Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:24, курсовая работа
Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приёмов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Введение …………………………………………………………………..стр. 3
1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек. ….......стр. 6
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.…… …..стр. 6
2. Особенности мотивации учения подростков…………….………...стр. 10
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……….…....…стр. 13
2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков…….…….стр. 17
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………..стр. 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….…стр. 20
2.3 Выводы……………………………………………….. ……………стр. 23
Заключение …………………………………………………………...…стр. 24
Библиография…………………………………………………………...стр. 27
Приложения……………………………………………………………...стр. 29
4.. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 452.
или женщиной: набор половых хромосом. Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения. Именно ею определяется характер реакций на условия развития.
Итак, психологические
различия мальчиков и девочек.
Во-первых, это различия в реакциях
на окружающую
Различия
между мальчиками и девочками
можно выявить еще до рождения:
мальчики обычно сильнее
С возрастом
различия между мальчиками и
девочками становятся все
Принято
считать, что ребенок неосознанно
подражает поведению родителей
своего пола: мальчик – отцу, девочка
– матери. При этом, выбирая одни
и те же занятия или участвуя
в общей игре, они ведут себя
по-разному. Например, помогая отцу
что-либо мастерить, мальчик стремится
повторить его действия, работая
с самим инструментом. Девочка
же вполне может
Женский
пол хуже чувствует ход
случайно предпочитаемые мальчиками игрушки – это предметы перемещения, воздействия, преобразования. Именно мужской пол склонен разбирать целое на части – ____________________
1. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. С. 211.
2. Там же С. 222.
3. Колесов Д. В. Современный подросток: Взросление и пол. М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинта, 2003. С. 178.
и не только в
мышлении (анализ), но и в реальности.
Напротив, предпочитаемые девочками
игрушки – это имитация живых
существ и средств, способствующих
повседневной жизни. В сознании
девочки с раннего возраста
доминирует человек, и все, что
с ним связано. Отсюда и особенности
выбора игрушек Пространство, представляющее
для девочки интерес, сравнительно
невелико. Однако оно тщательно,
до мелочей проработано и
Девочки
склонны к попечительской
Девочки,
как правило, используют игрушку
по назначению, делая ошибки в
ее применении лишь по
Творчество мужского пола в большей мере имеет инновационный характер, тогда как творчество женского пола – жизнеутверждающий, упорядочивающий и декоративный.
Превосходство мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что они
лучше знают прилегающую к дому территорию, относительное расположение тех или
иных объектов, транспортные маршруты.
У девочек уже с первых
1. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. С. 143.
2. Колесов Д. В. Современный подросток: Взросление и пол. М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинта, 2003. С. 129.
3.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. С. 115.
чувствительность к звукам. Не случайно они начинают говорить на несколько месяцев раньше мальчиков.1
Повышенный
интерес к людям и их
Девочки
более исполнительны. Мальчики же
должны сами убедиться в
Заметны
различия в учебных интересах.
Обычно мальчики больше любят
труд, физкультуру, из гуманитарных
предметов – историю. Наименее
любимы у них родной и
В свободное
время виды деятельности у
мальчиков более разнообразны, но
менее организованны. За пределами
дома, в непривычной обстановке
девочки быстрее теряются, с трудом
находят себе занятие. Отправляясь
куда-либо, они имеют определенную
цель, тогда как мальчики находят
себе занятие по ходу, легче
ориентируясь в незнакомой
Зато мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко
переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных _________________
1. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. С. 112.
2. Колесов Д. В. Современный подросток: Взросление и пол. М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинта, 2003. С. 125.
3. Надолинская Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. 2004. №5.
С.32.
поручений по дому.1
Девочки
более самолюбивы и обидчивы,
более чувствительны к критике.
У них чаще наблюдается
Еще одна особенность женской психики связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мужчины больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично.2
Таким
образом, мужской и женский пол
психологически во многом
Существует
противоположные мнения по
Берн
же считает, что родителям и
педагогам необходимо
2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную
мотивацию подростков.
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования.
________________
1. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. С. 112.
2. Колесов Д. В. Современный подросток: Взросление и пол. М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинта, 2003. С. 125.
3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб,2002.318 с.
Исследования влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков проводилось в средней общеобразовательной школе, на учениках восьмых классов.
Характеристика испытуемых: В исследовании приняли участие 59 учащихся 8 классов. Из них 32 мальчика, и 27 девочек. Возраст испытуемых 14 – 15 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.
Гипотеза данной курсовой работы: Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.
Цель данного исследования – выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков.
Достижение поставленной
цели осуществляется через
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Провести эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков.
3.Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.
Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков имеет ряд следующих этапов:
1. Определение темы
и постановка основной
2. Рассмотрение степени разработанности проблемы по данным литературы;
3. Уточнение гипотезы, определение зависимой, независимой и внешних переменных;
4. Выбор методик, которые регистрировали бы зависимую переменную;
5. Отбор испытуемых.
На этом этапе определяется
состав выборки исследования, которая
должна моделировать
6. Проведение самого
эмпирического исследования, организация
процесса взаимодействия с
7. Проведение статистической
обработки результатов
8. Интерпретация результатов и выводы исследования.
Для проведения
данного исследования были
Описание методик:
1.Методика диагностики
направленности учебной
кандидатом психологических наук Дубовицкой Т.Д.1
Данная методика
может использоваться в
Информация о работе Гендерные различия на учебную мотивацию подростков