Гендерные различия на учебную мотивацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приёмов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Содержание

Введение …………………………………………………………………..стр. 3
1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек. ….......стр. 6
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.…… …..стр. 6
2. Особенности мотивации учения подростков…………….………...стр. 10
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……….…....…стр. 13
2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков…….…….стр. 17
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………..стр. 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….…стр. 20
2.3 Выводы……………………………………………….. ……………стр. 23
Заключение …………………………………………………………...…стр. 24
Библиография…………………………………………………………...стр. 27
Приложения……………………………………………………………...стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

1Гендерных различий на учебную мотивацию подростков.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

4.. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 452.

 

или женщиной: набор половых хромосом. Половая принадлежность закладывается в   момент оплодотворения. Именно ею определяется характер реакций на условия развития.

       Итак, психологические  различия мальчиков и девочек. Во-первых, это различия в реакциях  на окружающую действительность, в том числе и на общественные  события. Различия в направленности  интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания психики, необходимые для того, чтобы человек  стал способным иметь собственное  потомство.1

       Различия  между мальчиками и девочками  можно выявить еще до рождения: мальчики обычно сильнее толкают  мать (при шевелении плода). Физически (в среднем) мальчики сильнее. Они  громче и настойчивее кричат, когда голодны. Они рождаются  с большим весом (на 200-300 г), раньше  начинают держать голову в  положении на животе. Уже в  раннем возрасте проявляется  различие: воспитание девочки и  уход за нею обычно связаны  с множеством мелких забот  и беспокойств, чего, как правило, при воспитании мальчика и  уходе за ним нет. Но зато  в течение более длительного  времени девочки находятся «при  матери» - рядом. Мальчики же по  мере взросления склонны удаляться на более значительные расстояния, что порождает беспокойство родителей.2

       С возрастом  различия между мальчиками и  девочками становятся все более  отчетливыми. Эти различия проявляются  задолго до полового созревания  и не определяются характером  воспитания: от него зависит лишь  манера их проявления.

       Принято  считать, что ребенок неосознанно  подражает поведению родителей  своего пола: мальчик – отцу, девочка  – матери. При этом, выбирая одни  и те же занятия  или участвуя  в общей игре, они ведут себя  по-разному. Например, помогая отцу  что-либо мастерить, мальчик стремится  повторить его действия, работая  с самим инструментом. Девочка  же вполне может довольствоваться  лишь участием в общем деле, самим фактом помощи и вспомогательной  ролью.3

       Женский  пол хуже чувствует ход времени  – видимо, сказывается более высокая  эмоциональность. Дело в том, что  именно эмоциональное состояние  человека определяет субъективное  восприятие времени. Что касается  пространства, то не

случайно предпочитаемые мальчиками игрушки – это предметы перемещения, воздействия, преобразования. Именно мужской пол склонен разбирать целое на части – ____________________

1. Хрипкова А.Г., Колесов  Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. С. 211.

2. Там же С. 222.

3. Колесов Д. В. Современный  подросток: Взросление и пол. М.: Московский  психолого-социальный

    институт: Флинта, 2003. С. 178.

 

 и не только в  мышлении (анализ), но и в реальности. Напротив, предпочитаемые девочками  игрушки – это имитация живых  существ и средств, способствующих  повседневной жизни. В сознании  девочки с раннего возраста  доминирует человек, и все, что  с ним связано. Отсюда и особенности  выбора игрушек Пространство, представляющее  для девочки интерес, сравнительно  невелико. Однако оно тщательно, до мелочей проработано и актуально  отражено в сознании. Напротив, у  мальчика пространство, в котором  находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. По  этой причине многое из непосредственного  окружения ускользает от его  внимания, недостаточно отражено  в сознании. Многое зависит от  воспитания: девочку чаще привлекают  к домашнему хозяйству. Мальчики  же, как правило, проявляют меньше  интереса к домашним делам.1

       Девочки  склонны к попечительской деятельности  – ухаживать, нянчить, проявлять  заботу. Девочки склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших  братьев или сверстников. Подобного  не замечается в отношениях  старших братьев к своим сестрам  или мальчиков к девочкам вообще.2

       Девочки, как правило, используют игрушку  по назначению, делая ошибки в  ее применении лишь по незнанию. Мальчики же могут приспосабливать  игрушку к различным целям, часто  не по назначению, осознанно находя  ей неожиданные применения. Их  больше интересует устройство  игрушки, чем ее назначение. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.3

       Творчество  мужского пола в большей мере  имеет инновационный характер, тогда  как творчество женского пола  – жизнеутверждающий, упорядочивающий  и декоративный.

       Превосходство  мальчиков в пространственной  памяти проявляется в том, что  они

 лучше знают прилегающую  к дому территорию, относительное  расположение тех или

 иных объектов, транспортные  маршруты.

               У девочек уже с первых месяцев  жизни наблюдается более высокая _________________

1. Хрипкова А.Г., Колесов  Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. С. 143.

2. Колесов Д. В. Современный  подросток: Взросление и пол. М.: Московский  психолого-социальный

     институт: Флинта, 2003. С. 129.

3.Хрипкова А.Г., Колесов  Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. С. 115.

 

 чувствительность к  звукам. Не случайно они начинают  говорить на несколько месяцев  раньше мальчиков.1

       Повышенный  интерес к людям и их взаимоотношениям  порождает у женского пола  такую особенность поведения, как  сплетничество. Уже к подростковому возрасту ясно, что сплетничество – черта преимущественно женского пола. Мальчиков-подростков в роли сплетников представить труднее. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склонны чаще апеллировать к старшим. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Женский пол больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях.2

       Девочки  более исполнительны. Мальчики же  должны сами убедиться в необходимости  определенных действий. Круг интересов  мальчиков шире, чем у девочек. В речи мальчиков преобладают  слова, передающие действия (глаголы, междометия), тогда как девочки  склонны к предметно-оценочной  речи (имена существительные и  прилагательные, отрицания и утверждения).

       Заметны  различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят  труд, физкультуру, из гуманитарных  предметов – историю. Наименее  любимы у них родной и иностранный  языки. Девочки чаще предпочитают  гуманитарные предметы – историю, литературу. Среди нелюбимых предметов  у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно  больше, чем девочки, читают книг  по истории и о путешествиях  и о путешествиях, но меньше  художественной литературы и  особенно стихов.3

       В свободное  время виды деятельности у  мальчиков более разнообразны, но  менее организованны. За пределами  дома, в непривычной обстановке  девочки быстрее теряются, с трудом  находят себе занятие. Отправляясь  куда-либо, они имеют определенную  цель, тогда как мальчики находят  себе занятие по ходу, легче  ориентируясь в незнакомой обстановке  и воспринимая ее положительно.

      Зато мальчики, как правило, хуже приучены к  самообслуживанию: неловко

переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных _________________

1. Хрипкова А.Г., Колесов  Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. С. 112.

2. Колесов Д. В. Современный  подросток: Взросление и пол. М.: Московский  психолого-социальный

     институт: Флинта, 2003. С. 125.

3. Надолинская Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. 2004. №5.

    С.32.

 поручений по дому.1

       Девочки  более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышенный  интерес к своей внешности, и  они более чувствительны к  оценке ее другими людьми.

       Еще одна  особенность женской психики  связана с различиями в объеме  и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мужчины больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично.2

 

       Таким  образом, мужской и женский пол  психологически во многом различны, но в целом равнозначны и  равноценны, по-разному дополняя  друг друга в той или иной  жизненной ситуации.

       Существует  противоположные мнения по поводу  учета гендерных различий.  Колесов Д.В. считает, что различия мальчиков и девочек необходимо учитывать в процессе воспитания, начиная с самого раннего возраста.

       Берн  же считает, что родителям и  педагогам необходимо научиться  подходить к детям, исходя из  индивидуальных особенностей последних, а не из предлагаемых гендерных различий. Учителей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться. Предполагает, что безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Берн рекомендует, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером.3

 

2. Эмпирическое исследование  влияния гендерных различий на учебную

    мотивацию подростков.

 

2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования.

________________

1. Хрипкова А.Г., Колесов  Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. С. 112.

2. Колесов Д. В. Современный  подросток: Взросление и пол. М.: Московский  психолого-социальный

     институт: Флинта, 2003. С. 125.

3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб,2002.318 с.

 

Исследования влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков проводилось в средней общеобразовательной школе, на учениках восьмых классов.

Характеристика испытуемых: В исследовании приняли участие 59 учащихся 8 классов. Из них 32 мальчика, и 27 девочек. Возраст испытуемых 14 – 15 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.

Гипотеза данной курсовой  работы: Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.

Цель данного исследования – выявить, существуют и влияют  ли  гендерные различия на  уровень учебной мотивации подростков.

 Достижение поставленной  цели осуществляется через решение  следующих задач:

   1.Изучить литературу  по данной теме.

   2.Провести эмпирическое  исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков.

   3.Провести анализ  и интерпретацию результатов  исследования.

      Эмпирическое  исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков имеет ряд  следующих этапов:

   1. Определение темы  и постановка основной проблемы;

   2. Рассмотрение степени  разработанности проблемы по  данным литературы;

   3. Уточнение гипотезы, определение зависимой, независимой  и внешних переменных;

   4. Выбор методик, которые  регистрировали бы зависимую  переменную;

   5. Отбор испытуемых. На этом этапе определяется  состав выборки исследования, которая  должна моделировать генеральную  совокупность;

   6. Проведение самого  эмпирического исследования, организация  процесса взаимодействия с испытуемыми, их мотивирование и инструктирование;

   7. Проведение статистической  обработки результатов исследования;

   8. Интерпретация результатов  и выводы исследования.

       Для проведения  данного исследования были использованы  две методики.

 

Описание методик:

 

     1.Методика диагностики  направленности учебной мотивации, разработанная

кандидатом психологических наук Дубовицкой Т.Д.1

 

    Данная методика  может использоваться в образовательном  процессе и служить  основой  повышения эффективности обучения. Цель методики: выявление направленности  и уровня развития внутренней  мотивации учебной деятельности  учащихся. Методика состоит из  двадцати суждений и предложенных  вариантов ответов. Ответы в виде  плюсов и минусов записываются  либо на специальном бланке, либо  на простом листе бумаги напротив  порядкового номера суждения. Обработка  производится в соответствии  с ключом. Методика может использоваться  в работе со всеми категориями  обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с двенадцатилетнего возраста. Инструкция: вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемым предметам, проставив напротив номера свой ответ. Полученные в процессе обработки ответов испытуемого расшифровывается следующим образом: 0-10 баллов – внешняя мотивация; 11-20 баллов – внутренняя мотивация. Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы: 0-5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации; 6-14 баллов – средний уровень мотивации; 15-20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации. Данная методика может использоваться для выяснения причин неуспеваемости, для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения, для исследования эффективности преподавания дисциплин и поиска резервов его совершенствования.

Информация о работе Гендерные различия на учебную мотивацию подростков