действия мотива, совокупность
стойких мотивов при наличии
доминирующего, выражающая направленность
личности, ценностные ориентации
и определяющая её
Учебная деятельность
занимает практически все годы
становления личности, начиная с
детского сада и кончая
Под мотивом
учебной деятельности
1.Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.
2. Обучение без личных интересов и выгод.
3. Обучение для социальной идентификации.
4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
5. Обучение по принуждению или под давлением.
________________
1 Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.С. 70 – 71.
2 Гончарова Е. Б. Формирование
мотивации учебной
6. Обучение, основанное
на понятиях и моральных
принятых нормах.
7.Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.1
Выступая в
качестве средства обеспечения
последующей трудовой жизни, сама
учебная деятельность может
Она побуждается
не каким-либо одним мотивом, а
многими мотивами, находящимися
между собой в сложной
К видам мотивов
можно отнести познавательные
и социальные мотивы. Если у
школьника в ходе учения
А.К. Маркова
считает, что вышеназванные мотивы
могут иметь разные уровни
и проходить определённые
Так, познавательные
мотивы имеют уровни: широкие
познавательные мотивы (ориентация
на овладение новыми знаниями
– фактами, явлениями, закономерностями);
учебно-познавательные мотивы (ориентация
на усвоение приёмов
Названные мотивы проходят ряд следующих этапов: актуализация привычных ____________________
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. С. 512.
2. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник Московского университета.
Серия 14. Психология. 2000. №4. С. 33..
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 315.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. С. 115.
мотивов, постановка на основе этих мотивов новых целей, положительное подкрепление
мотива при реализации этих целей, появление на этой основе новых мотивов, соподчинение разных мотивов и построение их иерархии, появление ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости).
Также различные
мотивы имеют неодинаковые
Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные – в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов её осуществления .1
Среди
разнообразных мотивов учения
выделяют внешние и внутренние
мотивы. По Л.М. Фридману, если
мотивы, побуждающие данную
Информация о работе Гендерные различия на учебную мотивацию подростков