Гендерные различия на учебную мотивацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приёмов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Содержание

Введение …………………………………………………………………..стр. 3
1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек. ….......стр. 6
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.…… …..стр. 6
2. Особенности мотивации учения подростков…………….………...стр. 10
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……….…....…стр. 13
2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков…….…….стр. 17
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………..стр. 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….…стр. 20
2.3 Выводы……………………………………………….. ……………стр. 23
Заключение …………………………………………………………...…стр. 24
Библиография…………………………………………………………...стр. 27
Приложения……………………………………………………………...стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

1Гендерных различий на учебную мотивацию подростков.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

          2. Методика изучения направленности  на приобретение знаний. Методика  предложена Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой.2 Методика состоит из  двенадцати  утверждений.  Инструкция: Дается ряд утверждений-вопросов  с парными ответами. Из двух  ответов нужно выбрать один  и рядом с позицией вопроса  написать букву (а или б), соответствующую  выбранному ответу. Обработка производится  в соответствии с ключом. Максимальное  количество баллов 12. Сумма баллов  от 0 до 12 свидетельствует о степени  выраженности мотивации на приобретение  знаний.

         Для  обработки результатов были использованы  программы Excel  и метод: t-критерий Стьюдента.

______________

1.Дубовицкая Т.Д. Методика  диагностики направленности учебной  мотивации // Психологическая наука  и

   образование. 2002. №2. С. 45.

2.Практикум по возрастной  психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.С. 543.

 

2.2 Анализ и интерпретация  результатов исследования.

 

    Первичная обработка  сырых данных (таблица 1) показывает, что действительно есть гендерные  различия в количественном соотношении  типов мотивации к обучению. А  именно у 63% девочек, принимавших  участие в исследовании,  внутренний  тип мотивации учения, тогда как  этот же тип мотивации  лишь  у 31% мальчиков. То есть, для девочек  более характерно проявление  собственной активности в процессе  учебной деятельности

 

Таблица 1.

 

Тип мотивации учения, уровни внутренней мотивации и уровни направленности на приобретение знаний в гендерном аспекте

 

|Методика диагностики  направленности учебной мотивации                        |Методика диагностики направленности  на получение знаний        |

|Тип мотивации к обучению                  |Уровень внутренней мотивации       |Уровень направленности на приобретение  знаний                  |

|Мальчики            |Девочки             |Мальчики          |Девочки         |Мальчики                         |Девочки                      |

|Внешняя – 69%       |Внешняя – 37%       |Низкий  – 16%      |Низкий – 4%     |Низкий – 16%                     |Низкий – 4%                  |

|Внутренняя  - 31%   |Внутренняя  - 63%   |Средний – 78%     |Средний – 85%   |Средний – 75%                    |Средний – 59%                |

|                    |                    |Высокий – 6%      |Высокий  – 11%   |Высокий – 9%                     |Высокий – 37%                |

 

      Также данная  таблица  отражает различия в  уровне внутренней мотивации  у мальчиков и девочек. Если  посмотреть процентное соотношение  в уровнях внутренней мотивации, то у девочек на 5 – 7% процентов  он выше у девочек.

     Уровни внутренней  мотивации учения у мальчиков  и девочек.

Первичная обработка методики  диагностики направленности на получение знаний  также показала, что 37% девочек принадлежит высокий уровень направленности на получение знаний, и всего лишь 9% мальчиков.

     Далее, после  первичной обработки результатов  методик, было подсчитано процентное  соотношение положительных и  отрицательных ответов у мальчиков  и девочек по методике диагностики  направленности ученой мотивации (см. Приложение 3).

 По данной таблице  можно сделать некоторые выводы. Например, девочки в гораздо большей  степени склонны к поиску дополнительной  литературы по предметам, хотя

периодическое возникновение «нежелания учиться» на уроках больше свойственно именно им. Они же больше обсуждают учебный материал по некоторым предметам в свободное время с друзьями.  Для 53% мальчиков  отметка по предметам важнее знаний. Положительный ответ на данное утверждение дали лишь 22% девочек.

Велика разница(40%) в ответе на утверждение: «Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю». 75% мальчиков ответили «да». Хотя, трудности, возникающие при изучении какого-то предмета, делают его еще более увлекательным для мальчиков в большей степени. По данной методике больше мальчиков, чем девочек считают, что активно работать и выполнять  задания они могут только под контролем учителя.

       В равной  степени, и для мальчиков и  для девочек изучение школьных  предметов дает  возможность узнать  много важного для себя, проявить  свои способности; некоторые  предметы  им интересны, и подростки  хотят  знать по ним как можно больше. И те, и другие стараются  самостоятельно  выполнять задания по изучаемым  предметам, не любят, когда им  подсказывают и помогают.

       Методика  диагностики направленности на  приобретение знаний также показала  различия в ответах на некоторые  вопросы (см. Приложение 4). Например, большее число девочек, получив плохую отметку, придя домой, сразу садятся за уроки, повторяя и то, что плохо ответили. А мальчики же садятся смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

  Девочки в большей  степени считают, что отметки  зависят от тщательности подготовки  к уроку и анализируют после  получения низкой отметки, что  сделали неправильно.

  Большинство мальчиков  отметили, что желание готовить  домашнее задание зависит от  того, выставляют ли за него  отметки. А процент девочек, ответивших  положительно на данный вопрос  значительно ниже. На вопрос: «Что, по-твоему,  лучше – учиться  или болеть», почти все девочки  ответили, что учиться, а вот число  мальчиков, ответивших также меньше. Как и в первой методике  здесь выяснилось, что для мальчиков  важнее отметки, а не знания.

  Оказалось, что и мальчикам, и девочкам достаточно нелегко  втягиваться в учебу после  каникул, они особо не жалеют, что не бывает уроков из-за  болезни учителя , а перейдя в следующий класс, получая новые учебники, их одинаково интересует, о чем в них идет речь. Также в равной степени высказались, что учеба – это познание нового.

   Очень интересными  оказались наблюдения в процессе  ответов на вопросы методик. Для  девочек свойственно разрисовывание  бланков ответов, а мальчикам  оригинальность в написании своего  пола. Например, некоторые мальчики  в графе пол, вместо мужского  писали «мужик», или «средний», дописывая  далее мужской.

       Далее  для обработки результатов использовался  статистический метод: t – критерий Стьюдента для несвязанных выборок.

      Он  подтвердил  выдвинутую в данной курсовой  работе гипотезу. Уровень учебной  мотивации девочек подросткового  возраста выше уровня учебной  мотивации мальчиков того же  возраста. Все различия оказались  значимыми (таблица 2, 3).

Таблица 2.

Направленность  учебной мотивации у мальчиков и девочек.

|                                                                                                                               |Среднее       |

|                                                                                                                               |мальчики      |

|1.Изучение школьных предметов  дает мне возможность узнать  много важного для себя, проявить  свои способности.                   |              |

|2. Некоторые  предметы  мне интересны, и я хочу знать  по ним как можно больше.                                                  |              |

|3. В изучении школьных  предметов мне достаточно тех  знаний, которые я получаю на  занятиях.                                     |              |

|4. Учебные задания по  предметам мне неинтересны, я  их выполняю, потому что этого  требует учитель.                              |              |

|5.Трудности, возникающие  при изучении какого-то предмета, делают его для меня еще  более увлекательным.                         |              |

|6. При изучении предметов  кроме учебников и рекомендованной  литературы самостоятельно читаю  дополнительную литературу.         |              |

|7. Считаю, что трудные  теоретические вопросы по некоторым  предметам можно было бы не  изучать.                                  |              |

|8. Если что-то не получается  по какому-то предмету, стараюсь  разобраться и дойти до сути.                                      |              |

|9.  На занятиях  у  меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».                                       |              |

|10.Активно работаю и  выполняю задания только под  контролем учителя.                                                            |              |

|11. Материал, изучаемый по  некоторым предметам, с интересом  обсуждаю в свободное время (на  перемене, дома) со своими           |              |

|одноклассниками (друзьями).                                                                                                    |              |

|12. Стараюсь самостоятельно  выполнять задания по изучаемым  предметам, не люблю, когда мне  подсказывают и помогают.             |              |

|13. По возможности стараюсь  списать у товарищей или прошу  кого-то выполнить задание за  меня.                                   |              |

|14. Считаю, что все знания  по некоторым предметам являются  ценными и по возможности нужно  знать по этим предметам как  можно    |              |

|больше.                                                                                                                        |              |

|15. Оценка по предметам  для меня важнее, чем знания.                                                                           |              |

|16. Если я плохо подготовлен  к уроку, то особо не расстраиваюсь  и не переживаю.                                                |              |

|17. Мои интересы и увлечения  в свободное время связаны  с учебными предметами.                                                  |              |

|18.Некоторые предметы  даются мне с трудом, и мне  приходится заставлять себя выполнять  учебные задания.                         |              |

|19. Если по болезни (или  другим причинам) я пропускаю  уроки, то меня это огорчает.                                             |              |

|20. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания.                                                  |              |

 

Приложение 2.

 

Возраст………………………        Пол……………………………

 

Дается ряд утверждений – вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно  выбрать один и обвести этот ответ.

 

   1. Получив плохую  отметку, ты, придя домой:

   а) Сразу садишься  за уроки, повторяя и то, что  плохо ответил;

   б) Садишься смотреть  телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету  будет еще через день.

   2. После получения  хорошей отметки ты:

   а) Продолжаешь добросовестно  готовиться к следующему уроку;

   б) Не готовишься  тщательно, так как знаешь, что  все равно не спросят.

   3. Бывает ли, что  ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

   а) Да;

   б) Нет.

   4. Что для тебя  учеба:

   а) Познание нового;

   б) Обременительное  занятие.

   5. Зависят ли твои  отметки от тщательности подготовки  к уроку:

   а) Да;

   б) Нет.

   6. Анализируешь ли  ты после получения низкой  отметки, что ты сделал неправильно:

    а) Да;

    б) Нет.

   7. Зависит ли твое  желание готовить домашнее задание  от того, выставляют ли за него  отметки:

   а) Да;

   б) Нет.

   8. Легко ли ты  втягиваешься в учебу после  каникул:

   а) Да;

   б) Нет.

   9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за  болезни учителя:

   а) Да;

   б) Нет.

  10. Когда ты, перейдя  в следующий класс, получаешь  новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:

   а) Да;

   б) Нет.

  11. Что, по-твоему,  лучше  – учиться или болеть:

   а) Учиться; б) Болеть.

  12. Что для тебя важнее  – отметки или знания:

   а) отметки; б) знания.

Приложение 3.

Ответы мальчиков и девочек на вопросы методики диагностики направленности ученой мотивации.

 

|Номер и текст вопроса                                         |Да                                     |Нет                                   |

|                                                              |Девочки             |Мальчики          |Девочки           |Мальчики           |

|1.Изучение школьных предметов  дает мне возможность узнать     |96%                 |94%               |4%                |6%                 |

|много важного для себя, проявить свои способности.            |                    |                  |                  |                   |

|2. Некоторые  предметы  мне интересны, и я хочу знать  по ним   |96%                 |91%               |4%                |9%                 |

|как можно больше.                                             |                    |                  |                  |                   |

|3. В изучении школьных  предметов мне достаточно тех  знаний,   |44%                 |66%               |56%               |34%                |

Информация о работе Гендерные различия на учебную мотивацию подростков