Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:24, курсовая работа
Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приёмов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Введение …………………………………………………………………..стр. 3
1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек. ….......стр. 6
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.…… …..стр. 6
2. Особенности мотивации учения подростков…………….………...стр. 10
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……….…....…стр. 13
2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков…….…….стр. 17
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………..стр. 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….…стр. 20
2.3 Выводы……………………………………………….. ……………стр. 23
Заключение …………………………………………………………...…стр. 24
Библиография…………………………………………………………...стр. 27
Приложения……………………………………………………………...стр. 29
2. Методика изучения
Для
обработки результатов были
______________
1.Дубовицкая Т.Д. Методика
диагностики направленности
образование. 2002. №2. С. 45.
2.Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.С. 543.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования.
Первичная обработка
сырых данных (таблица 1) показывает,
что действительно есть
Таблица 1.
Тип мотивации учения, уровни внутренней мотивации и уровни направленности на приобретение знаний в гендерном аспекте
|Методика диагностики
направленности учебной
|Тип мотивации к обучению
|Мальчики
|Девочки
|Мальчики
|Девочки |Мальчики
|Внешняя – 69% |Внешняя – 37% |Низкий – 16% |Низкий – 4% |Низкий – 16% |Низкий – 4% |
|Внутренняя - 31% |Внутренняя - 63% |Средний – 78% |Средний – 85% |Средний – 75% |Средний – 59% |
| | |Высокий – 6% |Высокий – 11% |Высокий – 9% |Высокий – 37% |
Также данная
таблица отражает различия в
уровне внутренней мотивации
у мальчиков и девочек. Если
посмотреть процентное
Уровни внутренней мотивации учения у мальчиков и девочек.
Первичная обработка методики диагностики направленности на получение знаний также показала, что 37% девочек принадлежит высокий уровень направленности на получение знаний, и всего лишь 9% мальчиков.
Далее, после
первичной обработки
По данной таблице
можно сделать некоторые
периодическое возникновение «нежелания учиться» на уроках больше свойственно именно им. Они же больше обсуждают учебный материал по некоторым предметам в свободное время с друзьями. Для 53% мальчиков отметка по предметам важнее знаний. Положительный ответ на данное утверждение дали лишь 22% девочек.
Велика разница(40%) в ответе на утверждение: «Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю». 75% мальчиков ответили «да». Хотя, трудности, возникающие при изучении какого-то предмета, делают его еще более увлекательным для мальчиков в большей степени. По данной методике больше мальчиков, чем девочек считают, что активно работать и выполнять задания они могут только под контролем учителя.
В равной
степени, и для мальчиков и
для девочек изучение школьных
предметов дает возможность узнать
много важного для себя, проявить
свои способности; некоторые предметы
им интересны, и подростки хотят
знать по ним как можно больше.
И те, и другие стараются самостоятельно
выполнять задания по
Методика
диагностики направленности на
приобретение знаний также
Девочки в большей
степени считают, что отметки
зависят от тщательности
Большинство мальчиков отметили, что желание готовить домашнее задание зависит от того, выставляют ли за него отметки. А процент девочек, ответивших положительно на данный вопрос значительно ниже. На вопрос: «Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть», почти все девочки ответили, что учиться, а вот число мальчиков, ответивших также меньше. Как и в первой методике здесь выяснилось, что для мальчиков важнее отметки, а не знания.
Оказалось, что и мальчикам, и девочкам достаточно нелегко втягиваться в учебу после каникул, они особо не жалеют, что не бывает уроков из-за болезни учителя , а перейдя в следующий класс, получая новые учебники, их одинаково интересует, о чем в них идет речь. Также в равной степени высказались, что учеба – это познание нового.
Очень интересными
оказались наблюдения в
Далее
для обработки результатов
Он подтвердил
выдвинутую в данной курсовой
работе гипотезу. Уровень учебной
мотивации девочек
Таблица 2.
Направленность учебной мотивации у мальчиков и девочек.
|
|
|1.Изучение школьных
|2. Некоторые предметы
мне интересны, и я хочу знать
по ним как можно больше.
|3. В изучении школьных
предметов мне достаточно тех
знаний, которые я получаю на
занятиях.
|4. Учебные задания по
предметам мне неинтересны, я
их выполняю, потому что этого
требует учитель.
|5.Трудности, возникающие
при изучении какого-то
|6. При изучении предметов
кроме учебников и
|7. Считаю, что трудные
теоретические вопросы по
|8. Если что-то не получается
по какому-то предмету, стараюсь
разобраться и дойти до сути.
|9. На занятиях у
меня часто бывает такое
|10.Активно работаю и
выполняю задания только под
контролем учителя.
|11. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими | |
|одноклассниками (друзьями).
|12. Стараюсь самостоятельно
выполнять задания по
|13. По возможности стараюсь
списать у товарищей или прошу
кого-то выполнить задание за
меня.
|14. Считаю, что все знания
по некоторым предметам
|больше.
|15. Оценка по предметам
для меня важнее, чем знания.
|16. Если я плохо подготовлен
к уроку, то особо не расстраиваюсь
и не переживаю.
|17. Мои интересы и увлечения
в свободное время связаны
с учебными предметами.
|18.Некоторые предметы
даются мне с трудом, и мне
приходится заставлять себя
|19. Если по болезни (или
другим причинам) я пропускаю
уроки, то меня это огорчает.
|20. Если бы можно было,
то я бы исключил(а) некоторые
предметы из расписания.
Приложение 2.
Возраст……………………… Пол……………………………
Дается ряд утверждений – вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и обвести этот ответ.
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) Сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) Садишься смотреть
телевизор или играть на
2. После получения хорошей отметки ты:
а) Продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) Не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что
ты остаешься недоволен
а) Да;
б) Нет.
4. Что для тебя учеба:
а) Познание нового;
б) Обременительное занятие.
5. Зависят ли твои
отметки от тщательности
а) Да;
б) Нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) Да;
б) Нет.
7. Зависит ли твое
желание готовить домашнее
а) Да;
б) Нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) Да;
б) Нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) Да;
б) Нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) Да;
б) Нет.
11. Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть:
а) Учиться; б) Болеть.
12. Что для тебя важнее – отметки или знания:
а) отметки; б) знания.
Приложение 3.
Ответы мальчиков и девочек на вопросы методики диагностики направленности ученой мотивации.
|Номер и текст вопроса
|
|1.Изучение школьных
|много важного для себя,
проявить свои способности.
|2. Некоторые предметы мне интересны, и я хочу знать по ним |96% |91% |4% |9% |
|как можно больше.
|3. В изучении школьных предметов мне достаточно тех знаний, |44% |66% |56% |34% |
Информация о работе Гендерные различия на учебную мотивацию подростков