Гештальт — психологи также
критиковали бихевиористов за отрицание
достоверности интроспекции и исключение
ее из рассмотрения сознания. Коффка утверждал,
что бессмысленно развивать психологию,
лишенную элементов сознания, как это
делали бихевиористы, так как такая наука
может предложить лишь немногим более,
чем набор исследований о поведении животных.
Научные споры сторонников
обоих направлений были крайне эмоциональны
и нередко приводили к личным конфликтам.
Однажды в 1941 году в Филадельфии, когда
Кларк Халл, Толмен, Вольфганг Келер и
несколько других психологов зашли в бар
выпить пива после научной конференции,
Келер громогласно заявил, что слышал,
будто бы Халл на своих лекциях использует
оскорбительное выражение <эти чертовы
геш — тальтисты>. Халл смутился и с укором
указал Келеру, что научные споры не должны
перерастать в военные действия.
На это Келер ответил, что «он
готов обсудить проблемы с позиций научной
логики, но всегда будет бороться с попытками
представить человека в виде автомата,
который начинает действовать, когда в
него бросают монетку». А чтобы усилить
впечатление от своих слов, «он громко
стукнул по столу кулаком».
Теория "поля"
Курта Левина
Курт Левин (1890-1947) –
немецкий психолог, представитель школы
гештальтпсихологии, отец динамической
социальной психологии.
Свою теорию личности Левин
разрабатывал в русле гештальт-психологии,
дав ей название "теория психологического
поля". Несмотря на некоторые
общие идеи с гештальтпсихологами, теорию
поля Курта Левина следует отличать от
этого направления. Главной категорией
гештальпсихологов был образ, а для Левина
таким понятием стал мотив.
Эта теория сложилась
под влиянием успехов точных
наук - физики, математики. Начало века
ознаменовалось открытиями в
физике поля, атомной физике, биологии.
Заинтересовавшись в университете
психологией, Левин пытался и в эту науку внести
точность и строгость эксперимента, сделав
ее объективной и экспериментальной.
Теория Курта Левина является оригинальной теорией
в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной
совокупности условий существующего в
данный момент поля. Он исходил из того,
что личность живет и развивается в психологическом
поле окружающих ее предметов, каждый
из которых имеет определенный заряд (валентность).
Эксперименты Левина доказывали, что для
каждого человека эта валентность имеет
свой знак, хотя в то же время существуют
такие предметы, которые для всех имеют
одинаково притягательную или отталкивающую
силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал
как своего рода энергетические заряды,
вызывающие напряжение человека. В этом
состоянии человек стремится к разрядке,
т.е. удовлетворению потребности.
В рамках теории поля Курт Левин
предлагает схему психологического изучения
человеческого поведения, которая имеет
целый ряд отличительных особенностей:
1. Анализ поведения должен основываться
на общей ситуации.
2. Ситуацию следует интерпретировать
так, как она представляется субъекту.
3. Для объяснения поведения описания простых
связей в смысле ассоциации «раздражитель-реакция»
явно недостаточно. Согласно Курту Левину,
в основе всякого поведения лежат силы,
основными из которых являются потребности.
4. Простая классификация наблюдаемых
феноменов не идет дальше описательного
уровня и может стать причиной неверного
объяснения, поскольку внешне одинаковое
поведение не обязательно связано с одними
и теми же причинами. Необходимо выработать
общие понятия и использовать их как конструктивные
элементы, сочетание которых позволяло
бы объяснить каждый конкретный случай.
5. На поведение влияет только то, что действует
здесь и теперь: будущие и прошлые события
сами по себе не могут определять поведение
в настоящий момент, они действенны лишь
как нечто актуально припоминаемое или
предвосхищаемое.
Еще более значительным для
исследования поведения было требование
Левина анализировать ситуацию в целом.
Результатом такого требования анализа
стало знаменитое уравнение поведения,
согласно которому поведение (В) есть функция
личностных факторов (Р) и факторов окружения
B = f(P,E). Где B – поведение, P – личность,
E – окружение.
Исходя из этого, для объяснения
поведения Левин разработал две отчасти
дополняющие друг друга модели: модель
личности и модель окружения.
Модель личности оперирует
энергиями и напряжениями, т.е. скалярными
величинами.
Модель окружения имеет дело
с силами и целенаправленным поведением,
т.е. векторными величинами.
Основная задача этих двух систем
уравновешивание напряжения на минимальном
уровне напряжения.
Модель личности состоит из
множества регионов. Каждый регион соответствует
определенной цели действия. По своему
местоположению регионы делятся на центральные
(имеют самое важное значение, наиболее
характеризуют человека) и периферические
(менее важные, наиболее приближены к поведению
человека). Важная особенность модели
личности – это состояние границ. Они
могут иметь различную прочность и проницаемость.
Отдельные регионы различаются по состоянию
напряжения. Области с повышенным напряжением
называются напряженная система. Для неё
характерна тенденция к уравновешиванию
напряжения с соседними областями.
В целом данная модель во многом
помогает объяснить, какое действие начнется
после окончания предшествующего и какое
будет возобновлено после прерывания.
К. Левин при помощи модели окружения
описывает психологическую структуру
окружающего мира как пространство действия.
L= P+E, где L – жизненное пространство, P
– личность, E – её окружение.
К. Левин считает, что
психологическая структура мира представляет
собой место действия. Психологическое
пространство, или поле, состоит из различных
областей, структурирующих не пространство
в географическом смысле слова, но психологически возможные
действия и события. Одни области представляют
собой целевые регионы (если обладают положительной
валентностью) и регионы опасности ( если отрицательные),
а другие -инструментальные возможности действия, иными словами,
имеют значение средства действия.
Модель окружения не
столько объясняет, сколько описывает
возможные действия и пространство этих
действий, т.е. данная модель является
ситуативной.
К.Левин и социальная
психология
В 30–х годах Левин начал интересоваться
вопросами социальной психологии. Он был первопроходцем в этой неизведанной
области, и его достижения дают ему право
занять достойное место в истории науки.
Главной особенностью социальной психологии Левина
является введение понятия групповой
динамики, применимое как к индивидуальному,
так и к групповому поведению. Согласно
его взглядам, так же как индивидуум и
его окружение формируют психологическое
поле, так и группа и ее окружение формируют
социальное поле. Социальное поведение
проявляется внутри группы и определяется
конкурирующими подгруппами, отдельными
членами, ограничениями и каналами общения.
Таким образом, групповое поведение в
любой момент времени является функцией
общего состояния социального поля.
К. Левин изучал влияние стилей
лидерства на поведение людей. Он выделял
4 стиля лидерства: демократический, авторитарный,
либеральный, попустительский.
В 1939 К. Левин провел эксперимент.
В качестве испытуемых мальчики-подростки,
4 группы одинаковые по составу. Они представляли
собой детский клуб, в котором изготавливались
различные поделки. Изучались психологические
особенности этих групп в зависимости
от характера управления ими. В течение
7 недель к каждой группе был прикреплен
руководитель, который осуществлял определенный
стиль лидерства. Затем назначался другой
лидер, с иным стилем. И в каждой группе
последовательно сменялись 4 руководителя
с различным стилем лидерства, т.е. независимой
переменной был стиль лидерства.
Результаты: низкий уровень агрессивного
поведения детей присутствовал при авторитарном
стиле лидерства, НО переход от авторитарного
стиля лидерства к другим вызывает резкое
возрастание агрессии, уровень которой
потом снижается.
Помимо этого, Левин подчеркивал важность
изучения коллективных действий и сопутствующих
проблем с целью проведения коррекции
социального поведения. Обеспокоенный
ростом межрасовой напряженности, он провел
групповые исследования по широкому кругу
вопросов, посвященных совместному проживанию
и предоставлению равных возможностей
трудоустройства лиц с разным цветом кожи,
а также предотвращению появления расовых
предрассудков у их детей. Его подход к
изучению этих вопросов позволил разработать
строгие экспериментальные методы анализа
социальных проблем.
Эксперименты такого рода открыли новую
страницу в области социальных исследований
и внесли заметный вклад в развитие социальной
психологии
Распространение
принципов гештальтпсихологии
в области психотерапии
Гештальттерапия – направление
в психотерапии, основные идеи и методы которого
разработал Фредерик Перлз. Основными принципами являются
стремление к развитию и расширению осознавания,
актуальность (работа в настоящем) и принятие
ответственности за происходящее в своём
бытии. Цель и средство гештальттерапии
— «сознательное осознавание» (Ж.М.Робин,
Энрайт, Ф.Перлз). Такая формулировка подразумевает
проживание ситуации здесь-и-сейчас и
сознательное присутствие в этом проживании.
В ней находит отражение и антиинтеллектуальность
позиции Перлза — "забудь о своём уме
и доверься чувствам". В то же время
работа в гештальте ведётся только с тем,
что является актуальным для клиента здесь-и-сейчас.
Гештальттерапия в современной
практике строится на основе философской феноменологии и гештальт-психологии(теории поля).
Большой вклад в развитие методологии
и теории гештальттерапии внесли также
Изидор Фром, Ирвин и Мариам Польстеры,
Джозеф Зинкер, Джон Энрайт, Серж Гингер
и др.
Создатели гештальттерапии
считали это направление психотерапии
абсолютно практическим и не подлежащем
теоретическому изучению. У Фрица Перлза
даже было понятие "слоновье дерьмо"
— специально для обозначения теоретизирования.
Однако с течением времени объем сведений
и осмысление опыта гештальттерапии потребовали
теоретической систематизации и анализа.
И тем и другим впервые занялся Пол Гудмен,
именно ему мы обязаны первым построением
кривой цикла-контакта и введением едва
ли не большинства определений современной
гештальттерапии. Изначально гештальт
считался одним из трёх современных ему
направлений экзистенциальной терапии, наряду с экзистенциальным
анализом Л. Бинсвангера и логотерапией В. Франкла. Базовая идея гештальта основана
на способности психики к саморегуляции
при единстве всех функций человеческого
организма и психики (как одной из них)
— холистичности,
на способности организма творчески приспосабливаться
к окружающей среде и на принципе ответственности
человека за все свои действия, намерения
и ожидания. Основная роль терапевта заключается
в том, чтобы фокусировать внимание клиента
на осознавании происходящего «здесь и сейчас» (а в интерпретации Ф. Перлза:
«здесь и как»), ограничении попыток интерпретировать
события, привлекать внимание к чувствам-индикаторам
потребностей, собственной ответственности
клиента как за реализацию, так и за запреты
на реализацию потребностей.
Личность в теории гештальттерапии
рассматривается как непрерывно протекающий
процесс взаимодействия организма со
средой и с самим собою. В этом процессе
выделяются три важные функции:
ID — совокупность всех телесных, аффективных и эмоциональных процессов;
Personality — совокупность процессов мнезиса;
Ego — функция выбора, принятия решения, включается только при наличии необходимости принятия решения.
С точки зрения Сержа Гингера
все, что происходит с человеком, есть
события, происходящие на границе-контакт,
то есть граница-контакт одновременно
обеспечивает обособление человека от
среды и она же одновременно обеспечивает
возможность взаимодействия со средой.
Подход к сопротивлению в гештальттерапии
коренным образом отличается от подхода
аналитических направлений. Гештальт
рассматривает сопротивления как способы
взаимодействия организма со средой, некогда
имевшие высокую эффективность для взаимодействия,
но здесь и сейчас либо неуместные, либо
вообще единственно доступные клиенту
как способы взаимодействия (например,
для клиента-наркомана самым характерным
способом взаимодействия будет конфлюэнция
второго типа, вполне органичная при взаимодействии
матери и младенца). В связи с этим сопротивления
клиента, естественно демонстрируемые
им в ходе взаимодействия с терапевтом,
используются как основа эффективного
поиска неосознаваемых клиентом потребностей.
Ещё одна функция терапии в
гештальте — выведение клиента на осознавание
своих истинных потребностей. (Например,
молодая женщина, жена моряка, жалуется
на избыточный вес. В ходе терапии выясняется,
что она сильно полнеет, когда её муж в
плавании. Отмечается также привычка —
в начале ночи она идёт к холодильнику
и наедается «до отвала», после чего может
спать. Ходом терапии клиентка выводится
к осознаванию истинной телесной потребности
— потребности в сексе, — «заедаемой»
одинокими ночами, соответственно, она
получает осознавание того, с чем именно
ей надо решать проблему).
Ф. Перлз разрабатывал гештальттерапию,
опираясь на практику психоанализа, экзистенциализм, феноменологию, восточную философию, теорию поля и теорию гештальтпсихологии. Концептуально гештальттерапия
неотделима от гуманистической и экзистенциальной психологии.