Гендерные различия на учебную мотивацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приёмов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Содержание

Введение …………………………………………………………………..стр. 3
1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек. ….......стр. 6
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.…… …..стр. 6
2. Особенности мотивации учения подростков…………….………...стр. 10
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……….…....…стр. 13
2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков…….…….стр. 17
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………..стр. 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….…стр. 20
2.3 Выводы……………………………………………….. ……………стр. 23
Заключение …………………………………………………………...…стр. 24
Библиография…………………………………………………………...стр. 27
Приложения……………………………………………………………...стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

1Гендерных различий на учебную мотивацию подростков.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение …………………………………………………………………..стр. 3

 

1. Мотивация учебной деятельности  подростков

 

    и психологические  различия мальчиков и девочек. …..................стр. 6

 

   1.1 Мотивы учебной  деятельности: их виды и факторы, влияющие на

         формирование  положительной  мотивации к учению.…….……..стр. 6

  2. Особенности мотивации  учения подростков…………….………...стр. 10

   1.3  Психологические  различия мальчиков и девочек……….…....…стр. 13

2. Эмпирическое исследование  влияния гендерных различий

                на учебную мотивацию подростков………………….…….стр. 17

   2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы  и методы

         исследования………………...………………………………….…..стр. 17

   2.2 Анализ и интерпретация  результатов исследования………….…стр. 20

   2.3 Выводы……………………………………………….. ……………стр. 23

Заключение …………………………………………………………...…стр. 24

 

Библиография…………………………………………………………...стр. 27

 

Приложения……………………………………………………………...стр. 29

 

Введение

 

     Актуальность  проблемы. Проблема мотивации является  актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит  потому,  что необходимость внедрения  в практику психологических исследований, выход к реальному поведению  человека, к его регуляции требует  сегодня познания закономерностей  человека и, особенно в отношение  и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

 

            Проблема учебной мотивации существовала, как и раньше, так и будет  существовать ещё долгое время. Её нужно изучать, освещать в  книгах, чтобы выяснить причины  неуспеваемости учащихся, обеспечивать  психологическое сопровождение  учащихся в процессе обучения. Следовательно, она всегда остаётся  современной и актуальной.

 

       Учебная  мотивация определяется целым  рядом специфических для этой  деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых,  организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых,  субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

    Понятие же «Гендер» наслуху сейчас у многих, оно является достаточно популярным. В настоящее время фактор пола стал важнейшей составляющей многих серьезных социальных, педагогических и психологических исследований. Гендерные исследования помогают более четко акцентировать внимание на изучении различий и сходств в социальном поведении мужчин и женщин, на чертах, стереотипах, ролях, считающихся типичными для них.

      Воспитывая  и обучая детей, родители и  педагоги должны учитывать их  половые особенности. Ведь мальчики  и девочки различаются не только  внешне: мужская или женская природа  проявляется задолго до полового  созревания и откладывает свой  определенный отпечаток на их  чувства, сознание и поведение. Вместе  с тем не следует забывать, что представителей мужского  и женского пола все-таки, прежде  всего, объединяют общечеловеческие  качества, которые свойственны и  тем и другим.

     Изученность  проблемы. Проблема учебной мотивации  подростков широко  изучена,  ей  занимались такие авторы как  Божович Л. И.,  Ильин Е. П., Маркова А.К., и  др. Их труды и были использованы в курсовой работе.

   Проблема же гендерных различий в мотивации учебной деятельности практически не изучена. Те авторы, которые пишут о гендерных сходствах и различиях, только косвенно в своих трудах касаются данной темы.

     Новизна    исследования   заключается   в   том,    что   в   настоящее    время  ощущается  дефицит работ в области изучения  качеств содержания и динамики                                мотивов  учебной деятельности  подростков, а также гендерных особенностей этих мотивов.

     Объектом научного  исследования является проблема  мотивации учебной деятельности  подростков.

     Предметом данной  курсовой работы является гендерные  особенности мотивации учебной  деятельности подростков.

    Гипотеза работы: Уровень учебной мотивации девочек  подросткового возраста выше  уровня учебной мотивации мальчиков  того же возраста.

     Цель  данной  работы:  выявить, существуют и  влияют ли  гендерные различия  на уровень учебной мотивации  подростков.

   Исходя из выдвинутой  цели, нами были поставлены следующие  задачи:

   1) Изучить литературу  по данной теме.

   2) Провести эмпирическое  исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков.

   3) Провести анализ  и интерпретацию результатов  исследования.

      Методы и  методики исследования. Для исследования  учебной мотивации было использовано  две методики: Методика диагностики  направленности учебной мотивации, разработанная кандидатом психологических  наук Дубовицкой Т.Д. и  методика изучения направленности на приобретение знаний, предложенная  Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой.

      База и  время исследования. Исследования  влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков проводилось в средней общеобразовательной школе, на учениках восьмых классов. В исследовании приняли участие 59 учащихся 8 классов. Из них 32 мальчика, и 27 девочек. Возраст испытуемых 14 – 15 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.

 

          Структура курсовой работы. Курсовая  работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы  и  приложения.

     Первая глава  – теоретическая. В ней повествуется  о видах мотивации учебной  деятельности подростков, о факторах, влияющих на формирование положительной  учебной мотивации, об особенностях  учебной мотивации подростков. Далее  описываются психологические характеристики  мальчиков и девочек. Здесь говориться  о значимости гендерных различий вообще и лишь немного затрагивает межполовые различия в учении, в связи с не изученностью данной проблемы.

      Вторая глава  посвящена эмпирическому исследованию  гендерных различий на уровень учебной мотивации. В ней описываются цели, задачи, этапы и методы исследования, далее идет описание хода исследования, то есть с кем  и когда проводилось, анализируются и интерпретируются полученные результаты, и делаются выводы.

       Теоретическая  значимость заключается в том, что проблема влияния гендерных различий на мотивацию учебной деятельности подростков практически не изучена и в научной литературе не отражена.

       Практическая  значимость заключается в том, что  результаты курсовой работы  могут быть использованы в  школьной практике, как педагогами, так и родителями подростков  для анализа причин неуспеваемости  учащихся. В курсовой работе исследованы  гендерные различия мотивации учебной деятельности подростков. Ознакомление с данными исследования позволит найти подход к обучению мальчиков и девочек.

 

1.Мотивация учебной деятельности  подростков и психологические

 

    различия мальчиков  и девочек

 

1. Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие  на формирование положительной  мотивации к учению.

 

 «Мотив (фр. Motif – побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к действию. Важнейший этап волевого акта – борьба мотивов, заканчивающаяся принятием решения и его осуществлением посредством отдельного действия или деятельности в целом. Мотив формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности. Мотив как внутреннее побуждение к действию связан с внешним побудительным фактором – стимулом и, как правило, отражает его.

     Мотивация –  процесс действия мотива, совокупность  стойких мотивов при наличии  доминирующего, выражающая направленность  личности, ценностные ориентации  и определяющая её деятельность. Формируется в процессе воспитания  ».1

     Учебная деятельность  занимает практически все годы  становления личности, начиная с  детского сада и кончая обучением  в средних профессиональных и  высших  учебных заведениях. Получение  образования является непременным  требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения  является одной из центральных  в педагогике и педагогической  психологии.2

     Под мотивом  учебной деятельности понимаются  все факторы, обусловливающие проявление  учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Обычно выделяют следующие факторы  мотивации учения:

     1.Обучение ради  обучения, без удовольствия от  деятельности или без интереса  к преподаваемому предмету.

     2. Обучение  без личных интересов и выгод.

     3. Обучение  для социальной идентификации.

     4. Обучение  ради успеха или из-за боязни  неудач.

       5. Обучение по принуждению или под давлением.

________________

1  Практикум по возрастной  психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.С. 70 – 71.

2  Гончарова Е. Б. Формирование  мотивации учебной деятельности  подростков // Вопросы психологии. 2000. №6. С. 132 – 133.

    6. Обучение, основанное  на понятиях и моральных обязательствах  или на обще -

    принятых  нормах.

    7.Обучение для  достижения цели в обыденной  жизни.

    8. Обучение, основанное  на социальных целях, требованиях  и ценностях.1

     Выступая в  качестве средства обеспечения  последующей трудовой жизни, сама  учебная деятельность может управляться  профессиональной мотивацией и  ориентацией на достижение всё  более высоких результатов.2

     Она побуждается  не каким-либо одним мотивом, а  многими мотивами, находящимися  между собой в сложной зависимости. Именно, мотивы, действующие в сложном  комплексе и переплетении, в конечном  счете, определяют каждый акт  поведения школьника, связанный  с его учебной деятельностью.3

     К видам мотивов  можно отнести познавательные  и социальные мотивы. Если у  школьника в ходе учения преобладает  направленность на содержание  учебного предмета, то можно говорить  о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность  на другого человека в ходе  учения, то говорят о социальных  мотивах..4

     А.К. Маркова  считает, что вышеназванные мотивы  могут иметь разные уровни  и проходить определённые этапы.

      Так, познавательные  мотивы имеют уровни: широкие  познавательные мотивы (ориентация  на овладение новыми знаниями  – фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация  на усвоение приёмов самостоятельного  приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных  знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь  следующие уровни: широкие социальные  мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости  учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую  позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы  социального сотрудничества (ориентация  на разные способы взаимодействия  с другим человеком).

     Названные мотивы  проходят ряд следующих этапов: актуализация привычных ____________________

1. Ильин Е.П. Мотивация  и мотивы. СПб: Питер, 2000. С. 512.

2. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник Московского университета.

    Серия 14. Психология. 2000. №4. С. 33..

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 315.

4. Маркова А.К. Формирование  мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. С. 115.

 

мотивов, постановка на основе этих мотивов новых целей, положительное подкрепление

мотива при реализации этих целей, появление на этой основе новых мотивов, соподчинение разных мотивов и построение их иерархии, появление ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости).

      Также различные  мотивы имеют неодинаковые проявления  в учебном процессе.

Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные – в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов её осуществления .1

       Среди  разнообразных мотивов учения  выделяют внешние и внутренние  мотивы.  По Л.М. Фридману, если  мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют  внешними по отношению к этой  деятельности, если же мотивы  непосредственно связаны с самой  деятельностью, то их называют  внутренними.2

Информация о работе Гендерные различия на учебную мотивацию подростков